Предмет | География |
Класс | 5 класс |
УМК | Учебник: Е.М. Домогацких «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2012. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема урока | От плоской Земли к земному шару |
Цель урока | Способствовать формированию у обучающихся представление об истинной форме Земли, выяснить эволюцию развития представлений о форме планеты Земля, способствовать умению формулировать проблему. |
Задачи урока (планируемые результаты) | - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - работать с текстом с целью поиска необходимой информации. - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. - осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы; - воспроизводить информацию о форме Земли. |
Методы обучения | Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Групповая, индивидуальная |
Средства обучения | Мультимедиапроектор, ПК, презентация «От плоской Земли к шару». |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осущест-вляемые учебные действия | Формиру-емые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий |
1. Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверить наличие всех необходимых для урока учебных принадлежностей, пожелание работать эффективно и с удовольствием. | | | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. | | | |
2. Постановка цели и задач урока | 1.Работает с рубриками перед параграфом – учитель задает вопросы. Слайд 2. Вспомните 1.Что такое планета? 2. Какую форму имеют планеты? Слайд 3,4,5,6 3. Что такое горизонт? Вы узнаете 1. Какую форму имеет Земля. 2. Почему люди в древности считали, что Земля плоская. 3.Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара. 4. Подводит итог работы над рубриками. 5. Ставит цель и задачи урока. | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока | Выделяют существенную информацию из ответов на вопросы. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
3. Актуализация знаний | Мотивация на решение проблемы (презентация). Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того, чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это? Мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! А в древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. Как называется линия до которой невозможно дойти?. Слайд 5. Отгадайте загадку А так ли на самом деле? Правда ли что за горизонтом чёрная дыра? На какие вопросы мы сегодня должны ответить? Какие вопросы есть у вас? | Читают текст с учебника | Анализировать и воспринимать географическую информацию, представленную в текстовом виде в параграфе - формулировать проблему | | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | | |
4. Первичное усвоение новых знаний | 1. Обсуждение и выдвижение гипотез. Рассмотрите рисунки и расскажите, как в древности люди представляли себе нашу Землю. | Создание проблемной ситуации | Групповая работа по формированию представлений о форме Земли | Умение работать в группе | | | |
5. Первичная проверка понимания | Представление древних о форме Земли Слайды 7,8,9,10,11,12 Обсуждение и выдвижение гипотез Организация физминутки для глаз. Первый шаг к истине На самом деле эти представления соответствуют действительности? - | | Анализировать и воспринимать географическую информацию, представленную в –иллюстративном виде в параграфе -Анализируют и обобщают материал -Сравнение представлений - Обсуждение и выдвижение гипотез | | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Слушать и понимать речь других; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Слушать и понимать речь других; | Умение принимать и сохранять учебную задачу Предполагают задачи урока | |
6. Первичное закрепление | Как древние люди представляли форму Земли? - Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара? Какие доказательства шарообразности Земли привел Аристотель? - Почему в древности люди считали Землю плоской? - Какую форму имеет Земля? Слайд 19 Самостоятельное применение знаний Слайды 13 – 18 (презентация). - Перечислите известные вам доказательства выпуклости и шарообразности Земли. - Какое событие 16 века доказало шарообразность нашей планеты? - При какой еще форме Земли возможно постепенное исчезновение корабля за горизонтом? - Какое событие 20 века окончательно доказало шарообразность Земли? | Задает вопросы «Тонкие вопросы» Задает «Толстые вопросы» | Формирование мыслительных операций(синтез, анализ, сравнение) Формирование мыслительных операций(синтез, анализ, сравнение) | Отвечают на вопросы | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Слушать и понимать речь других; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Слушать и понимать речь других; | | |
7. Домашнее задание | Слайд 19 Параграф 3, Задание «От теории к практике» выполнить в тетради | Проводят опыт по получению тени, отбрасываемой различными фигурами | Формируют учебное действие: наблюдение за формой Полученной тени, отбрасываемой различными фигурами | | | Описывают ход проведения опыта | |
8. Итог урока | Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу? Слайды 20-22 Мини тест по уроку и взаимопроверка | | | | | Умеет корректировать свою деятельность на основе контроля и оценки своих действий | |
9. Рефлексия | Ответить на вопрос: понравился урок или нет? Выберите одну фразу для соседа по парте Слайд 23 | | | | | | |