Урок экологической культуры «Зелёное золото - наши леса»
Урок экологической культуры «Зелёное золото - наши леса»
Урок экологической культуры " Зелёное золото- наши леса" Охрана природы- одна из важнейших глобальных проблем человечества. Цель урока: расширить знания учащихся о лесе, его значении для людей во все времена, используя произведения устного народного творчества.
Люди должны научиться беречь богатство планеты. Сегодня, как никогда, перед нами стоит проблема экологической культуры и грамотности всего населения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок экологической культуры «Зелёное золото - наши леса»»
Урок экологической культуры
«Зелёное золото - наши леса»
Цель: расширить знания учащихся о лесе, его значении для жизни людей во все времена, используя произведения устного народного творчества.
Задачи:
- Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе.
- Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
I. Орг. момент
Учитель: Здравствуйте. Сегодня ребята мы поговорим о нашем богатстве - лесах. Познакомимся с тайнами леса, сказаниями, легендами, мифами.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в сентябре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
- Ребята как вы думаете, что такое лес?
Лес это не только деревья и кустарники, но и сложный комплекс растений и животных, в которые входят: травы, мхи, лишайники, грибы, звери, птицы и насекомые.
На заре человеческой цивилизации местом обитания людей был лес. Человек находил в лесу всё необходимое для жизни: пищу, лекарства, жилище, одежду, орудия труда и многое другое.
Лес нередко укрывал человека под своим пологом от непрошенных гостей. Не удивительно, что древние люди обожествляли лес и отдельные деревья.
Дерево было символом жизни и долголетия, благополучия и счастья. Дерево прочно вошло в быт каждого человека. Древесина стала сырьём для промышленности, чтобы сделать бумагу, мебель, краски.
Плановая вырубка лесов допустима, а злоупотребление грозит глобальными изменениями в природе. Недаром возникла известная поговорка «Не руби сук, на котором сидишь!» Там где эта заповедь нарушалась, лес жестоко мстил людям. Только при бережном отношении к лесу, к каждому кустарнику, травинке человек мог и может рассчитывать на его щедроты.
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И летней тишины.
Встречает грудь твоя
Так радостно и жадно
Дыханье влажных трав,
И аромат сосны.
Нога твоя скользит
По россыпи иголок,
Шуршит густой травой,
Роняя капли рос,
А сумрачный навес
Широколапых ёлок
Сливается с листвой
Рябины и берёз.
Привет тебе страна
Свободы и покоя-
Родного севера
Неприхотливый лес!
Ты полон свежести,
И всё в тебе живое!
А сколько у тебя
Загадок и чудес.
Учитель: У многих народов были священные рощи - нельзя было рубить деревья в них, даже ветку сломать, ободрать кору. Одни поклонялись дубу, другие народы кипарисовому дереву. В старину считали, что сок берез имеет целебные свойства. Им отпаивали больных, промывали раны, на березовом соке варили кашу.
У многих народов – дуб считали символом крепости и долголетия. Древние греки поклонялись не только духу дерева, но и обожествляли его отдельные части: листья, ветки, древесину.
Верховное божество Зевс изображался увенчанным дубовыми ветками, символизирующими могущество. У каждого народа были свои представления о деревьях наиболее распространённых на их территории.
II. Выступление детей.
Липа:В древности целебную силу приписывали люди липам. Древние германцы приносили под ветки раскидистых лип своих больных детей, надеясь на исцеление. В Швеции тщательно охранялись старые липы считавшиеся родоначальниками древних фамилий. У многих народов липа почиталась каксимвол доброты и щедрости. В греческой мифологии царь богов Зевс за радушие и гостеприимство превратил после смерти гречанку Бавкиду в липу, а её мужа - в дуб. Не случайно в Прибалтике в старину был обычай вырубать в лесу жердь на которую подвешивали колыбель с новорождённым, для девочки из липы, для мальчика из дуба.
Верба: У многих народов ветки вербы почитались как символ весны. Считается, что ветки вербы способны уберечь человека от всяческих несчастий и злых духов.
Ветка вербы как амулет хранится в красном углу избы, возле икон. Раньше, весной, когда наступала пора в первый раз выгонять скот в поле, хозяйки ласково хлыстали буренушек веточкой вербы, ведь считалось, что после такого напутствия корова не отравиться ядовитой травой, будет давать много молока.
Яблоня: У немцев долгое время существовал обычай сажать в честь рождения ребёнка плодовое деревце. Если рождался мальчик- сажали яблоню, если девочку- грушу. Деревья оберегали, веря, что у ребёнка и у дерева будет одна судьба. В мифах и сказках многих народов особая роль отвадилась яблоне, яблоку. Из греческой мифологии известно, что «яблоко раздора» стало причиной Троянской войны. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадьбу, подбросила трём богиням золотое яблоко. Между ними возник спор- кому оно должно принадлежать? Яблоко привлекло внимание богинь надписью: «Прекраснейшей». Разрешил спор троянский царевич Парис, вручивший яблоко богине любви Афродите, за что Афродита помогла Парису похитить прекрасную Елену жену спартанского царя Менелая. Так началась Троянская война.
