Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии по теме "Европейский Юг: освоение территории"»
Тема урока: Европейский Юг: освоение территории.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Определить этапы освоения территории Европейского Юга.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся:
- объяснять особенности ЭГП, природы, населения, культуры и хозяйстваЕвропейского Юга;
-оценивать место и роль Европейского Юга в хозяйстве России;
- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства Европейского Юга.
Получат возможность научиться:
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства Европейского Юга;
- оценивать ЭГП и перспективы Европейского Юга;
- создавать устные сообщения о географических особенностях Европейского Юга;
- оценивать работу одноклассников по критериям.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
- осознание и проявление себя гражданином многонациональной России;
- осознание возможности познаваемости и объяснимости окружающего мира на основе достижений науки;
- осознание потребности и готовности к самообразованию;
- построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;
- организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач;
- осуществлять взаимооценивание учебно-познавательной деятельности посредством сравнения с установленными нормами.
Коммуникативные УУД:
- продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;
- выстраивать учебное сотрудничество, распределять роли и функции участников;
- уметь представлять свою позицию и защищать свое мнение.
Познавательные УУД:
- осуществлять информационный поиск, работать с разными источниками информации;
- выделять, извлекать, перерабатывать и анализировать информацию;
- формулировать доказательства по решению проблемного вопроса.
Ресурсы урока:
Карта экономических районов России, карты Европейского Юга, стихи о Кавказе, презентация, атласы, контурные карты, учебник А.И. Алексеев. География. Население и хозяйство России. Интернет - ресурсы.
ИКТ, элементы проблемно - диалогической технологии, элементы критического оценивания.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока (этап урока)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Мотивационно-организационный этап
Организовывает актуализацию знаний, достаточных для изучения новой темы:
1.Приветствие. Создание ситуации успеха.
Начинаем наш урок. Надеюсь, что он пройдет продуктивно. Успехов вам, чтобы вы сегодня были активными, и внимательными.
2. Актуализация опорных знаний и определение темы урока.
Кавказ… Он разнолик и многогранен; Несет в себе историю веков; Но также, как и раньше, он прекрасен Своей природой Грозной и простой.
Вопросы:
1) Какой экономический район мы изучаем?
Поэтическая строка
1.Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока; разделились на группы
2.Показывают экономические районы (в парах) и у доски на карте;
3.Отвечают на вопросы
Стихи читают
Умение называть и показывать на карте, изученные ранее экономические районы России.
Регулятивные УУД:
Ролевая саморегуляция.
Умение определять, каких знаний не хватает.
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли, слушать и
понимать речь других.
Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
Этап целеполагания
Обеспечивает деятельность по совместной формулировки темы и цели урока:
Участники группы сами распределяют обязанности в группе, сами планируют свою деятельность.
- первая группа – тема «Общие сведения, ЭГП»
- вторая группа – «Природные ресурсы»
- третья группа – «Население и культура»
Как вы думаете, что станет темой нашего сегодняшнего урока?
1.Определение темы урока ….
2.Определение цели урока при помощи плана характеристики района:
- Что нового мы можем еще узнать о Европейском Юге?
- По какому алгоритму мы изучали предыдущие районы? (по плану)
- Изучать мы должны используя этот же план
- Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока.
3.При изучении общей характеристики районаРФ мы отмечали, что Европейский Юг является всероссийской здравницей, житницей и кузницей.
3.Постановка проблемного вопроса: Приходилось ли осваивать Европейский Юг?
- В течение нашего урока мы и постараемся найти ответ на этот вопрос.
1. Прослушивают стихотворение и определяют тему урока;
2.Отвечая на вопросы и используя план характеристики района, определяют цель урока;
3 Фиксируют проблемный вопрос.
Умение на основе плана характеристики района сформулировать, что будут изучать о Европейском Юге.
Регулятивные УУД: Определение и формулирование темы и цели урока.
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД: Извлечение информации. Принятие проблемного вопроса, его осмысление
Этап овладения новыми знаниями и СД
Создает условия для усвоения обучающимися новой темы:
1.Организация самостоятельной работы обучающихся в группах:
-Наша познавательная деятельность сегодня будет проходить в группах. Каждая группа ученых - исследователей прибыла на Европейский Юг для изучения его особенностей. У каждой группы своя область исследования. Для изучения вопроса группе дается 10 минут, в течение которых они, пользуясь различными источниками, изучают, анализируют информацию, составляют схему и подготавливают выступление. После завершения работы группы обмениваются знаниями.
Во время выступления групп вам необходимо заполнить визитную карточку района. Если что – то не понятно, можно задавать докладчикам дополнительные вопросы.
Участники группы сами распределяют обязанности в группе, сами планируют свою деятельность.
- первая группа – тема «Общие сведения, ЭГП»
- вторая группа – «Природные ресурсы»
- третья группа – «Население и культура»
2.Организация выступлений групп и заполнения визитной карточки района.
Задание для всех
Подготовка к ОГЭ
Республика Дагестан
Ставропольский край
Республика Адыгея
1.Самостоятельно работают в группах, используя различные источники информации, анализируют ее;
2.Составляют схему по своей теме и подготавливают выступление;
3.Обмениваются информацией через выступления групп;
4. Заполняют визитную карточку района.
Умение выявлять черты ЭГП, особенности природы, населения и хозяйства, изображать переработанную информацию схемой.
Фиксировать информацию выступающих в визитную карточку района.
Умение презентовать свою работу.
Регулятивные УУД:
Проговаривать
последовательность действий при работе над темой; соотносить результат с целью
Коммуникативные УУД:
Выражать свои
мысли, слушать и слышать, вступать в диалог, приводить аргументы,
учитывать разные мнения.
Умение организовывать учебное сотрудничество
Познавательные УУД: Умение находить, выделять, анализировать, обобщать информацию, создавать образ изучаемого географического объекта, определять ассоциации, устанавливать логические связи.
Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, презентовать ее.
Этап применения новых знаний и СД
Создает условия по применению географических знаний и умений.
Постановка проблемного вопроса: Приходилось ли осваивать Европейский Юг?
1.Практическая работа с картами атласа.
2.Организует дискуссию по решению проблемного вопроса и анализа этапов освоения района
П. 37 стр. 140- работа с текстом учебника
1.Все группы погружаются в работу по поиску информации для ответа на вопрос: Приходилось ли осваивать Европейский Юг?
2.Участвуют в дискуссии по решению проблемного вопроса
3.Приводят факторы, оказывающие влияние на развитие отраслей Северного Кавказа;
4.Делают вывод об этапах освоения региона
4.Рассказывают об особенностях населения, культуры Европейского Юга. Подчеркивают значение района как всероссийской здравницы и культурного центра.
Умение наносить на контурную карту субъекты Северного Кавказа; участвовать в обсуждении проблемного вопроса и приводить доказательства своей правоты, используя карты атласа.
Используя ответы товарищей и просмотр фильма и презентации, сформировать свое видение о населении и культуре Европейского Юга.
результаты работы оформить в форме визитной карточки.
Регулятивные УУД:
Панировать время при работе с контурной картой
Коммуникативные УУД:
Строить рассуждения, понятные для собеседника с учетом позиции других людей.
Познавательные УУД: Осуществлять сравнение, выявлять преимущества и недостатки; отвечать на проблемный вопрос, делать вывод о перспективах развития района
.
Этап взаимопроверки, взаимоконтроля, самооценки
Д\З
Подводит итоги и организует взаимооценивание по критериям.
Домашнее задание ;§37, подготовить материал о рекреационных ресурсах района
1.Оценивают друг друга в парах, используя критерии.
Умение взаимооценивать друг друга.
Регулятивные УУД:
Осуществлять контроль своей и чужой деятельности.
Коммуникативные УУД:
Организовывать учебное сотрудничество во время проверки заданий.
Познавательные УУД: Делать выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Рефлексивный этап
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
1.Организация рефлексии:
-Закончите предложение: Комплименты:
Европейский Юг – это …
2. Как вы думаете, выполнили ли мы сегодня цель, поставленную в начале урока?
Заключительное слово:
- Вы сегодня хорошо поработали.
Кто ощущал себя профессором-…
А кто студентом-….
Я хочу закончить урок высказываниями знаменитых людей
— Видеть Кавказ,— значит видеть истинное лицо земли, на коем — не противореча — сливаются в одну улыбку и снежная чистота души ребёнка и гордая усмешка мудрости дьявольской.
Кавказ — проба сил человека: слабый дух подавляется там и трепещет в страхе пред силами земли, сильный же, насыщаясь ещё большей крепостью, становится высок и остр, подобно горе, возносящей алмазную вершину свою во глубину небесных пустынь, а вершина эта — престол молний.
Горький Максим, Исповедь, 1908
О горе Эльбрус В.А.Жуковский писал:
И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.
.«Крым — это орден на груди планеты Земля!» (Пабло Неруда).
1. Участвуют в рефлексии;
2. Анализируют результат своей деятельности;
3.Записывают домашнее задание
Умение называть основные позиции нового материала, анализировать, и как они их усвоили.
Регулятивные УУД:
Соотнесение результата своей деятельности с целью урока.
Коммуникативные УУД:
Учет позиции других людей, умение выражать свои мысли.
Познавательные УУД: Умение анализировать результаты своей деятельности.
Этапы хозяйственного освоения территории Северного Кавказа»
Задолго до нашей эры по равнинам Европейского Юга кочевали скифы. В горах жили многочисленные оседлые племена. Это и греки, и гунны, монголы, половцы, адыги, аланы, хазары и др. Славяне появились в равнинных областях в 9 веке нашей эры. Они основали крупный город Тмутаракань ( Тамань). Первое упоминание о далёком княжестве на берегу Черного моря в русских источниках относится к 988 году («Повесть временных лет») и именно в форме «Тмуторокань». Упоминается Тмутаракань и в «Слове о полку Игореве».
Крымское ханство- 1443- 1783г
Настоящая русская колонизация началась в конце 15 века. Крестьяне бежали из Центральной России и основали Войско Донское.
В конце XVIII в. к России были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Кубань. Началось освоение с Северного Кавказа, где главной отраслью хозяйств в горах и на равнинах было пастбище животноводство. В 1696 году, когда Петр I брал Азов, донские казаки Хоперского полка принимали в этой операции непосредственное участие. Этот считается началом истории кубанского казачества, хотя географически оно возникло несколько позже. Во время бунта Булавина 1708 года городки, в которых жили хоперцы, были разорены, хоперские казаки ушли на Кубань и осели там, основав новое казачье сообщество.
Дальнейшее продвижение России на юг было длительным и кровопролитным. Окончательно Северный Кавказ был присоединен к России только во второй половине 19 века в результате почти 50-летней войны.
Военно-Грузинская дорога — 1799г
Под этим названием известна дорога, пролегающая от Владикавказа до Тифлиса При строительстве Военно-Грузинской дороги приходилось бороться и с природой, и с горскими племенами. Огромные куски горной породы откалывали для того, чтобы сделать спуск более пологим. В местах, где скалы были почти отвесны, строили искусственную стену и заполняли пустоты горной породой. Борьба с природой продолжается до сих пор. Протяженность Военно-Грузинской дороги известна точно — 192 километра
Длительное время Европейский Юг был сельскохозяйственным районом, промышленность была представлена предприятиями по переработке продуктов с/х и добычей нефти.
Годы первых советских пятилеток Европейский Юг развивался как крупный район сельского хозяйства, с/х машиностроения и пищевой промышленности. В Ростове –на –Дону - крупнейший в мире завод сельскохозяйственного машиностроения. Продолжалось развитие Восточного Донбасса как угольно-металлургического района. В Таганроге было создано Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения. Единственное бюро, которое находится не в Москве – проектирует и строит гидросамолёты. В республиках строились новые и развивались старые города, создавались промышленные предприятия, готовились кадры для преподавания на родном языке.
После Великой Отечественной войны продолжалось развитие района как агропромышленного, но росла и доля промышленности. Построены крупные ГЭС – Цимлянская на Дону, Чиркейская на Сулаке (в Дагестане), завод азотных удобрений в Невинномысске, завод по производству электровозов в Новочеркасске, Ростовский вертолётный завод. Разработка вольфрамово-молибденовых руд в Кабардино-Балкарии, небольших месторождений нефти и газа в Ставропольском и Краснодарском краях. 2001 г. –запущена Ростовская АЭС вблизи Волгодонска.
ВЫВОД: хозяйственное освоение Европейского Юга проходило в несколько этапов при общем агропромышленном развитии экономики района.