- Напомните, какую большую тему мы с вами изучаем. - Какие регионы мы изучили? - Я хочу посмотреть, как вы усвоили материал по предыдущим регионам. 1.ТЕСТ: (через презентацию слайды с заданиями) (отвечают на листочках) (Выберите один верный ответ) 1.В состав Европейского Севера не входит: А. Мурманская область Б. Республика КОМИ В. Ленинградская область Г. Вологодская область 2. В состав Европ. Северо-Запада входит: А. респ. Карелия Б. Псковская обл. В. Архангельская обл. Г. Ненецкий АО 3. По какому озеру проходит государств. граница РФ: А. Онежское Б. Ладожское В. Чудское Г. Ильмень-озеро 4. Назовите черту ГП не характерную для Европ. Северо-Запада: А. Внутриконтинентальное Б. Северное В. Приморское Г. Пограничное 5. Крупнейшие запасы янтаря имеются в: А. Новгородская область Б. респ. Карелия В. Ленинградская обл. Г. Калининградская обл. 6. Назовите угольный бассейн Европ. Севера: ________________________ 7. Назовите крупное месторождение железных руд в Карелии: ________________________ 8. Назовите центр черной металлургии полного цикла в Европейском Севере: ______________________ 9. Какая отрасль промышленности не является отраслью специализации Европ. Северо-Запада: А. Машиностроение Б. Топливная В. Пищевая Г. Лесная 10. Назовите центры химической пром. Европ. Сев-Запада: А. Кириши Б. Кировск Г. Псков Д. Вологда 11. О каком городе идет речь: Это второй по численности населения город страны, крупнейший транспортный узел района, важнейший международный морской порт страны, производитель атомных ледоколов. 2. - Скажите, какой экономический район лучше обеспечен природными ресурсами Европейский Север или Северо-Запад? (Е . Север) - А трудовыми ресурсами? (Северо-запад) Итак, Европейский Север имеет хорошие запасы природных ресурсов, , что определяет его специализацию хозяйства. Северо-Запад плохо обеспечен природными ресурсами, но занимает более выгодное ГП, хорошо обеспечен трудовыми ресурсами. СЕГОДНЯ на уроке мы продолжим изучение экономических районов России. - по атласу с.7, посмотрите, какой регион расположен к югу от Европ. Севера и С-Запада? (Центральная Россия) Объявляю ТЕМУ УРОКА – Центральная Россия. -Что следует нам рассмотреть по региону, назовите план изучения регионов: 1.Состав и ГП района 2. Особенности природы 3.Население р-на 4. Хозяйство района 5.Перспективы развития Сегодня на уроке мы рассмотрим только Географическое положение региона Центральная Россия. А что такое Географическое положение? Что следует нам рассмотреть ? ( ГП региона – это положение его на карте: физико- географическое экономико-географическое геополитическое) Посмотрим сначала состав региона Ц.Р. - посмотрите, из каких районов состоит Ц. Россия? - состоит из 3 районов: Центральный Центрально-черноземный Волго-Вятский - по учебнику с.116, по визитной карточке определите какова доля Ц.Р. по населению и площади в России? (Н~31,5% , S~ 5,4%) Следовательно, здесь на небольшой территории проживает около 1/5 населения страны. Посмотрите по карте с 48, какие субъекты РФ входят в состав каждого Э.Р.? - Центрального района (13 субъектов) - Центрально-Черноземного р-на (5 обл.) - Волго-Вятского района (5 субъектов) - Дадим оценку ГП Ц. России, для этого работаем в группах. - по рис. учебника с 116 и тексту дайте оценку : 1. группа - ФГП Ц.Р . 2. группа - ЭГП Ц.Р. 3. группа - Геополитическое положение Ц.Р. 1.ФГП – центр Русской равнины, на водоразделе рек Волги, Дона, Днепра. Именно здесь проходили пути «Из варяг в греки» , через реки и там, где рек не было, волоком тянули свои суда и лодки до следующей реки. Появились такие названия центров как например, Вышний Волочок , Волоколамск и др. Здесь сформировался умеренно-континентальный климат. 2. ЭГП – удобное центральное положение, транспортное, радиальная конфигурация транспортной сети, столичное положение. Граница с развитыми районами страны. (песня Газманова «Москва – звонят колокола…) Послушаем сообщение о Москве. -Москва притягивает потенциал всех регионов страны. Центральная Россия - фокус хозяйственных связей. Москва – порт 5 морей. Объясните – каких? - по карте видно, через систему каналов : Волго-Донской, Беломорско-Балтийский, Волго-балтийский водный путь, Москва имеет выход в Белое море, Балтийское, Каспийское, Черное, Азовское. 3. Геополитическое положение – пограничное с Украиной и Беларусью. Итак, сделайте вывод о ГП Ц.Р. ГП Ц. России очень выгодно и удобно для развития хозяйства: -Ц. Россия является центром европейской части страны. -Имеет столичное положение. –Расположена на пересечении важнейших транспортных магистралей. -Является историческим и экономическим ядром России. - Москва – собирательница Земли Русской. - Действительно, Москва – собирательница Земли Русской. Славится Центральная Россия своими древними городами, храмами. Именно в Центральной России находится так называемое «Золотое кольцо». А знаете ли вычто это такое? «Золотое кольцо» России - туристский маршрут, проходящий по древним городам Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел. В Золотое кольцо России входят всего 12 городов: Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Боголюбово, Владимир, Юрьев-Польский. 1 октября 2015 года в маршрут был включён город Касимов Рязанской области, 19 апреля 2016 включен г. Калуга. Вывод: Ц.Р. имеет весьма удобное ГП. -ответьте на вопросы теста по теме (8 вопросов) 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный Б) Центрально-Чернозёмный В) Волго-Вятский Г) Северный 2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках А) по рекам Б) по грунтовым дорогам В) по морям 3. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное Б) столичное В) приречное 4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина Б) Беларусь В) Молдавия Г) Литва 5. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами Б) железными дорогами В) трубопроводами Г) всеми видами транспорта 6. Развитию экономики Центральной России благоприятствует: _____________________________ Ответьте на вопросы: (подчеркните ответ) 1. На уроке я работал: активно - пассивно 2. На уроке я: устал - не устал 3. Мое настроение стало: хуже – лучше 4. Материал был: понятен – не понятен §33, контурная карта с. 16-17 ( зад 1-2). | ответы на вопросы: - регионы России. - Европейский Север и С-запад. - решают тест: ОТВЕТЫ: 1.В 2.Б 3.В 4.А 5.Г 6.Печорский 7.Костомукша 8.г. Череповец 9.Б 10.А 11. г. Санкт-Петербург на работу 6 мин. затем обмениваются листочками и взаимопроверка, ответы высвечиваются через презентацию ОЦЕНИВАНИЕ: «5» - нет ошибок, 1 ошибка «4» -2-3 ошибки «3» - 4-5 ошибок «2» - 6 ошибок и более Отвечают на вопросы учителя. Делают обобщение вместе с учителем. работают с атласом с.7 - регион Центральная Россия записывают тему урока в тетради. -Называют план изучения р-на: Пишут в тетради тему: «Географическое положение Ц Р.» работают с картой атласа с.7 Записывают состав Ц. России в тетрадь – 3 района. работают с учебн. С.116 . - работают с атл. стр.48 работа в группах по анализу ГП центр. России ( 4 мин. На подготовку) выступают с ответами по ГП, дают оценку ГП. 1.ФГП оценивают 2. Оценивают ЭГП слушают фонограмму Сообщение ученицы о Москве. по рис.2.3.1. оценивают хозяйственные связи с др. районами. Называют каналы и моря 3. Оценивают геополитическое положение. Формулируют вывод об удобстве ГП центральной России. Выступление ученицы с презентацией «Золотое кольцо» учащиеся слушают и заполняют схему городов «Золотого кольца» - решают тест на листочках ОТВЕТЫ: 1.Г 2.А 3.Б 4.АБ 5.Г 6.удобное ГП (Обмениваются , самопроверка, оценивание) ошибка - «5» 2-3 ошибки - «4» 4 ошибки – «3» 5 ошибок – «2» |