Учебные комплексные экскурсии по природоведению, географии.
Учебные комплексные экскурсии по природоведению, географии.
Данная разработка поможет организовать экскурсии по природоведению и географии, а также по внеклассной работе. Эти материалы отражают специфику организации тех или иных экскурсий, включают определение цели и задач экскурсии, характеристику их содержания, примеры практических и самостоятельных работ обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебные комплексные экскурсии по природоведению, географии.»
Данная разработка поможет организовать экскурсии по природоведению и географии, а также по внеклассной работе. Эти материалы отражают специфику организации тех или иных экскурсий, включают определение цели и задач экскурсии, характеристику их содержания, примеры практических и самостоятельных работ обучающихся.
Учебные комплексные экскурсии по природоведению, географии.
Цель работы: поделиться опытом проведения учебных экскурсий.
Задачи: закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности; развитие наблюдательности, формирование практических умений и навыков; показ школьникам практической значимости географии; определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.
К организационным формам краеведческой работы мы относим как «истинно краеведческие» (экскурсии, походы, путешествия и экспедиции, занятия в краеведческих кружках и группах), так и те, которые относятся к групповым формам теоретической работы в данном направлении (викторины, брейн-ринги, олимпиады, географические вечера).
Совместимостью этих форм работы являются учебные экскурсии. В них проявляется и общая направленность – углубленное изучение окружающей среды, и доступность проведения коллективного труда, направленного на сплочение, а, в некоторых случаях и формирование, ученического коллектива.
Экскурсии - наиболее доступная и массовая форма изучения родного края. В ней преобладают элементы живого наблюдения и прямого общения с природой. Во время экскурсии у ребёнка активизируется мышление и зрительная память. Выполняя физически доступные определённые задания и упражнения, развивается ловкость, логика и понимание правильности принятия решения. Всё это развивает внимательность, аккуратность, сообразительность, развивает физически.
Все известные экскурсии можно разделить на следующие группы: общеобразовательные, учебные тематические, краеведческие. Каждая из групп не имеет точно определённых собственных форм. Изучая окружающий мир, родной край, его природу, историю, учитель повышает у своих учеников не только общеобразовательный, но и культурный уровень. Во время проведения экскурсии в природу изучаются как «живая природа» (растительный и животный мир), так и «неживая» (рельеф, геоморфологическое строение территории, поверхностные воды, климатические и погодные условия).
В настоящее время выделяют такую форму школьных экскурсий, как общегеографические, в ходе проведения которых изучается ландшафт в целом, т.е. составляется его комплексная характеристика.
Экскурсии в природу проводят не только для общего или детального ознакомления с природными объектами или явлениями, но и с целью выявления взаимосвязей между отдельными компонентами природно-территориального комплекса (небольшого ареала). Учащиеся во время экскурсии становятся активными наблюдателями за тем, что происходит вокруг. Наблюдая за окружающим миром, руководителем (руководителями) освещаются вопросы не только посвященные географии. Юные экскурсанты также получают новые знания из мира биологии, истории, краеведения, литературы и многих других наук, с которыми они будут связаны в ближайшем школьном будущем. Данная форма обучения развивает у детей мировоззрение, глубокое понимание моральных и общечеловеческих ценностей общества. Правильно организованные экскурсии, походы способствуют всестороннему развитию личности каждого ребёнка. В ходе экскурсии, похода у ребёнка проявляются, порою не замеченные в школе, определённые способности и умения. А бережное отношение к природе воспитывает в нём нравственность, эстетическое и духовное восприятие мира. После экскурсии (похода) в природу невольно возникает чувство и стремление защитить хрупкий окружающий мир. Немаловажно помнить и об активных движениях на открытом воздухе, что позволит нам говорить и о физическом воспитании учащихся.
Прогулки и экскурсии действительно станут эффективным средством воспитания лишь в том случае, если они будут сочетаться с играми, различными конкурсами и соревнованиями на внимательность, выносливость, силу. Для этого учителю или группе учителей заранее необходимо провести предварительную подготовку и работу на месте проведения мероприятия. И это не только ознакомление с местом проведения экскурсии, но и предварительная «заготовка» конкурсов, запланированных на время самой экскурсии.
Предлагаемые формы проведения экскурсии чаще всего применяют для учащихся 4-5 классов. В некоторых случаях, например, когда турпоходы и экскурсии не являются традиционными в школе, они будут интересны и для немного старших по возрасту ребят. Правда, иногда, они воспринимают учебную экскурсию как возможность отдохнуть на природе, поучаствовать в предлагаемых конкурсах. И это совсем неплохо, так как это, возможно, станет в дальнейшем «первой ступенькой» для участия в школьном туристическом слёте.
Подобные формы урочной и внеурочной деятельности, как правило, рассчитаны на несколько часов. Необходимо заранее позаботиться об обеспечении детей водой и продуктами «для перекуса». Данные учебные и воспитательные мероприятия можно проводить и в выходной день. Если проводить все запланированные конкурсы и исследования, многие ребята могут устать. Следует заранее, учитывая возрастные особенности, место и время проведения, уменьшить физические нагрузки для детей либо некоторые исключить.
Учебные экскурсии в природу, мини-походы можно проводить в лесу, в лесополосе, даже в парках, находящихся в черте города, в окрестностях школы. Заранее необходимо составить карту (схему) местности. Необходимо нанести на неё видимые ориентиры (деревья, группы кустарников, опушку, ручей или реку, крупные камни, валуны, холмы и т.п.) Можно придумать совсем необычные названия тем объектам, с которыми экскурсанты будут сталкиваться во время занятия. Это вызовет у учеников особый интерес к изучаемому объекту.
Конкурс «Тайны Мудрого Берендея»
На месте проведения экскурсии учитель в обязательном порядке напоминает о правилах поведения и безопасности. Школьников располагают на поляне, опушке леса. Если есть в наличии поваленные деревья, можно на них провести размещение учащихся, если нет такой возможности, воспользуемся планшетами или блокнотами, на (в) которых будем производить записи. Ученики получают первое десятиминутное задание «Определение видового состава растений, их высоту, толщину ствола, примерную плотность размещения». Учитель дополнительно может рассказать об истории появления леса, парка. Далее все вместе вспоминаем, как можно определить возраст хвойных деревьев, возможность ориентирования по коре деревьев и их кроне. Если экскурсия проводится осенью, то можно рассмотреть вопрос «Почему лиственные породы деревьев осенью сбрасывают листву, а хвойные породы – нет?». Интегрируясь с другими науками, математикой, например, можно научиться определять высоту дерева по проекции тени, которую оно отбрасывает на землю. Необходимо применить формулу «Подобие треугольников», т.к. у подобных треугольников стороны пропорциональны.
Если лес довольно таки редкий, то в нем можно провести подвижную игру на внимательность (в парке ее проводить более рационально). К деревьям на небольшом расстоянии друг от друга, в хаотическом порядке, на небольшой высоте прикрепляются четко видимые номера от 1 до 10. Каждый ученик должен будет оббежать как можно больше деревьев и коснуться рукой каждого из них. По правилам он должен коснуться деревьев от первого номера до десятого. Заранее необходимо определиться со временем конкурса. Победителя определяют либо по количеству найденных пронумерованных деревьев, либо по скорости выполненного задания. Далее, после проведенного конкурса, учитель может показать ученикам карточки, на которых изображены грибы, растущие в вашем регионе. В блокнотах ученики, не озвучивая, записывают названия грибов, указывая ядовитый или съедобный данный вид гриба. Ребята обмениваются своими записями. Учитель озвучивает правильные названия, следовательно, ребята проверяют знания друг у друга. Продолжая работу с планшетами, можно дать задание на краткое описание дерева и его древесины, указать примерную высоту дерева, описать цвет, твёрдость и упругость древесины, описание и зарисовку листа, описание семени, если таковые имеются. На срезе дерева или на пне обязательно учителю географии необходимо рассказать о способе определения возраста дерева. Научить учеников по расстоянию между годовыми кольцами определять стороны горизонта. Если вы в лесу обнаружите хотя бы небольшой муравейник, необходимо этим воспользоваться и рассказать о возможности ориентирования по нему и о значении муравьёв в природе. Если в поле зрения попадается паутина, ученики должны будут её зарисовать. А в это время учитель, возможно с вами будет и биолог, расскажет о пользе пауков и о предрассудках, которые заставляют человека их уничтожать.
На месте проведения экскурсии можно дать ученикам-экскурсантам ещё небольшое задание по сбору небольшой коллекции природного материала для последующего изготовления поделок.
Конкурс-задание « В царстве флоры»
Изучая лес или парк, необходимо восполнить элементарные ботанические знания учащихся. На предложенную карту, схему (её необходимо изготовить заранее и воспользоваться в начале экскурсии) ученик или группа учеников наносит условные знаки или сокращённые названия травянистых растений, цветов и грибов, если они попадутся в ваше поле зрения. Если на дереве вы увидите древесный гриб (чагу, тутовик), то нужно рассказать об этом представителе «Царства Грибов». В рассказе должна прозвучать информация о пользе гриба, с медицинской точки зрения, и о вреде, который они могут нанести здоровому дереву.
Экскурсантам можно предложить собрать листья для гербария. Уже в стенах школы детям необходимо рассказать и показать, как правильно можно засушить листья и цветы, как сделать из листьев деревьев оттиски.
Следующее задание выполняется коллективно, сообща. Рисунки, фотографии с изображением цветов, стеблей и листьев были перемешаны. Каждой команде необходимо, как возможно быстрее, подобрать к цветку его листья, плоды и стебли. Конкурс проводится на время. Далее по два-три представителя от команд на скорость определяют название цветов, изображенных на карточках или фото (мак, ромашка, шиповник, чертополох, зверобой, одуванчик и т. д.). Дополнительно можно спросить о знаниях тех растений, которые могут применить как лекарственные, определить и назвать растения, из которых можно заварить чай. Очень часто дети во время похода, экскурсии стараются собрать букет или сплести венок из луговых цветов, принести его домой или в школу, подарить его маме или любимой учительнице. Учителю необходимо рассказать детям о том, как надо подготовить воду и сами цветы для того, чтобы сохранить букет в вазе. В свою очередь руководитель экскурсии на месте или заранее должен затратить несколько минут времени на то, чтобы в познавательной, мягкой форме объяснить детям, что в нашем обществе уже стало традицией оставлять нетронутыми цветы в лесу или парке. А букеты для домашнего интерьера можно изготовить и из садовых цветов. Нетронутая живая красота лесного или полевого цветка значительно важнее для человека, нежели что-либо «вырванное из природы».
Интересным будет рассказ учителя или ученика, как заранее подготовленное домашнее задание в виде сообщения, о «растениях- компасах» и «растениях-часах». Первые могут реагировать на поступление на них солнечного света и тепла. Регулируя это, растение может поворачивать свои листья по оси «Юг - Север», например, всем известный, подсолнечник. «Растения-часы» открывают или закрывают свои цветы в определённое время суток.
Задание «Богатства недр земных»
На месте проведения экскурсии в природу отдельные ученики или команды собирают небольшую коллекцию минералов и горных пород. У учителя, в свою очередь, находится заранее подготовленная небольшая коллекция минералов. Она поможет составить коллективный рассказ о полезных ископаемых родного края, о том, как человек их использует в быту и в промышленности. Можно организовать небольшую паузу, физкультминутку, разминку для поиска самого необычного камня. Далее необходимо найденному камню дать собственное имя, например «Философский камень» или «Камень Мудрецов». Если на вашем пути попадается валун (его часто можно встретить на редколесье или в речной долине), учитель может рассказать о том, как природа создала такие необычные большие камни, рассказать о ледниковом периоде и условиях, в результате которых он появился. Таким необычным камням люди издавна давали собственные имена, часто приписывали им «необычные» свойства и особенности. Для примера можно показать фото, на котором изображение «Медного всадника» (памятник Петру І в Санкт-Петербурге). Он водружен на знаменитом «Гром-камне», найденным за сотни километров от Петербурга и доставленным в город волоком.
Задание «В гостях у Водяного»
Если на вашем пути встретится какой-либо водоём (озеро, пруд, ручей или река), то можно сделать ещё одну остановку. У ручья, небольшой реки можно немного «попрактиковаться», измерить ширину русла, определить чистоту и прозрачность воды. Здесь же можно проверить глазомер детей, рассчитав с помощью шагов длину отрезка русла ручья. Для этого нужно измерить длину шага ребенка и умножить на количество отмеренных шагов. С помощью математических расчетов дополнительно можно вычислить ширину ручья, используя ориентиры на противоположном берегу. Следующей задачей будет вычисление скорости водного потока. Здесь можно предложить ученикам наблюдать за потоком и сравнить скорость водного потока с собственной скоростью ходьбы (примерно 4-5км/час). Далее можно с помощью нескольких поплавков и секундомера измерить скорость потока воды в ручье. Сравниваем полученные результаты.
За две-три минуты можно провести мини-викторину для учеников, проверяя знания гидротопонимики края (названия водных объектов), и названия животных и растений, обитающих в водоёмах и на их берегу.
Задание «Земля – мать-кормилица»
Как правило, у реки или ручья можно обнаружить небольшой почвенный разрез. Его изучение позволит ознакомить учеников ещё с одной необычной наукой «Почвоведение». Здесь можно произвести замеры слоёв почвенного разреза, определить структуру и включения почвы. Одним из заданий может служить заранее подготовленное учеником небольшое сообщение об угрозах разрушения почвы, созданные как самой природой, так и человеком. Ребята могут предложить способы охраны и сохранения почвы.
Все теоретические и практические данные, полученные за время экскурсии, в дальнейшем обрабатываются и систематизируются уже дома или в школе.
Если позволят погодные условия, время, самочувствие и настроение ребят, итогом экскурсии или похода будет проведение небольшого игрового конкурса «Робинзоны». Задания будут посвящены туристической тематике.
Конкурс «Робинзоны»
Для начала на покрывало можно разложить немного больше десятка предметов туристического снаряжения, применяемых в пеших походах. Из этого количества необходимо, по мнению учеников, выбрать пять наиболее важных. Более громоздкие предметы снаряжения можно заменить фотографиями или их изображениями. Например, с собой в поход необходимо взять блокнот, карандаш, нож, флягу с водой, лупу, фотоаппарат, небольшой по размеру топор и совок. Каждая из команд должна объяснить причину своего выбора.
С осторожностью и с соблюдением мер безопасности можно провести конкурс «Согрей и накорми себя. Умение розжига костра». Ученики уже получили «домашнюю заготовку». Они заранее расспросили у родителей, учителя физкультуры, нашли необходимую информацию в Интернете о способах розжига костра и подготовки места для его расположения. Под присмотром старших можно засечь время, за которое появится огонь.
Следующий конкурс «Самый модный головной убор». Для этого
учитель из листа газеты изготавливает панаму. Далее с помощью небольших подсказок ученики изготавливают подобные головные уборы. Определяется самый удачно изготовленный и самый «красивый», определяется лучший мастер конкурса.
Если какое-либо задание предлагаемых конкурсов по причине отсутствия тех или иных природных объектов не проводится, ученикам можно предложить ещё один подвижный конкурс. Его поможет провести учитель физической культуры.
Конкурс «Туристическая тропа»
На заранее определённом участке прокладывается «туристическая тропа». На ней наносятся «болотные кочки», «ручей» и «овраг», по которым учащиеся по очереди проходят этап. Если есть такая возможность, на высоте не более полуметра от земли можно натянуть небольшой канат, переход по натянутому канату также станет одним из этапов. Далее организован этап «перенос пострадавшего в пути туриста». Ученики должны показать способы переноса человека, который получил травму. Также проводятся подвижные упражнения и игры с мячом и некоторым спортивным инвентарём.
Возвращаясь домой после экскурсии, в незатейливой форме можно провести викторину, посвященную истории и литературе. Возможно, именно здесь некоторые дети могут показать свои знания и проявить себя. Ведь кто-то стеснялся, кто-то побоялся участвовать в подвижных конкурсах, кто-то посчитал и заранее себя настроил, что находиться в природе ему будет неинтересно. Учитель должен работать с учениками до порога школы.
Викторина «А напоследок … я отвечу»
1. Кто написал книгу «Робинзон Крузо»?
2. Как звали попугая Робинзона?
3. Почему Робинзон назвал своего слугу Пятницей?
4. Сколько лет провёл Робинзон на необитаемом острове?
5. В каком океане находился остров, на котором жил Робинзон?
6. Где в настоящее время расположен «Остров Робинзона»?
7. Кто автор романа «Дети капитана Гранта»?
8. Как назывался корабль, на котором искали пропавшую экспедицию капитана Гранта?
9. На каких материках побывали путешественники?
10.Как зовут знаменитого географа, героя романа «Дети капитана Гранта»?
11. Как Паганель определил то, что экспедиция попала в Африку, а не в Южную Америку?
12. В каких горах путешественники пережили землетрясение?
13.Вблизи какого материка обнаружен был капитан Грант?
14. Кто открыл Америку?
15. Кто описал «путь в Индию»? Кем по профессии был Афанасий Никитин?
16. Как назывался путь «Из Китая в Европу»?
17. Что открыл Васко да Гама?
18. Почему белые медведи не могут переплыть пролив Дрека?
19. Какой самый большой остров планеты?
20. Из чего состоят природные комплексы Земли?
21. Назовите самые высокие горы мира, самые большие и маленькие моря Земли, самые крупные реки и озера нашей планеты.
К викторине могут присоединяться и учителя-предметники «негеографического профиля».
Пути повышения эффективности экскурсии
Признавая экскурсию в качестве одной из форм обучения и воспитания, учитель-географ постоянно ищет пути ее дальнейшего совершенствования.
Учебные экскурсии, небольшие походы в природу, комплексные или тематические практики, когда в них задействовано большое количество участников, рекомендовано проводить не одному учителю-географу, а обязательно привлекать, как указано ранее, учителей истории, биологии, физкультуры, инструкторов по туризму, родителей учащихся.
Многое делается для того, чтобы с первых минут экскурсии или полевой практики овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью учитель сразу включает детей в активную познавательную деятельность: проводит небольшие по объему индивидуальные и коллективные задания, таким образом, привлекает всех детей к активной деятельности.
Определенное значение для поддержания рабочего настроя учащихся во время экскурсии имеет поэлементное усвоение данных изучаемого объекта, т. е. подразделение его на небольшие законченные элементы, и последовательная отработка их до полного обобщения и усвоения.
Важным средством повышения эффективности усвоения знаний является многообразие видов деятельности во время проведения экскурсии. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.
Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью проведения комплексной или тематической экскурсии, не является ее выражением.