kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Центральная Россия. Географическое положение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представление о составе территории и географическом положении Центральной России.
  • Развивающие:  развивать умения в работе с картами атласа, анализировать текст, схемы, карты для выяснения особенностей положения региона Центральной России, работать с дополнительным материалом, в том числе с  учебными интернет- сайтами.
  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, чувство ответственности и уважения к товарищам своего класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Центральная Россия. Географическое положение»

Технологическая карта урока по теме

«Центральная Россия. Географическое положение».

  1. Талпы О.В.

  2. 9В класс 18.01.2018, география

  3. Комбинированный урок.

  4. Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представление о составе территории и географическом положении Центральной России.

  • Развивающие: развивать умения в работе с картами атласа, анализировать текст, схемы, карты для выяснения особенностей положения региона Центральной России, работать с дополнительным материалом, в том числе с учебными интернет- сайтами.

  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, чувство ответственности и уважения к товарищам своего класса.

  1. Дидактические средства:

- для учителя: политико-административная карта России.

электронное приложение к УМК «СФЕРЫ» (далее ЭП)

Презентации к уроку:

- Презентация для проверки знаний по теме «Европейский Север и Северо-Запад»

- «Центральная Россия. Географическое положение»

- «Москва – звонят колокола»

- «Москва – столица РФ»

- «Золотое кольцо» России»

- для учащихся: тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, атласы,

контурные карты.


Характеристика этапов урока:


Последователь-ность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Актуализация знаний.




2. Проверка

дом. задания

Презентация по проверке -тест






















































ВЫВОД.





3. Изучение новой темы:

атл. с.7

слайд1 Ц.Р

(Тема урока).



слайд 2 План изучения рег.







Задачи урока









атл. с.7

слайд3

Состав Ц.Р.




учебн.с 116 визитная карт.

ЭП




атл. с 48







учеб.с.116-117

ЭП




ФГП










ЭГП




Презентация Москва -песня

презентация «Москва-столица»


ЭП. Рис. С.117

2.3.1. Хозяйственные связи


ЭП схема

«Москва порт

пяти морей»



ГПП



Вывод по ГП










Презентация «Золотое кольцо»

















РЕФЛЕКСИЯ






















Домашнее задание

- Напомните, какую большую тему мы с вами изучаем.

- Какие регионы мы изучили?

- Я хочу посмотреть, как вы усвоили материал по предыдущим регионам.


1.ТЕСТ: (через презентацию слайды с заданиями)

(отвечают на листочках)

(Выберите один верный ответ)

1.В состав Европейского Севера не входит:

А. Мурманская область

Б. Республика КОМИ

В. Ленинградская область

Г. Вологодская область

2. В состав Европ. Северо-Запада входит:

А. респ. Карелия

Б. Псковская обл.

В. Архангельская обл.

Г. Ненецкий АО

3. По какому озеру проходит государств. граница РФ:

А. Онежское

Б. Ладожское

В. Чудское

Г. Ильмень-озеро

4. Назовите черту ГП не характерную для Европ. Северо-Запада:

А. Внутриконтинентальное

Б. Северное

В. Приморское

Г. Пограничное

5. Крупнейшие запасы янтаря имеются в:

А. Новгородская область

Б. респ. Карелия

В. Ленинградская обл.

Г. Калининградская обл.

6. Назовите угольный бассейн Европ. Севера:

________________________

7. Назовите крупное месторождение железных руд в Карелии: ________________________

8. Назовите центр черной металлургии полного цикла в Европейском Севере: ______________________

9. Какая отрасль промышленности не является отраслью специализации Европ. Северо-Запада:

А. Машиностроение

Б. Топливная

В. Пищевая

Г. Лесная

10. Назовите центры химической пром. Европ. Сев-Запада:

А. Кириши

Б. Кировск

Г. Псков

Д. Вологда

11. О каком городе идет речь:

Это второй по численности населения город страны, крупнейший транспортный узел района, важнейший международный морской порт страны, производитель атомных ледоколов.


