Тема урока: «Австралия. Знакомство с материком».
Оборудование: учебники, атласы, презентация (с гиперссылками), тестовые задания, мультимедийный комплекс, настенная карта Австралии, стихотворение на листах А-4.
Этапы урока | Деятельность учителя и ученика | Используемые материалы |
Оргмомент и этап мотивации. Учитель | Выделите особенности природы материка из стихотворения [1], прочитанного ученицей и постарайтесь их объяснить. | приложение 1 |
Ученик | Ученик 1. Австралия находится в южном полушарии, а автор стиха, наверное, в северном. Ученик 2. "Наизнанку вывернутый год" - когда в северном полушарии лето, в Австралии зима, и наоборот. | |
Учитель | Хорошо. Но вы пока не можете объяснить все указанные особенности природы материка. Почему? | |
Ученик | Нам не хватает знаний. | |
Учитель | Правильно. Сегодня мы попытаемся объяснить несколько особенностей материка. Продолжим их изучение на следующих уроках. А в конце изучения темы вы должны объяснить все особенности этого материка, указанные в стьихотворении. Записываем в тетрадь тему «Австралия». | Презентация Слайд 1 |
Целеполагание | Исходя из нашей темы, какую цель мы сегодня ставим перед собой? | Слайд 2 |
Ответ учащегося | Познакомиться с физико-географическими особенностями Австралии. | |
Учитель. | Обратите внимание на развивающие задачи урока: а) умения анализировать карты, климатограммы, схемы, тексты, фото; б) умения выделять главное, обобщать, сравнивать; в) познавательный интерес к предмету. | Слайд 3 |
Учитель Вопрос на повторение | По какой традиционной схеме мы изучали материк? | |
Ученик | 1. Географическое положение и исследование материка. 2. Рельеф, строение земной коры, полезные ископаемые. 3. Климат. 4. Внутренние воды. 5. Природные зоны. 6. Население, его хозяйственная деятельность. | |
Учитель | Правильно, это традиционная схема, по которой мы изучали Африку, и похожий план мы использовали при изучении океанов. На сегодняшнем уроке мы будем придерживаться этого же плана. Познакомьтесь с ходом урока. | Слайд 4 |
Ученики | Знакомятся с ходом урока: | |
Учитель | Итак, начинаем решать наши задачи с определения географического положения, т.к. именно оно определяет особенности природы этого уникального материка. | |
Географическое положение. Учитель. Приём сопоставления. | Прочитайте текст слайда и определите по атласу (физическая карта Австралии) и учебнику расположение указанных объектов и их описание. АВСТРАЛИЯ - материк в Южном полушарии, а также независимое государство, полное официальное название которого Австралийский Союз. В состав этого государства входят о. Тасмания и другие острова. Омывается водами Тихого океана на востоке, Индийского океана – на западе и юге. Материк Австралия отделен Бассовым проливом шириной 240 км от о.Тасмания на юго-востоке и Торресовым проливом шириной 145 км от о. Новая Гвинея на северо-востоке. Австралия простирается на 3180 км с севера на юг и на 4000 км с востока на запад. Это самый маленький материк: его общая площадь, составляет более 7 млн. кв. км. На севере глубоко вдается в сушу залив Карпентария. | Слайд 5 |
Ученики | Читают текст на слайде | |
Учитель. Задание на закрепление. Определение стороны горизонта и причинно-следственной связи между компонентами природы | Задание на оценку. Коралловое море, в котором располагается самое большое в мире органическое сооружение - Большой Барьерный риф, находится на: 1. Западе Австралии – карточка № 12 2. Юге Австралии - карточка № 6 3. Северо-востоке Австралии - карточка № 25. Определите по атласу (физическая карта Австралии) расположение Большого Барьерного рифа, ответьте на вопрос: почему этот риф сформировался именно в этих широтах у берегов Австралии? | Слайд 5 |
Ученик выполняет задание на оценку и определяет причинно-следственную связь. | К доске выходит учащийся и выполняет задание на оценку. Правильный ответ: на северо-востоке – карточка 25. Этот риф сформировался именно в этих широтах у берегов Австралии, т.к. температура воды +25°, 28°С, а тропические кораллы живут при такой температуре. На этой карточке указание взять карточку 22. | |
Учитель | Оценивает ответ ученика | |
Учитель Рельеф, строение земной коры, полезные ископаемые. Актуализация знаний и умений | Берём карточку 22: Известно, что в основании материка Австралия, за исключением её восточной части, лежит один из древних участков земной коры, который, как и часть Африки, Южной Америки, Антарктиды, входил в состав древнего материка Гондвана. На этих участках нет высоких протяжённых горных цепей, но много равнин. Этот участок земной коры имеет двухъярусное строение, внизу расположен кристаллический фундамент, сложенный породами архея и протерозоя, вверху - осадочный чехол. Назовите этот участок, объясните ваш выбор: Платформа - карточка № 30 Плита - карточка № 2 Древняя складчатость - карточка № 11 | Слайд 9 |
Ученики | Читают текст на слайде | |
Ученик. Закрепление: определение названия участка земной коры. Умение читать схемы. | Задание на оценку. К доске выходит учащийся и выполняет задание на оценку. Правильный ответ: платформа - карточка №30, т.к. это схематическое изображение платформы или плиты, но у плиты фундамент палеозойский. | Слайд 9 |
Учитель | Оценивает ответ ученика | |
Учитель. Актуализация знаний и умений | Да, вы правы. Это платформа. Схема платформы. Рассмотрите схему данного участка земной коры. Вспомните о том, что кристаллическому фундаменту платформы соответствуют рудные полезные ископаемые (например, железные руды, медные руды и т.д.), осадочному чехлу, например, топливные полезные ископаемые (нефть, природный газ и т.д.). На этой карточке указание взять карточку 19. | Слайд 12 |
Учитель. | Карточка 19. Австралия – необычайно компактный массив суши. Поскольку процессы горообразования во время нескольких последних геологических периодов там не были столь активны, как на многих других материках, то горы, сформировавшиеся во время более ранних периодов, подверглись сильному процессу выветривания и эрозии. Перейдите к следующей карточке нажатием мышки на данном слайде. | Слайд 13 |
Учитель. Вопрос. «Мозговой Штурм» | Р ассмотрите на схемах историю формирования древней складчатости, соответствующей в Австралии Большому Водораздельному хребту, расположенному на востоке материка. I этап образования – впадины, заполненной водой (геосинклиналь). Направления движения участков земное коры II этап – на месте геосинклинали в палеозое поднялись складчатые горы, с поверхности состоящие из осадочных пород, сформировавшихся на дне геосинклинали, внутри – кристаллические породы. III этап - в результате процесса выветривания идёт разрушение горных пород и снос их под действием силы тяжести и притяжения земли в котловины и к подножию гор. IV этап - возрождение гор, образование горстов и грабенов. Какие из перечисленных гор схожи по истории формирования с названными горами Австралии? Свой ответ пояснит. Альпы - карточка № 3 Кордильеры - карточка № 31 Уральские горы - карточка № 9 Возьмите карточку № 10. | Слайд 14 |
Ученик. | Правильный ответ: Уральские горы. Альпы – горы новой складчатости. Кордильеры – средней и новой складчатости, а Уральские горы –прошли ту же геологическую историю, что и Большой Водораздельный хребет. | |
Учитель | Оценивает ответ ученика | |
Учитель. Изучение новых знаний. Задание на сопоставление. | Карточка № 10. Страна является крупным поставщиком минерального сырья на мировой рынок. Австралия опережает другие страны по производству многих полезных ископаемых. В прошлом самым важным минеральным ресурсом было золото. Австралия – основной производитель цинка и свинца, железной руды, бокситов, природного газа. На материке добывается много медной руды. На руднике Аргайл (на северо-западе Австралии) в 1983 г. началась добыча полезного ископаемого, и в настоящее время этот рудник считается одним из крупнейших в мире. О каком полезном ископаемом идёт речь? Серебро - карточка № 4 Никель - карточка № 20 Алмазы - карточка № 29 Поясните свой ответ. | |
Ученик. | Правильный ответ: карточка № 29.В задании сказано, что полезное ископаемое добывается на северо-западе. На карте Австралии показано месторождение железных руд, бокситов (алюминиевых руд) и алмазов. Серебра и никеля там нет. | |
Учитель. Климат. Актуализация знаний и умений | Переходим к карточке № 17. Известно, что Австралия – самый сухой материк на земном шаре. Материк в основном находится в поясе высокого давления, ось которого проходит примерно по 30° ю.ш., и в течение большей части года сухие ветры дуют из центра материка; эта ситуация наиболее четко проявляется зимой (с мая по сентябрь). Восточное побережье оказывается на пути юго-восточных пассатов, которые приносят влажный воздух; при подъеме этого воздуха на склонах гор Восточной Австралии часто происходит обильное выпадение осадков. Продолжение на следующей карточке (нажатием мыши в любом месте слайда) | |
Учитель. Задание на формирование умения читать климатограмму, сравнивать, делать вывод. | Продолжение карточки № 17. Прочитайте климатограмму одного из климатов Австралии, сравните с климатограммами Африки и определите тип климата города Перт с помощью климатической карты атласа и учебника. Свой ответ поясните. Субтропический средиземноморский - карточка № 26 Тропический сухой - карточка №7 Субэкваториальный - карточка № 13 | |
