Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания |
1. Организационно-мотивационный этап урока |
Определение темы урока | 1.Каким образом шло накопление географических знаний. 2.Какими методами осуществлялось познание Земли. 3.Кто первым стал собирать, фиксировать и передавать другим знания о Земле. 4.Ознакомьтесь с темой урока, записанной на доске. Попробуйте определить цель урока. | 1.Вспоминают о наблюдениях, описании и сравнении. 2.Предполагают, что уже древний человек умел ориентироваться на местности и на практике познавал особенности природы. 3Высказывают предположение о том, как люди постепенно учились объяснять природные явления. 4.Читают название темы: «Зарождение географии». Рассуждают и определяют цель урок: установить, как зародилась география. | Оценивают вклад древнегреческих учёных и путешественников разных времён в развитие знаний о Земле. Формируют цель урока | |
Формирование задач урока | Сегодня мы с вами отправимся в прошлое: в Древнюю Грецию и Древний Рим. Как вы думаете, для чего? Мы можем сформировать первую задачу: определить время зарождения географии и имя «отца географии». Любая наука отличается предметом и способами изучения. На прошлом уроке мы узнали, что география изучает географические объекты и явления. Что еще нам предстоит сделать для достижения цели урока? | Высказывают свои предположения, в том числе о том, кто и когда положил начало географии. Называют вторую задачу: выявить древние способы изучения Земли. | | |
Создание мотивационной установки | Можно ли без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли? | Высказывают своё мнение и предлагают различные способы, с помощью которых можно доказать шарообразность Земли. | Понимают, что по мере изучения Земли образ мира в сознании людей изменилась. | |
2. Процессуально-содержательный этап урока |
1.Зарождение географии | 1.Почему люди начали собирать сведения о Земле? 2.Для чего людям были необходимы сведения об окружающем мире? 3.Как эти сведения сохранялись и передавались. | 1.Предпологают, что знания об окружающей местности могли пригодиться человеку на охоте, рыбалке или при строительстве жилища, укрытия от врагов. 2.Определяют, что эти сведения необходимы для ориентирования на местности во время передвижения защиты от неблагоприятных природных явлений, врагов; при поиске мест, пригодных для охоты, рыбалки или строительства и т.д. 3.Отмечают: сведения передавались с помощью наскальных изображений, рисунков, знаков, устной речи | | Мысленно переносятся в прошлое для поиска ответов на вопросы. |
2. «Отец географии» – Эратосфен Киренский | За какие заслуги Эратосфена называют «Отцом географии»? Посмотрите фрагменты фильма и отметьте заслуги Эратосфена в развитии географических знаний (http://www.youtube.com/ watch?v=juYxLncwQUQ) Комментарий учителя. Сочинение Эратосфена имело название «География». Оно состояло из трёх частей:1 часть – история географии от эпохи Гомера; 2часть – основы математической географии; 3 часть – описание суши по последним сведениям | Выделяют в тексте учебника (с.8) на основе просмотра необходимые данные (факты). -Стал использовать термин «география». -Высказал идею шарообразности Земли. -Изобрел способ измерения размеров Земли. -Вычислил длину экватора и радиуса Земли | Удивляются возможностям древних греков при определении размеров Земли | |
3. Древние способы доказательства шарообразности Земли | 1. Постройте модель и проведите необходимые измерения, подтверждающие шарообразность Земли. 2. Просмотрите видеофрагмент (http://www.youtube.com/watch?v=T4kxwzeUdGQ) , демонстрирующий математические расчёты определения радиуса Земли. | 1.Используют модель по инструкции в учебнике (с.8-9, Школа географа-следопыта). Используют модель в действии. Проводят необходимые измерения и делают выводы, которые фиксируют в рабочей тетради (с.4). 2. Просматривают видеофрагмент, сравнивают свои действия и расчеты Эратосфена | | Понимают принцип построения простейшей модели, которая позволяет на практике проследить, каким образом Эратосфен определил размеры Земли |
4. Измерение радиуса Земли | Каким образом Эратосфен смог определить размеры Земли? Сообщение учителя или ученика об историческом факте из жизни Эратосфена ( на основе Интернет-ресурсов и детской энциклопедии «Аванта+», т.3 «География».) | Слушают сообщение одноклассника или учителя и делают записи в тетради | | |
5. Рефлексия деятельности | 1. Какими источниками географической информации мы пользовались для того, чтобы узнать об особенностях зарождения географической науки? 2.Каким образом мы работали с этими источниками информации? Для чего мы их использовали? | 1. Называют различные источники информации (учебник, энциклопедии, интернет-сайты, видеофильмы, электронные пособия). 2.Называют свои действия: изучали содержание разных источников, выделяли главное (нужные факты), дополняли содержанием и рисунками из других источников, составляли краткие сообщения, проводили практическую работу по воссозданию измерений Земли древними греками | Анализируют свою деятельность ( в том числе работу в группе), выражают степень удовлетворенности своим вкладом в групповой результат | |
3. Этап закрепления и первичной проверки |
Первичное закрепление | Фронтальный опрос. -Кто является основоположником науки географии? -Почему именно он? -Какие еще заслуги этого древнегреческого мыслителя вам известны? -Какими способами можно доказать шарообразность Земли? | Отвечают на вопросы. Формулируют заслуги Эратосфена. Описывают способ измерения размеров Земли, предложенный Эратосфеном | | |
Рефлексия содержательная | Прием «Закончи фразу». Продолжите следующее высказывание: « Проведенное исследование о возможности доказать шарообразность нашей планеты без использования космических снимков и совершения кругосветных плаваний позволило нам установить, что познание Земли в древности требовало...» | Высказывают мысль о наблюдении за изменениями длины теней и об использовании математических способов познания (измерений) | | |
4.Рефлексивный этап урока |
Рефлексия эмоционального состояния | Прием «Листовка», или «Анкета-газета». На предложенном листе делайте оценку проделанной работе в виде рисунка | Заполняют предложенные листы | Выражают свое эмоциональное состояние | |
5. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Выполните задание №1 в рабочей тетради (с3) | Формулируют уточняющие вопросы учителю | | |
Дополнительное задание (по желанию и на выбор) | 1.Презентация (сообщение). Подготовьте презентацию сообщения о жизни одного из античных мыслителей и его вкладе в развитие географической науки. 2.Мини-проект «Первое изображение моего края (области, республики) на карте». На каких самых старых картах изображена территория вашего края (вашей области, республики)? К какому времени относится эта карта? Кто ее создал? | 1.Изучают детскую энциклопедию «Аванта+» (т.№ «География», раздел «Открытие планеты Земля», географические словари и Интернет-ресурсы. 2.Находят карты в региональных атласах или на интернет-сайтах. | | Подготавливают слайды презентации (тезисы сообщения)«Вклад…..в развитие географической науки»Делают ксерокопии. Карты и составляют краткий рассказ о появлении первых сведений о своем крае (своей области, республики) |