2. - Скажите, какой экономический район лучше обеспечен природными ресурсами Европейский Север или Северо-Запад? (Е . Север)

- А трудовыми ресурсами? (Северо-запад)


Итак, Европейский Север имеет хорошие запасы природных ресурсов, , что определяет его специализацию хозяйства. Северо-Запад плохо обеспечен природными ресурсами, но занимает более выгодное ГП, хорошо обеспечен трудовыми ресурсами.


СЕГОДНЯ на уроке мы продолжим изучение экономических районов России.

- по атласу с.7, посмотрите, какой регион расположен к югу от Европ. Севера и С-Запада? (Центральная Россия)


Объявляю ТЕМУ УРОКА – Центральная Россия.


-Что следует нам рассмотреть по региону, назовите план изучения регионов:

1.Состав и ГП района

2. Особенности природы

3.Население р-на

4. Хозяйство района

5.Перспективы развития


Сегодня на уроке мы рассмотрим только Географическое положение региона Центральная Россия.


А что такое Географическое положение? Что следует нам рассмотреть ?

( ГП региона – это положение его на карте:

физико- географическое

экономико-географическое

геополитическое)


Посмотрим сначала состав региона Ц.Р.

- посмотрите, из каких районов состоит Ц. Россия?

- состоит из 3 районов:

Центральный

Центрально-черноземный

Волго-Вятский

- по учебнику с.116, по визитной карточке определите

какова доля Ц.Р. по населению и площади в России?

(Н~31,5% , S~ 5,4%)

Следовательно, здесь на небольшой территории проживает около 1/5 населения страны.


Посмотрите по карте с 48, какие субъекты РФ входят в состав каждого Э.Р.?


- Центрального района (13 субъектов)

- Центрально-Черноземного р-на (5 обл.)

- Волго-Вятского района (5 субъектов)


- Дадим оценку ГП Ц. России, для этого работаем в группах.

- по рис. учебника с 116 и тексту дайте оценку :

1. группа - ФГП Ц.Р .

2. группа - ЭГП Ц.Р.

3. группа - Геополитическое положение Ц.Р.

1.ФГП – центр Русской равнины, на водоразделе рек Волги, Дона, Днепра.

Именно здесь проходили пути «Из варяг в греки» , через реки и там, где рек не было, волоком тянули свои суда и лодки до следующей реки. Появились такие названия центров как например, Вышний Волочок , Волоколамск и др.

Здесь сформировался умеренно-континентальный климат.


2. ЭГП – удобное центральное положение,

транспортное, радиальная конфигурация транспортной сети,

столичное положение.

Граница с развитыми районами страны.


(песня Газманова «Москва – звонят колокола…)


Послушаем сообщение о Москве.


-Москва притягивает потенциал всех регионов страны.

Центральная Россия - фокус хозяйственных связей.



Москва – порт 5 морей. Объясните – каких?

- по карте видно, через систему каналов : Волго-Донской, Беломорско-Балтийский, Волго-балтийский водный путь, Москва имеет выход в Белое море, Балтийское,

Каспийское, Черное, Азовское.


3. Геополитическое положение – пограничное с Украиной и Беларусью.


Итак, сделайте вывод о ГП Ц.Р.

ГП Ц. России очень выгодно и удобно для развития хозяйства:

  1. -Ц. Россия является центром европейской части страны.

  2. -Имеет столичное положение.

  3. –Расположена на пересечении важнейших транспортных магистралей.

  4. -Является историческим и экономическим ядром России.

- Москва – собирательница Земли Русской.

- Действительно, Москва – собирательница Земли Русской. Славится Центральная Россия своими древними городами, храмами. Именно в Центральной России находится так называемое «Золотое кольцо». А знаете ли вычто это такое?


«Золотое кольцо» России - туристский маршрут, проходящий по древним городам Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел.

В Золотое кольцо России входят всего 12 городов:  Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский,  Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Боголюбово, Владимир, Юрьев-Польский.

1 октября 2015 года в маршрут был включён город Касимов Рязанской области, 19 апреля 2016 включен г. Калуга.


Вывод: Ц.Р. имеет весьма удобное ГП.

-ответьте на вопросы теста по теме (8 вопросов)

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

А) Центральный Б) Центрально-Чернозёмный

В) Волго-Вятский Г) Северный

2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках

А) по рекам Б) по грунтовым дорогам В) по морям

3. Центральная Россия имеет ….. положение

А) периферийное Б) столичное В) приречное

4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

А) Украина Б) Беларусь В) Молдавия Г) Литва

5. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами Б) железными дорогами

В) трубопроводами Г) всеми видами транспорта

6. Развитию экономики Центральной России благоприятствует: _____________________________

Ответьте на вопросы: (подчеркните ответ)

1. На уроке я работал: активно - пассивно

2. На уроке я: устал - не устал

3. Мое настроение стало: хуже – лучше

4. Материал был: понятен – не понятен

§33,

контурная карта с. 16-17 ( зад 1-2).

ответы на вопросы:

- регионы России.

- Европейский Север и С-запад.




- решают тест:

ОТВЕТЫ:

1.В

2.Б

3.В

4.А

5.Г

6.Печорский

7.Костомукша

8.г. Череповец

9.Б

10.А

11. г. Санкт-Петербург


на работу 6 мин.

затем обмениваются

листочками и взаимопроверка,

ответы высвечиваются через презентацию

ОЦЕНИВАНИЕ:

«5» - нет ошибок, 1 ошибка

«4» -2-3 ошибки

«3» - 4-5 ошибок

«2» - 6 ошибок и более


























Отвечают на вопросы учителя.




Делают обобщение вместе с учителем.







работают с атласом с.7

- регион Центральная Россия

записывают тему урока в тетради.

-Называют план изучения р-на:







Пишут в тетради тему: «Географическое положение Ц Р.»







работают с картой атласа с.7

Записывают состав Ц. России в тетрадь – 3 района.




работают с учебн. С.116



.



- работают с атл. стр.48






работа в группах по анализу ГП центр. России

( 4 мин. На подготовку)




выступают с ответами по ГП, дают оценку ГП.

1.ФГП оценивают








2. Оценивают ЭГП





слушают фонограмму


Сообщение ученицы о Москве.


по рис.2.3.1. оценивают хозяйственные связи с др. районами.


Называют каналы и моря





3. Оценивают геополитическое положение.



Формулируют вывод об удобстве ГП центральной России.







Выступление ученицы с презентацией «Золотое кольцо»


учащиеся слушают и заполняют схему городов «Золотого кольца»














- решают тест на листочках

ОТВЕТЫ:

1.Г

2.А

3.Б

4.АБ

5.Г

6.удобное ГП


(Обмениваются , самопроверка, оценивание)


    1. ошибка - «5»

2-3 ошибки - «4»

4 ошибки – «3»

5 ошибок – «2»












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Центральная Россия. Географическое положение

Автор: Талпы Ольга Валентиновна

Дата: 28.02.2020

Номер свидетельства: 541427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Географическое положение Евразии. История открытия и исследования материка. "
    ["seo_title"] => string(87) "gieoghrafichieskoie-polozhieniie-ievrazii-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-matierika"
    ["file_id"] => string(6) "156460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421425501"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Тесты Центральная Россия (особенности районов) "
    ["seo_title"] => string(50) "tiesty-tsientral-naia-rossiia-osobiennosti-raionov"
    ["file_id"] => string(6) "138496"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417542426"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Состав, географическое положение, население, общая характеристика природных условий и ресурсов Северного Кавказа. "
    ["seo_title"] => string(132) "sostav-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-nasielieniie-obshchaia-kharaktieristika-prirodnykh-uslovii-i-riesursov-sieviernogho-kavkaza"
    ["file_id"] => string(6) "236843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444159866"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока на тему:"Центральный район России" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tsientral-nyi-raion-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "128010"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415400686"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Центральный экономический район "
    ["seo_title"] => string(35) "tsientral-nyi-ekonomichieskii-raion"
    ["file_id"] => string(6) "243977"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445867760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства