Просмотр содержимого документа
«Транспорт Липецкой области. Сценарий интегрированного урока по географии, математике и информатике.»
Сценарий интегрированного урока по географии,
математике и информатике.
Тема: «Транспорт Липецкой области»
Цели:- по географии: познакомить учащихся с ведущими видами транспорта, получившими развитие на территории Липецкой области и их географией, повторить понятия «грузооборот» и «пассажирооборот», совершенствовать умения работать с географическими картами и текстом учебного пособия;
- по математике: совершенствовать умение учащихся решать задачи на проценты, повторить понятие «масштаб», алгоритм нахождения длины пути на местности, используя карту;
- по информатике: закрепить понятие диаграмма, виды диаграмм, совершенствовать умение учащихся строить диаграммы различного вида, используя офисное приложение по работе с электронными таблицами;
Оборудование: учебное пособие Т. Г. Пыльнева, Н. В. Пешкова, Т. Д. Стрельникова «Экология и география Липецкого края», Липецк, 1995; атласы Липецкой обл.; контуры Липецкой обл.; компьютеры,; электронные задания, презентация.
Ход урока.
Организация учащихся на работу
Сообщение темы и целей урока.
Основная часть.
1. Изучение географического материала.
А. Вводная беседа
- Какова роль транспорта?
- Какие виды транспорта вы знаете?
- Что такое грузооборот?
- Что такое пассажирооборот?
Б. Работа с учебным пособием«Экология и география Липецкого края» (Т. Г. Пыльнева, Н. В. Пешкова, Т. Д. Стрельникова), стр.132-134
Задание. Работая с текстом рассказа «Транспорт» на стр. 132-134, составьте его короткий конспект.
Схема конспекта
1.Транспортный комплекс Липецкой обл. представлен … видами транспорта.
2.По грузообороту лидирует …
3.Им перевозятся грузы: …
4.Основные железнодорожные магистрали: …
5.Второй по значимости … транспорт.
6.Им осуществляются в основном … перевозки … и …
7.Область пересекает магистраль межреспубликанского значения …
8.Воздушный транспорт обеспечивает … Аэропорт размещается в …
9.Самым молодым является … транспорт
10.Липецкую область пересекает нефтепровод … и газопроводы …
11. Города Липецк и Елец подключены к газопроводу…
В. Проверка самостоятельной работы. (Проверяются пункты 1-4)
2. Совершенствование математических умений учащихся (с привлечением географического материала по изучаемой теме).
А какова же длина ж/д путей от Ельца до Л-Толстого? от Лебедяни до Ельца? от Лебедяни до Л-Толстого? Для ответа на эти вопросы воспользуемся картой атласа «Территориальная организация хозяйства», стр 27.
Измерьте длину путей на карте:
1 ряд – Лебедянь - Л.Толстой
2 ряд – Лебедянь – Елец
3 ряд – Елец – Л.Толстой
-Какой масштаб используется на карте? А что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете? Как же узнать длину путей на местности?
На Елецкое отделение железных дорог приходится 751,1 км. Из них 48,3% электрифицированы. Какова протяженность электрифицированных дорог на Елецком отделении.
3. Работа по составленному конспекту «Транспорт Липецкой области»
Проверка правильности выполнения пунктов 5-7.
4. Решение математической задачи с привлечением географического материала по автотранспорту Липецкой области.
Пассажирский парк Липецкой области насчитывает 1388 единиц подвижного состава. Из них 1260 автобусов, 78 троллейбусов и 50 трамваев. Определите процентное соотношение единиц подвижного состава.
5. Работа по составленному конспекту «Транспорт Липецкой области»
Проверка правильности выполнения пунктов 8-9.
6. Решение математической задачи с привлечением географического материала по воздушному транспорту Липецкой области.
С Липецкого аэропорта осуществляются рейсы в Москву, в Санкт-Петербург и Минеральные воды. За 2009 год было осуществлено 627 пассажирских рейсов, 776 - чартерных. Какой процент всех рейсов составили чартерные в 2009 году в Липецкой области?
- Как вы понимаете понятие «чартерный рейс»?
7. Работа по составленному конспекту «Транспорт Липецкой области»
Проверка правильности выполнения пунктов 10-11.
8. Работа с атласами Липецкой области.
Задание. Откройте атлас на стр. 27. На карте «Территориальная организация хозяйства» найдите основные транспортные магистрали нашей области.
9. Работа с контурными картами.
Задание. На контурной карте Липецкой области подпишите транспортные узлы и основные транспортные магистрали (железнодорожные, автомобильные, трубопроводные).
10. Закрепление знаний и умений учащихся по информатике (с привлечением географического материала по изучаемой теме).
Откройте файл «Отправление пассажиров», находящийся на Рабочем столе. Вы видите таблицу, отражающую отправление пассажиров ж/д транспортом в Липецкой области по годам. Постройте диаграмму, отражающую происходящие изменения.
- Для чего используются диаграммы?
- Какой тип диаграмм лучше использовать?
Всего в области автомобильных дорог 5488 км, в том числе с твёрдым покрытием 4995 км. Постройте круговую диаграмму, отражающую состояние автомобильных дорог в области.
Итог урока.
Задание на дом.
По конспекту в тетради подготовить рассказ о транспорте Липецкой обл. Повторить темы «Географическое положение», «Природные условия и ресурсы», «Население Липецкой обл.»