1. Организационный этап.
| Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Стихотворение: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! (Пожелание плодотворной работы на уроке) Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся | Приветствие учителя, подготовка к уроку.
| Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Настрой на работу. Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока.
| | Проверка готовности рабочего места ученика и учителя |
1. Контрольно – оценочный этап а/ взаимопроверка;
б/ проблемный вопрос | На доске: Группа А. - Что такое астероид? - Что вы знаете о метеоритах? Группа Б. - Каково строение кометы? - Что такое метеор? Учитель проводит включённый контроль одной пары, оценивает сам их работу. Предлагает другой паре осуществить взаимооценку. После комментария в журнал выставляются оценки.
- Можно ли наблюдать метеоры на Луне? | Дети в парах осуществляют взаимопроверку.
Взаимооценка. Вопросы учащимся позволяют проверить объективность отметок.
Вопрос заставляет применить знания о метеорах и Луне в новой, необычной ситуации. |
Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения. Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям. | |
Осознанно использовать речевые средства для представления результата. Регулятивные: умение ставить проблему |
2. Мотивационно – целевой этап: а/ определение темы урока;
б/ целеполагание | Диалог с учащимися: 1. Перечислите все известные нам космические тела. 2. Какие космические тела не входят в состав Солнечной системы? 3. Что мы сегодня будем изучать на уроке? 4. Какова тема урока?
На доске вывешивается карта звёздного неба и плакат с эпиграфом. Учитель наизусть выразительно читает слова эпиграфа.
Диалог с учащимися: - Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку? - Как вы их понимаете? - Согласны ли вы с автором? - Как вы относитесь к звёздам? - Нужно ли их изучать? - Что вы хотели бы узнать о звёздах? - Какие источники информации мы будем использовать? | Каждый ученик называет не более одного небесного тела.
Дети самостоятельно определяют тему урока, они могут предложить разные варианты. Одна из тем записывается на доске, а дети пишут её в тетрадь.
В диалоге должны принять участие как можно больше детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение, каким бы оно не было. Важно помочь детям определить для себя: нужны ли им знания о звёздах? Какие и для чего? (личностная значимость знаний). | Формирование мотивационной основы учебной деятельности
Смыслоопределение. Формирование уважительного отношения к иному мнению | Формулирование темы и цели урока | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: управление своим поведением: умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи.
Высказывание суждений, подтверждение их фактами |
3. Организационно – деятельностный этап: а/ определение понятия «звёзды»
б/ составление плана изучения звёзд
в/ самостоятельная работа в малых группах
г/ физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)
г/ выступление учащихся | 1. Понятие о звёздах. Учитель предлагает дать детям собственное определение. Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся назвали самые существенные признаки звёзд и только после этого записывает на доске: Звёзды – это раскалённые огромные газовые шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.
Давайте составим по этому определению план изучения звёзд. О каком признаке звёзд говорит первое слово, второе, третье и т.д.
Сможете ли вы сами изучить эти свойства звёзд? Какие источники информации вы можете привлечь для самостоятельной работы? Как вам удобнее будет работать – индивидуально, в парах или в группе? Выберите задания и приступайте к работе (5 минут).
Учитель читает стихи: *А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою (машут руками) *Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй(плавательные движения руками) *Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу (ходьба на месте) *Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок.
Учитель консультирует, направляет, корректирует по ходу работы, предлагает принять активное участие в обсуждении вопросов и выставление оценок за ответ. |
Дети дают определение понятия «звёзды», опираясь на имеющиеся у них знания и опыт.
Дети записывают определение в тетради.
Устно составляют план (он записывается на доске): - температура, - размеры, - состав, - форма, - удалённость от Земли.
Дети отвечают на вопросы учителя, определяют источники информации, разбиваются на группы.
После определения для себя заданий, приступают к самостоятельной работе.
Выполняют физические упражнения
Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму подачи этой информации всему классу и представляют её. Внимательно слушают ответы ребят, задают вопросы, оценивают выступления. | Формирование устойчивого познавательного интереса
Самоопределение в условиях работы в парах или в группе
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
|
Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника | Выполнение учебных действий в соответствие с заданием
Умение вести самостоятельный поиск
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками
Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты
Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
4. Рефлексивно – оценочный этап. | Творческое задание: «Я – звезда» (соотнести то, что узнали о звёздах, с человеческими качествами и описать звезду). Можно предложить вопросы – ориентиры: - Как меня называют? - Где я нахожусь? - Какая я? (форма, размеры, цвет и т.д.) - Как я себя чувствую в космическом пространстве? - Что меня ждёт в будущем?
Учитель предлагает детям оформить это задание в виде кластера, детской сказки или телерепортажа из космоса. | В классе находятся дети, которые успешно себя отождествляют со звездой, фантазируют.
Большинство детей нуждается в вопросах – ориентирах.
Учащиеся выбирают, в какой форме будут выполнять творческое задание, уточняют неясные моменты у учителя. | | Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Умение систематизировать знания по теме.
| Выполнение учебных действий в соответствие с заданием |
5. Задание на дом. | Учитель комментирует д/з: а/ прочитать текст параграфа, проверить свои знания, пользуясь блоком контроля; б/ задания о созвездиях и практическую работу выполнять по желанию; в/ для любознательных –составить презентацию о звёздах, используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу. | Выбирают д/з по своему усмотрению, при необходимости просят проконсультировать по проблемным вопросам.
Записывают д/з в дневник. | | | |