Яблоко: В скандинавских народных сказаниях богиня вечной юности была обладательницей корзины с волшебными яблоками. Тот, кто их отведывал, обретал вечную молодость. Волшебной силой наделены яблоки и в русских народных сказках. Наливное яблочко на золотом блюдечке. Давала возможность героям сказок увидеть чудесным образом, что же творится на свете. В сказаниях многих народов яблоки чаще всего омолаживают и придают вкусившим их богатырскую силу.
Учитель. Теперь мы с вами знаем, как относились разные народы мира к деревьям, как они их обожествляли, какие обычаи и традиции с этим возникли. Некоторые из традиций дошли до наших дней, например праздник «Русской березки», «Вербное воскресенье», а чудесный праздник новогодней ёлки, с радостью встречают взрослые и дети.
Лес эстетически воздействовал на каждого человека. Дерево настолько прочно вошло в жизнь человека, что нашло отражение в древнерусском календаре. С деревом связано название месяцев календаря: сухий(март),березолол(апрель), листопад(октябрь) и сечень(февраль).
В русских народных песнях много нежных и добрых слов обращено к «зелёной дубравушке» и её «обитателям», «белой берёзоньке», «кудрявой рябинушке», «ракитовому кусту». Действие многих народных сказок происходит в дремучих лесах, вековые деревья хранили тайны. Лесные звери и птицы: медведь, волк, лиса и заяц, довольно часто становились героями русских народных сказок.
- Вспомните русские народные сказки, где главными героями были животные?
- Отгадайте загадку, и вы поймёте, о каком дереве пойдёт речь.
«Весной цветёт, летом плод даёт.
Осенью не увядает, зимой не умирает» (Ель)
Всем известны такие деревья как ель и сосна. В некоторых областях России был обычай наряжать небольшую сосёнку перед свадьбой, украшая её лентами и полевыми цветами. В свадебных песнях сравнивали невесту с молодой сосёнушкой.
«Сосёнушка, сосёнушка, молоденькая,
Чего ты, сосёнушка, не зелёная,
Молодка, молодушка, молоденькая,
Чего ты молодушка, не весёлая?»
Долгое время народ наблюдал за этими деревьями. Замечено: если уродилось много еловых шишек к урожаю ярового(пшеницы), много сосновых- к урожаю ячменя.
-Ребята, какое дерево является символом России? (берёза)
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Русская красавица, сколько о тебе, песен, поговорок, загадок. Слышали ли вы такую загадку?
«Шёл я лесом, нашёл я древо,
Первое- слепому посвечение,
Второе- нагому потепление,
Третье- скрипучему помоложение,
Четвёртое- хворому полегчание».
III. Неотъемлемой частью леса являются животные: звери, птицы, насекомые. Хорошо ли вы знаете птиц?
Кроссворд «Перелётные птицы» (см. Приложение )
1.Перевозчик (кулик)
2.Лебедь
3.Журавль
4.Перепел
5.Ласточка
6.Конёк
7.Стриж
8.Жаворонок
9.Камышовка
10.Скворец
11.Пеночка
12.Аист
13.Вертишейка
14.Цапля
Какие из них обитают в лесу?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стаи на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
IV. Охрана леса- одна из главных задач стоящих перед человеком.
Составьте пословицу из данных слов.
много леса
нет леса
не руби
мало леса
береги
посади
Много леса - береги, мало леса - не руби, нет леса - посади.
V. Охрана природы- одна из важнейших глобальных проблем человечества, затрагивающих основы существования цивилизации на нашей планете.
Мы приближаемся к тому моменту, когда возмущённая планета не сможет обеспечить всех её жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на планете Земля станет невозможна. Шанс сохранения всего живого у нас в руках. Люди должны научиться беречь богатство планеты.
Поэтому сегодня, как никогда, остро стоит проблема экологической культуры и грамотности всего населения.
Путешественник и географ Гумбольд сказал: «Человеку предшествуют леса - его сопровождают пустыни».
Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек- тропу, а тысяча- пустыню».
Как руководствуясь этой мудростью, вы поступите, находясь в лесу?
В каком исключительном случае можно взять домой животное, оставшееся в природе без родителей?
Вот букет, он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срываем без разбора,
Нежные, тугие стебельки.
Зачем мы рвали их - не знаю.
Быстро вянет первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне,
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое,
Ведь не могут же подснежники сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою,
Только очень просим нас не рвать».
Ребята, что нового, интересного вы узнали?
Домашнее задание: подготовить сообщение о животных и растениях занесённых в Красную книгу.