Деятельностная цель Формирование УУД по теме: «Географические координаты» | Предметно-дидактическая цель Обучающиеся получат возможность: познакомиться с понятием «градусная сетка» «географические координаты» провести анализ и обобщение тематического материала; используя источники информации для её поиска и извлечения; решать практические задачи по нахождению координат; определять по карте координаты природных объектов; определять расстояния между ними; выявлять местоположения объектов с разными географическими координатами |
Организационный этап. | | Приветствие учащихся, настрой на работу. | Подготовка необходимого оборудования (карты атласа, линейка) | Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты ожидаемыми. Познавательные: -делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, -перерабатывать информацию для получения необходимого результата -давать определения понятиям. Коммуникативные: -умение общаться и взаимодействовать друг с другом - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию | |
Проверка домашнего задания.
| Фронтальная беседа | Организует проверку знаний учащихся по теме «Параллели и меридианы» Что называется параллелью? Как называется самая длинная параллель и какова её длинна? На какие два полушария делит экватор Землю? Что показывают линии параллелей на карте? Что называют меридианом? Какой самый длинный меридиан? Какова длина меридиана? Что показывают полуокружности меридианов? На какие два полушария делит 0 и 180 меридиан Землю? От каких параллелей и меридианов мы ведём отсчёт координатам?
Предлагаю ребятам определить тему урока и подумать, чему они должны научиться на уроке. (слайд 3) |
- Параллельные окружности, расположенные перпендикулярно оси вращения Земли. - Экватор – 40076км. На северное и южное полушария. Направление на запад и восток. Полуокружности соединяющие Северный и южный полюсы Земли. Одинаковые 20005км Направление на север и юг. На западное и восточное. От нулевого меридиана и экватора
Говорят о том, что с помощью паралле лей и меридианов определяются не только направления сторон горизонта, но и географические координаты точек на земной поверхности – географическую широту, географическую долготу.
| | |
Формирование новых знаний, умений и навыков: Актуализация знаний; Создание проблемной ситуации Постановка учебной проблемы | Постановка учебной проблемы | Значит, по параллелям и меридианам мы можем определить направления на карте, но географический объект эти направления не укажут, так же как и не полное знание почтового адреса. Как же узнать «географический адрес» объекта на карте? Для точного определения местоположения объекта на карте необходимо знать две части «адреса» — широту и долготу. - Кто из вас играл в «Морской бой», тот знает её условия. Окружности пересекающихся параллелей и меридианов образуют на глобусе и карте своеобразную сетку. Каждая «ячейка сетки» состоит из дуг окружностей. Единицей измерения может служить градусная мера. Каждый человек в своей жизни обязательно сталкивается с … (проблемой определения географических координат и определения расстояния между объектами)
| Слушают рассказ учителя Вместе с учителем формулируют проблему. | Определять по карте координаты природных объектов; определять расстояния между ними; Выявлять местоположения объектов с разными географическими Решать практические задачи по нахождению координат; координатами | |
Решение проблемной ситуации: Выдвижение гипотезы. Проверка гипотезы. Формулировка окончательного решения | объяснение самостоятельная работа постановка проблемы метод КМ метод КМ поисковый метод | Предлагает сформулировать определение градусной сетки и сравнить с определением на слайде (слайд 4) С помощью градусной сетки определяют координаты точек на земной поверхности: географическую широту и географическую долготу. Какие источники информации нам помогут в этом? С помощью учебника, какие географические понятия мы можем узнать и чему научиться? Предлагаю работу с текстом учебника. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Предлагаю ситуацию. Предлагаю практическое задание: Используя карту в атласе сформулируйте задание на измерение расстояния на карте с помощью градусной сетки (слайд 9) Слайд 10 Слайд 11 Как вы считаете, масштаб может влиять на подробность изображения на карте ? Чтобы понять, «КАК» может, предлагаю задание. Для этого необходимо выполнить задание из электронного приложения. Слайды 10-11) Предлагаю сопоставить работу ребят и эталон правильно выполненной работы. (слайд 12) | Записывают в тетрадь, что такое градусная сетка. Говорят о том, с помощью градусной сетки можно научиться определять «географический адрес», местоположение или просто координаты отдельных объектов. Атлас, учебник. Сформулировать понятия: градусная сеть, географические широта и долгота. Научиться определять их на карте и измерять расстояния между объектами. Ученики в учебнике находят и дают определение понятию географическая широта, а так же определяют, какая широта бывает (северная и южная) Определяют понятие географическая долгота, какая она бывает. (западная и восточная) Узнают, что с помощью градусной сетки можно определять расстояния. Разминаются на физкультминутке под музыку. | Определять по карте о расстояния между объектами. Решать практические задачи по определению расстояния на карте. | Работают индивидуально, потом осуществляют взаимопроверку в парах, правильно выполнившие получают смайлики для будущей оценки. Работа в парах, объекты выбирают самостояте- льно. После выполнения задания самостоятельно оценивают себя. |
Доказательство и применение найденного решения | решение проблемы | Предлагаю сделать вывод о влиянии масштаба на подробность изображения. (слайд 12) | Ребята говорят о том, что на изображениях более крупного масштаба можно подробнее показать географические объекты ,но на небольших участках местности На изображениях более мелкого масштаба площадь участков больше, но объекты показаны менее подробно. | | |
Подведение итогов и рефлексия | | На слайде вопросы (слайд 13) Домашнее задание: Помогите Тимофею определить расстояние между Москвой и Петербургом и посчитать, сколько денег нужно на дорожные расходы. (слайд 14) | Дети с удовольствием отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание (рассчитать стоимость поездки Тимофея в Москву) и сдают тетради на проверку. | | Объявляю оценки наиболее активным ученикам. |