Урок был проведен в рамках городского семинара "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе". Материал может быть использован как на внеклассном мероприятии, так и на уроке. На данном уроке используются разные формы и приемы работы. Урок проходит на одном дыхании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Топонимика рек Пермского края»
Тема: Топонимика рек Пермского края
Учитель: Недбайлович Ирина Владимировна
Класс: 5
Цель: формирование представления о названиях рек нашего края.
Задачи:
Обучающая: дать учащимся общие сведения о топонимике как науке; закрепить знания детей о науке топонимике через знакомство о происхождении названий рек Пермского края.
Развивающая: развивать грамотную речь учащихся, образное мышление
Воспитательная: воспитывать познавательные интересы, любовь и бережное отношение к родному краю, к истории своего народа, учить быть достойными гражданами своей Родины.
Оформление класса.
Плакаты с высказываниями:
"Топонимы - язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре".
Н.И.Надеждин
«Названия — это народное поэтическое оформление страны.
Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта».
Константин Паустовский
Оборудование:
компьютер, медиа-проектор;
карта Пермского края;
репродукции картин;
плакаты
капельки
рабочие листы
учебники
контурные карты Пермского края
тексты о реках
схема реки для рефлексии
Ход урока
Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», - кажется так утверждал герой известного всем мультфильма. И хотя сейчас далеко уже не утро, я должна сказать, что я очень люблю ходить в гости, особенно к таким замечательным мальчишкам и девчонкам, как вы.
Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об именах, но не о ваших именах. Вы узнаете о сложной и увлекательной науке. Откуда появилось то или иное название на карте нашего края, из какого языка пришло и что оно обозначает.
II. Введение в тему.
Учитель: Рассмотрите карту Пермского края. Что обозначено на ней оттенками синего цвета? Назовите одним словом.
Дети: реки (водоёмы)
Учитель: Красоту вод мы можем найти не только в стихах, прозе великих писателей и поэтов. Писатель Аксаков С.Т. справедливо заметил“Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы … “, Посмотрите на репродукции картин известных художников (на доске), они тоже по-своему изобразили воду, тем самым выразили своё чувство к ней. Какие водоёмы здесь изображены?
Дети: Болото, река, пруд, озеро, море.
Учитель: А на каких водоёмах нашего края были вы? Отметьте их каплей воды на карте Пермского края. (Дети выходят к доске и каплей отмечают тот водоём, где они были)
Тема нашего урока звучит так: “Топонимика рек Пермского края”.
Поднимите руку, кто слышал о такой науке?
Учитель: С чем мы познакомимся на уроке? Чему будем учиться? Как вы думаете? (Дети отвечают)
Изучение нового материала.
Учитель. Слово «топонимика» произошло от сложения двух греческих слов «topos» - место и «onoma» – имя. то есть, "наука об именах мест" Выпишите определение из учебника с. 25 (Мой Пермский край) к себе на рабочий лист. Топонимы можно разделить на 3 основные группы:
Ойконимы – названия любого поселения
Гидронимы – названия любых водных объектов рек, озер, морей, ручьев, рдников и т.п.
Оронимы - названия любых элементов рельефа вершин, хребтов, гор ущелий, балок, впадин, бугров и т.п.
Пермская территория изобилует гидронимами, характерными для коми – пермяцкого языка.
Кто же эти имена придумал?
Конечно же люди.
А как вы думаете, название рек, озер, городов давалось «просто так», стихийно?
Конечно же, нет.
Люди вкладывали в это определённый смысл. За каждым словом, наверняка, стоят удивительные истории, легенды , а иногда и просто курьёзы.
Сегодня нам представится уникальная возможность побывать в прошлом, Я обещаю вам массу удивительных открытий. Но и вы не должны быть просто зрителями. Я предлагаю вам сегодня роль исследователей . Мы будем с вами выявлять происхождения названий рек нашего района, края. Работа будет гораздо интереснее, если мы организуем её в группах. Группы заняли свои места. У нас получилось 5 команд. Ну тогда я желаю каждой из команд чёткой, дружной и слаженной работы.
Учитель: Наш край - единственный на Урале регион, где вдоволь воды… - Имеет около 800 озер; почти 1000 болот, 3 водохранилища, почти 500 прудов; 2 древних канала и пещерный лед.
По расчетам учёных, общая длина всех рек края превышает 80000 км, а их количество около 29000. (данные записываются в тетрадь) Самыми крупными реками, чья длина превышает 300 км, являются (находим реку в атласе): Кама – 1805 км Чусовая – 592 км Сылва – 493 км Колва – 460 км Вишера – 415 км Яйва – 304 км
Учитель: много рек и речушек в нашем крае. Заполните кроссворд, пользуясь атласом на с…..
п
в
а
к
в
а
в
в
а
ш
в
а
у
в
а
к
в
а
с
в
а
я
в
а
о
в
а
Учитель: но интересны реки своими названиями. Множество рек имеют в названии одинаковый слог. Какой? (ва)
Что же он обозначает? Ответ найдете в учебнике на с. 26 (1 абзац)
А первая часть речкиного имени говорит о том, какова эта самая «ВА». Ребята провели небольшие исследования и готовы представить вам результаты. Ваша задача – составить из предложенных названий 1 и 2 столбика правильные пары, соединив их стрелками.
Дети (заранее подготовленные):
Иньва - “женская вода”
Койва - “брызжущая вода”
Лысьва – “хвойная вода”
Обва - “снежная вода”
Чаньва - “быстрая река”
Яйва - “мясная вода”
Пожва – “мутная вода”
Омва – “медвежья вода”
Колва – рыбная вода
Вильва – новая вода
Усьва – шумная вода
Юсьва - лебединая река
Косьва – порожистая река
Составьте из предложенных названий правильные пары:
Вильва лебединая вода
Обва снежная вода
Пожва рыбная вода
Юсьва новая вода
Колва мутная вода
Вывод: - Как видите, название реки – это её характеристика, которую дали наши далёкие предки.
Учитель:
Подлинным достоянием и одним из чудес Кунгура и кунгурского района является богатая природа и красавицы реки. Задание: Разгадайте название рек, решив ребусы(Сылва, Шаква, Ирень Бабка)
Что вы знаете об этих реках?
Работа в группах.
Заполните таблицу о происхождении названия рек, опираясь на сведения из текста. Каждая группа изучает свою реку на работу ……. мин
Название реки
перевод
язык
длина
глубина
Учитель: Итак, время истекает. Подведем итог вашей работе. Сколько же фантазии у нашего народа! И слово предоставляется 1 группе …
Проблема: А как и для чего используются наши реки?
отдых людей
бытовые нужды людей
промышленность (добыча гравия и песка, электроэнергия)
Итог урока.
Подходит к концу наш урок. Подведем итоги.
Рефлексия.
Возьмите КАПЕЛЬКУ.
Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, Материал урока был интересен. Понимали все, о чем говорилось и что делалось на уроке. помещают свою КАПЕЛЬКУ в большое морское пространство, те, кто выполнил ряд заданий, отвечал по просьбе учителя. Урок для них показался скучен, помещают свою КАПЕЛЬКУ в реку.
А те, кто на уроке работал пассивно. Пользы от урока получил мало. К ответу на уроке не всегда был не готов, остаются в небольшом водном потоке.
Мы любим Пермский край в любое время года, Мы слышим речек медленную речь ... Все это называется природа Давайте же всегда ее беречь!
Домашнее задание.
Учитель: Большую работу мы сегодня проделали на уроке.И говорили всё про…воду. Домашнее задание:
Какие же пословицы и поговорки рождались у наших предков о воде?
Заканчивается «Год литературы» я предлагаю вам самим побывать в роли писателей и сочинить предание, легенду или сказку о об одной из рек нашей местности.
Легенда о реке Кама
Жил-был на свете богатырь Кам. Однажды прогневалось небо на людей. Перестало посылать на Землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы. Стали погибать в лесах животные. И решил Кам спасти свой народ. Выдернул из земли он могучий кедр, размахнулся им, как палицей, во всю ширь богатырского плеча и пробороздил глубокий ров на теле матери Земли. Заплакала мать Земля, и наполнился ров ее чистыми слезами. Так потекла река Кама.
Учитель: Молодцы! Спасибо всем за работу на уроке!