Ученик. | Правильный ответ: карточка №26. В тропическом сухом осадков выпадает мало. В субэкваториальном осадки выпадают летом во время прихода ЭВМ, но город Перт в Австралии расположен на юго-западе в субтропическом климате. | |
Учитель. Изучение новых знаний. Вопрос на определение причинно-следственной связи. | Перейдите к карточке № 5. Этот материк отличается весьма небольшим речным стоком. Большинство рек Австралии пересыхает (пересохшие русла рек называют крики). Те из них, которые начинаются в горах Восточной Австралии, а также реки Тасмании круглый год имеют постоянный водоток, но многие реки, текущие к западу, пересыхают в сухой период. Главная речная артерия Австралии на юго-востоке называется: Дарлинг - карточка № 14 Эйр - карточка № 15 Муррей - карточка № 24 Поясните свой выбор. | |
Ученик. | Правильный ответ: река Муррей - карточка № 24. Именно эта река расположена на юго-востоке Австралии. | |
Учитель. Изучение новых знаний. | Возьмём карточку № 23. Хотя Австралийский материк – один из древнейших в мире, он длительное время был отчленен от других массивов суши и поэтому там сохранились многие уникальные животные и растения. «Там в зарослях следы бескрылых птиц»: казуаров и страусов. «Рождаются зверята из яиц» - млекопитающие, которые высиживают яйца - ехидна и утконос. «И там собаки лаять не умеют» – дикая собака динго. Общеизвестным сумчатым символом Австралии (к ним относятся животные среднего и крупного размера — валлаби, валлару и ……..) является: Коала - карточка № 8 Вомбат - карточка № 18 Кенгуру - карточка № 21 | |
Ученик. | Правильный ответ: кенгуру. | |
Учитель. Изучение нового материала. | Возьмём карточку №32. В настоящее время население Австралии составляет около 20 млн. человек. Штат Виктория и Австралийская столичная территория – самые густонаселенные районы; обширные пустынные области Северной территории и Западной Австралии наименее населены. Выберите столицу Австралийского Союза - «столицу, не имеющую населения…»: Мельбурн - карточка № 16 Сидней - карточка № 27 Канберра - карточка № 28 | |
Ученик. | Правильный ответ: Канберра – карточка № 28. | |
Учитель. Опережающее задание. | Карточка № 28. Давайте попробуем «забежать вперёд» - в 11 класс. 1 января 1901 г. шесть самоуправляемых британских колоний – Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия и Тасмания – объединились на федеративных началах и образовали Австралийский Союз. Эти шесть колоний остались первыми штатами новой федеральной системы. Кроме того, выделены две территории: Северная территория и Британская колония - карточка № 33 Северная территория и Австралийская столичная территория - № 44 Северная территория и Восточные побережья - карточка № 39 | |
Ученик. | Правильный ответ: карточка № 44. | |
Учитель | Да, вы правы. Это Северная территория и Австралийская столичная территория. Вы финишировали! Поздравляю! Игра закончена. Переходим к тестированию. | |
Ученики | Проходят тестирование | тест приложение 2 |
Учитель | Обменяйтесь ответами. Проверим выполнение заданий. | ответы на слайде 42 |
Ученики | Взаимопроверка ответов | |
Учитель | Поднимите руки те ученики, у которых 7 правильных ответов – оценка «5». 6- 5 правильных ответов – оценка «4». 4-3 правильных ответов – оценка «3» Менее 3 правильных ответов – оценка «2». | |
Ученики | Проверяют выполненные задания | |
Учитель | Итого: … уч-ся справились с заданиями на оценку «5», … уч-ся справились с заданиями на оценку «4», … уч-ся справились с заданиями на оценку «3», … уч-ся справились с заданиями на оценку «2». Называются фамилии самых активных ребят, комментируются оценки. Домашнее задание: выписать на лист А-4 особенности природы Австралии по традиционному плану в количестве трёх особенностей по каждому пункту: 3 особенности ФГП, 3 особенности рельефа, строения земной коры, полезных ископаемых, 3 особенности климата, 3 особенности внутренних вод, 3 особенности природных зон, 3 особенности населения. После каждого пункта оставить открытыми цифры 4 и 5. Итого: 18 предложений, используя § 35-38 учебника. | |
Учитель Подведение итогов Рефлексия | Проведём этап рефлексии. На уроке я работал активно/пассивно Своей работой я доволен/не доволен Урок показался мне коротким/длинным За урок я устал/не устал Материал урока мне интересен/не интересен понятен/не понятен полезен/бесполезен Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным интересным/не интересным Молодцы! Спасибо за урок. | |
Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D
Презентация «Австралия. Знакомство с материком».