1 | Организационный момент 2 минуты | Проверка подготовленности учащихся к работе. Организация внимания обучающихся | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. У вас всё готово к уроку и я желаю вам чтобы вы были старательными, активными и внимательными. | Стоя приветствуют учителя. |
2 | Целеполага-ние, Планирование 5 минут | Подведение учащихся к теме урока (Приём подводящего вопроса). Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | 1.В какие крупные группы можно объединить отрасли промышленности? 2.Что такое межотраслевой комплекс? 3. Какие межотраслевые комплексы вы знаете? 4. Какие факторы могут повлиять на размещение отраслей? Ситуативное задание Для осознанного восприятия новой темы необходимо использовать жизненный опыт обучающихся. Как назовём тему урока? Предлагает обучающимся составить план (вопросы), над которым будем работать на уроке. | Отвечают: отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности Межотраслевой комплекс – это группа взаимосвязанных отраслей производящих однородную продукцию. ТЭК, Металлургический Сырьевой, топливный, трудовой, транспортный и др. (Предполагаемые ответы). Формулируют тему урока, подходят к выводу, что им необходимо узнать. Составляют план урока. |
3 | Изучение нового материала 20 минут | Создать условия для усвоения учащимися особенностей состава машиностроительного комплекса России, содержания понятий «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор» | Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации, формулирует вместе с учащимися проблему урока, которую следует разрешить. Учитель организует усвоение понятия «машиностроительный комплекс». Проблема: Каков состав машиностроительного комплекса России? Презентация Далее учитель организует усвоение учащимися содержания понятия «специализация», «кооперирование». Учащиеся знакомятся с понятиями и фиксируют их в схему. Объясните взаимосвязи процессов специализации и кооперирования. Учитель организует усвоение понятий «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор» - Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК? Задание Заполните таблицу используя полученные знания используя данные обозначения ( *решающий фактор; +сильное влияние; -слабое) Задание 1. (репродуктивный уровень) Докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они обмениваются. Машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию? | Рисунок 1 – состав комплекса Учащиеся работают с электронным ресурсом Учащиеся фиксируют ответ в тетради. Составление схемы «специализация» и «кооперирование» Учащиеся объясняют взаимосвязь. Ученики заполняют таблицу. Один из группы фиксирует ответ на доске, сверяем полученные результаты. Самопроверка. Запись ответа в виде схемы. «Межотраслевые связи». Самооценка в листах оценивания |
6 | Подведение итогов урока. Рефлексия | Подвести итог проделанной работы | Благодарит ребят за сотрудничество на уроке | Учащиеся вспоминают и рассказывают, что нового узнали на уроке. Заполняют лист самооценки. |