kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока урока географии 5 класс "Градусная сетка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока содержит маршрутный лист для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока урока географии 5 класс "Градусная сетка"»

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

Градусная сетка

Цель урока

Развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах

Задачи урока

Образовательные: углубить знания о градусной сетке, параллелях и меридианах.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание географической культуры общения.

УУД

Личностные УУД:

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков.

Регулятивные УУД:

Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов».

Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.

Познавательные УУД:

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Коммуникативные УУД:

Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.

Планируемые результаты

Предметные: Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов.

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Градусная сетка, параллель, меридиан

Межпредметные связи

Математика, астрономия.

Ресурсы урока

Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР.

Формы урока

Индивидуальная

Работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника стр. 44-46 «Что такое градусная сетка» и «Как выглядит градусная сетка на глобусе и карте», смысловой анализ текста, заполнение таблицы в тетради - актуализация имеющихся знаний.

Групповая

Работа в паре: выполнение задания маршрутного листа сравнение и обсуждение записанного – выучивание материала.

Работа в группах (по 4 человека): составление кластера отсчете параллелей и меридианов.

Технологии


Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент  

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку,  фиксация отсутствующих

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии

Актуализация знаний


Организует проверку знаний с предыдущего урока, предлагает выполнить тест (см. Приложение)

Ключи:

В-1 В-2

1-3 1-3

2-4 2-2

3-3 3-2

4-4 4-1

5-3 5-2

 Выполняют тест

взаимооценка выполненных работ по ключу, предложенному учителем

 

Стадия вызова 

Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся.


- Решим кроссворд и узнаем ключевое слово темы нашего урока

(на доске начерчен кроссворд)

  1. Модель Земли – глобус

  2. Вид масштаба 1:1000 численный

  3. Величина, показывающая, во сколько раз уменьшено расстояние на карте – масштаб

  4. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости – карта

  5. Угол между направлением на север и заданным объектом – азимут.

глобу с

числ е нный

масш т аб

к арта

а зимут


- Какое слово получилось?
- Это ключевое слово  сегодняшней темы урока.
На доске появляется  слово СЕТКА
Определение темы урока
Обсуждение вопроса:

- какие сетки вы знаете?
- о какой сетке может идти речь применительно к карте и глобусу?
Записываем число, тему урока «Градусная сетка» и пока пишите, постарайтесь сформулировать цель нашего урока.

Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

Решают кроссворд и узнают ключевое слово - СЕТКА


Учащиеся высказывают предположение о линиях на карте и глобусе, об их названиях и назначении.


Совместно с учителем  происходит актуализация знаний и выяснение темы урока.

На доске появляется второе слово –

ГРАДУСНАЯ.

Тема урока определена: ГРАДУСНАЯ  СЕТКА.


Формулируют цель урока.

  1. Какие линии образуют гр. сетку, как они называются.

  2. Изучить новые термины.

  3. Научиться пользоваться гр. сеткой.


Стадия осмысления

 




Организует работу учащихся.


- Вас приветствует бортовой компьютер Космической станции «Земля». За 30 минут полета вокруг Земли, нам предстоит вспомнить, что такое полюса, экватор;

узнать, что такое параллели и меридианы, чем отличаются эти линии и точки.

Активное получение информации

Работа с текстом учебника стр. 44-46 и рис. 30-31-32-33


  1. Работа в паре по маршрутной карте, записывают новые понятия и определения в карту, отвечают на вопросы.

  2. Чтение текста с. 46 и составление кластера.


Первичное осмысление и закрепление

Рефлексия

 

Организует работу учащихся по заполнению таблицы и составление кластера.





  1. Заполняют таблицу в тетради. Работают в группах по 2 человека.

  2. Составляют кластера по отсчету параллелей и меридианов.


Экватор –0

на Север - от 0 до 90

на ЮГ - от 0 до 90


Нулевой меридиан 0 - Гринвичиский

ЗАПАДНОЕ - от 0 до 180

полушарие

ВОСТОЧНОЕ - от 0 до 180

полушарие


1 - 111 км


 Домашнее задание

Учитель записывает и комментирует д.з. параграф 13, стр. 47 задание 1-11,

тренажер. 

Записывают домашнее задание  и слушают комментарии по выполнению. 

 Итоги урока

Подводит итог 

- Я узнал, что…

- У меня вызвало затруднение…

- Я научился



 Продолжают фразы







МАРШРУТНАЯ КАРТА


Шаг 1

- Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках.

Эти точки называются …….


Шаг 2

- На равном расстоянии от полюсов находится …….

Его длина составляет …… км.

А так как это окружность, то в ней содержится …… градусов.


Шаг 3

- Линии, соединяющие два полюса, называются…….

- Они показывают направление с …… на ……

- Сравним их форму на карте и глобусе:

На карте – это………

На глобусе – это …….

- Можно ли, двигаясь по ним на север, совершать кругосветное путешествие? ……..


Шаг 4

- Как называются линии, параллельные экватору? …….

- При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается? ……..

- Самая длинная параллель называется ……

- Направление каких сторон горизонта показывают эти линии? ……


Шаг 5

- Заполните таблицу в тетради «Свойства линий градусной сетки»


Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели

Определение








В какие стороны горизонта направлены?



Какова длина в километрах?



Какова длина в градусах?



Какую форму имеют на глобусе?



Какую форму имеют на карте полушарий?













САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВАРИАНТ №1

  1. Показатель, по которому можно определить во сколько раз расстояния на местности уменьшены при отображении их на карте называется

  1. Ориентир

  2. Глазомер

  3. Масштаб

  4. Планиметр

  1. Масштаб карты 1:10 000 означает, что изображение на карте уменьшено по сравнению с реальным

  1. В 10 раз

  2. В 100 раз

  3. В 1000 раз

  4. В 10000 раз

  1. Численный масштаб карты 1:2 500 000 соответствует именованному

  1. В 1 см 25 000км

  2. В 1 см 250 км

  3. В 1 см 25 км

  4. В 1 см 2 500 км

  1. Какой масштаб из перечисленных более крупный

  1. 1:500 000

  2. В 1 см 500 км

  3. В 1 см 50 км

  4. 1:5 000

  1. Самый древний глобус, сохранившийся до наших дней, изготовил

  1. Аристотель

  2. Птолимей

  3. М. Бехайм

  4. Меркатор




























ВАРИАНТ №2

  1. Как называется масштаб, записанный в следующем виде в 1 см 150 м?

  1. Линейный

  2. Численный

  3. Именованный

  1. Масштаб карты 1:700 означает, что изображение на карте уменьшено по сравнению с реальным

  1. В 70 раз

  2. В 700 раз

  3. В 7 раз

  4. В 77 раз

  1. Численный масштаб карты 1:1 5 000 000 соответствует именованному

  1. В 1 см 150000 м

  2. В 1 см 150 км

  3. В 1 см 15 км

  4. В 1 см 1 500 км

  1. Какой из данных масштабов наиболее удобен для построения плана дачного участка

  1. 1:2 500

  2. 1:2 5000

  3. 1:250 000

  4. 1:2 500 000

  1. Форма материков и очертания океанов наиболее точно переданы на

  1. Карте

  2. Глобусе

  3. Плане

  4. Аэрофотоснимке















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока урока географии 5 класс "Градусная сетка"

Автор: Трифонова Галина Ивановна

Дата: 23.12.2019

Номер свидетельства: 533270

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства