kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Топонимика рек Пермского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведен в рамках городского семинара "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе". Материал  может быть использован как на внеклассном  мероприятии, так и на уроке. На данном уроке используются разные формы и  приемы работы. Урок проходит на одном дыхании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Топонимика рек Пермского края»

Тема: Топонимика рек Пермского края

Учитель: Недбайлович Ирина Владимировна

Класс: 5

Цель: формирование представления о названиях рек нашего края.

Задачи:

Обучающая: дать учащимся общие сведения о топонимике как науке; закрепить знания детей о науке топонимике через знакомство о происхождении названий рек Пермского края.

Развивающая: развивать грамотную речь учащихся, образное мышление

Воспитательная: воспитывать познавательные интересы, любовь и бережное отношение к родному краю, к истории своего народа, учить быть достойными гражданами своей Родины.

Оформление класса.

Плакаты с высказываниями:

"Топонимы - язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре".

Н.И.Надеждин

«Названия — это народное поэтическое оформление страны.

Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта».

Константин Паустовский

Оборудование:

  • компьютер, медиа-проектор;

  • карта Пермского края;

  • репродукции картин;

  • плакаты

  • капельки

  • рабочие листы

  • учебники

  • контурные карты Пермского края

  • тексты о реках

  • схема реки для рефлексии







Ход  урока

  1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», - кажется так утверждал герой известного всем мультфильма. И хотя сейчас далеко уже не утро, я должна сказать, что я очень люблю ходить в гости, особенно к таким замечательным мальчишкам и девчонкам, как вы.

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об именах, но не о ваших именах. Вы узнаете о сложной и увлекательной науке. Откуда появилось то или иное название на карте нашего края, из какого языка пришло и что оно обозначает.

II. Введение в тему.

Учитель: Рассмотрите карту  Пермского   края. Что обозначено на ней оттенками синего цвета? Назовите одним словом.

Дети: реки (водоёмы)

Учитель: Красоту вод мы можем найти не только в стихах, прозе великих писателей и поэтов. Писатель Аксаков С.Т. справедливо заметил“Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы … “, Посмотрите на репродукции картин известных художников (на доске), они тоже по-своему изобразили воду, тем самым выразили своё чувство к ней. Какие водоёмы здесь изображены?

Дети: Болото, река, пруд, озеро, море.

 Учитель:   А на каких водоёмах нашего края были вы? Отметьте их каплей воды на карте Пермского края. (Дети выходят к доске и каплей отмечают тот водоём, где они были)

  1. Тема нашего урока звучит так: “Топонимика рек Пермского края”.

Поднимите руку, кто слышал о такой науке?

Учитель: С чем мы познакомимся на уроке? Чему будем учиться? Как вы думаете? (Дети отвечают)

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Слово «топонимика» произошло от сложения двух греческих слов «topos» - место и «onoma» – имя. то есть, "наука об именах мест" Выпишите определение из учебника с. 25 (Мой Пермский край) к себе на рабочий лист. Топонимы можно разделить на 3 основные группы:

Ойконимы – названия любого поселения

Гидронимы – названия любых водных объектов рек, озер, морей, ручьев, рдников и т.п.

Оронимы - названия любых элементов рельефа вершин, хребтов, гор ущелий, балок, впадин, бугров и т.п.

Пермская территория изобилует гидронимами, характерными для коми – пермяцкого языка.

Кто же эти имена придумал?

Конечно же люди.

А как вы думаете, название рек, озер, городов давалось «просто так», стихийно?

Конечно же, нет.

Люди вкладывали в это определённый смысл. За каждым словом, наверняка, стоят удивительные истории, легенды , а иногда и просто курьёзы.

Сегодня нам представится уникальная возможность побывать в прошлом, Я обещаю вам массу удивительных открытий. Но и вы не должны быть просто зрителями. Я предлагаю вам сегодня роль исследователей . Мы будем с вами выявлять происхождения названий рек нашего района, края. Работа будет гораздо интереснее, если мы организуем её в группах. Группы заняли свои места. У нас получилось 5 команд. Ну тогда я желаю каждой из команд чёткой, дружной и слаженной работы.

Учитель: Наш край - единственный на Урале регион, где вдоволь воды… - Имеет около 800 озер; почти 1000 болот, 3 водохранилища, почти 500 прудов; 2 древних канала и пещерный лед.

По расчетам учёных, общая длина всех рек края превышает 80000 км, а их количество около 29000. (данные записываются в тетрадь) Самыми крупными реками, чья длина превышает 300 км, являются (находим реку в атласе): Кама – 1805 км Чусовая – 592 км Сылва – 493 км Колва – 460 км Вишера – 415 км Яйва – 304 км

Учитель: много рек и речушек в нашем крае. Заполните кроссворд, пользуясь атласом на с…..

п




в

а

к




в

а

в




в

а


ш



в

а

у



в

а

к



в

а

с



в

а


я


в

а

о


в

а

Учитель: но интересны реки своими названиями. Множество рек имеют в названии одинаковый слог. Какой? (ва)

Что же он обозначает? Ответ найдете в учебнике на с. 26 (1 абзац)

А первая часть речкиного имени говорит о том, какова эта самая «ВА». Ребята провели небольшие исследования и готовы представить вам результаты. Ваша задача – составить из предложенных названий 1 и 2 столбика правильные пары, соединив их стрелками.

Дети (заранее подготовленные):

Иньва - “женская вода”

Койва - “брызжущая вода”

Лысьва – “хвойная вода”

Обва - “снежная вода”

Чаньва - “быстрая река”

Яйва - “мясная вода”

Пожва – “мутная вода”

Омва – “медвежья вода”

Колва – рыбная вода

Вильва – новая вода

Усьва – шумная вода

Юсьва - лебединая река

Косьва – порожистая река

Составьте из предложенных названий правильные пары:

Вильва лебединая вода

Обва снежная вода

Пожва рыбная вода

Юсьва новая вода


Колва мутная вода


Вывод: - Как видите, название реки – это её характеристика, которую дали наши далёкие предки.

Учитель:

Подлинным достоянием и одним из чудес Кунгура и кунгурского района является богатая природа и красавицы реки. Задание: Разгадайте название рек, решив ребусы (Сылва, Шаква, Ирень Бабка)















Что вы знаете об этих реках?

Работа в группах.

Заполните таблицу о происхождении названия рек, опираясь на сведения из текста. Каждая группа изучает свою реку на работу ……. мин

Название реки

перевод

язык

длина

глубина




























Учитель: Итак, время истекает. Подведем итог вашей работе. Сколько же фантазии у нашего народа! И слово предоставляется 1 группе …

Проблема: А как и для чего используются наши реки?







отдых людей









бытовые нужды людей



промышленность (добыча гравия и песка, электроэнергия)

  1. Итог урока.

Подходит к концу наш урок. Подведем итоги.

 Рефлексия.         

Возьмите КАПЕЛЬКУ.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, Материал урока был интересен. Понимали все, о чем говорилось и что делалось на уроке. помещают свою КАПЕЛЬКУ в большое морское пространство, те, кто выполнил ряд заданий, отвечал по просьбе учителя. Урок для них показался скучен, помещают свою КАПЕЛЬКУ в реку.

А те, кто на уроке работал пассивно. Пользы от урока получил мало. К ответу на уроке не всегда был не готов, остаются в небольшом водном потоке.

 

Мы любим Пермский  край в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!

  1. Домашнее задание.

Учитель: Большую работу мы сегодня проделали на уроке. И говорили всё про…воду. Домашнее задание:

  1. Какие же пословицы и поговорки рождались у наших предков о воде?

  2. Заканчивается «Год литературы» я предлагаю вам самим побывать в роли писателей и сочинить предание, легенду или сказку о об одной из рек нашей местности.

Легенда о реке Кама



Жил-был на свете богатырь Кам. Однажды прогневалось небо на людей. Перестало посылать на Землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы. Стали погибать в лесах животные. И решил Кам спасти свой народ. Выдернул из земли он могучий кедр, размахнулся им, как палицей, во всю ширь богатырского плеча и пробороздил глубокий ров на теле матери Земли. Заплакала мать Земля, и наполнился ров ее чистыми слезами. Так потекла река Кама.



Учитель: Молодцы! Спасибо всем за работу на уроке!





Фамилия: ___________________

Тема: ____________________________________________________

Топонимика - _______________________________________________

___________________________________________________________

Озера –

Болота –

Водохранилища-

Пруды-

Каналы –

Реки –


п




в

а

к




в

а

в




в

а


ш



в

а

у



в

а

к



в

а

с



в

а


я


в

а

о


в

а

Составьте из предложенных названий правильные пары:

Вильва лебединая вода

Обва снежная вода

Пожва рыбная вода

Юсьва новая вода


Колва мутная вода



Название реки

перевод

язык

длина

глубина















































Домашнее задание

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Топонимика рек Пермского края

Автор: Недбайлович Ирина Владимировна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Программа туристско-краеведческого кружка "Ориентир" "
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-turistsko-kraieviedchieskogho-kruzhka-oriientir"
    ["file_id"] => string(6) "230383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442128687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства