kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока географии по теме "Европейский Юг: освоение территории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен согласно требованиям ФГОС. Целью урока является изучение этапов освоения территории Европейского Юга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии по теме "Европейский Юг: освоение территории"»

Тема урока: Европейский Юг: освоение территории.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Определить этапы освоения территории Европейского Юга.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся:

объяснять особенности ЭГП, природы, населения, культуры и хозяйства Европейского Юга;

-оценивать место и роль Европейского Юга  в хозяйстве России;

- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства Европейского Юга.

Получат возможность научиться:

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с  изучением природы, населения и хозяйства Европейского Юга;

- оценивать ЭГП и перспективы Европейского Юга;

- создавать устные сообщения о географических особенностях Европейского Юга;

- оценивать работу одноклассников по критериям.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

- осознание и проявление себя гражданином  многонациональной России;

- осознание возможности познаваемости и объяснимости  окружающего мира на основе достижений науки;

- осознание потребности и готовности к самообразованию;

- построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;

- организовывать деятельность по реализации  поставленной цели и задач;

- осуществлять взаимооценивание  учебно-познавательной деятельности  посредством сравнения с установленными нормами.

Коммуникативные УУД:

- продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

- выстраивать учебное сотрудничество, распределять роли и функции участников;

- уметь представлять свою позицию и защищать свое мнение.

Познавательные УУД:

- осуществлять информационный поиск, работать с разными источниками информации;

- выделять, извлекать, перерабатывать  и анализировать информацию;

- формулировать доказательства по решению проблемного вопроса.

Ресурсы урока:

Карта  экономических районов России, карты  Европейского Юга,  стихи о Кавказе,  презентация, атласы, контурные карты,  учебник А.И. Алексеев.  География. Население и хозяйство России. Интернет - ресурсы.

Формы и методы работы на уроке:

Фронтальная и групповая.

Информационные, проблемно – поисковые, практические, исследовательский.

Педагогические технологии:

ИКТ, элементы проблемно - диалогической  технологии, элементы критического оценивания.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока (этап урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивационно-организационный этап 

 

Организовывает актуализацию знаний,   достаточных для  изучения  новой темы:

1.Приветствие.   Создание ситуации успеха.

Начинаем наш  урок. Надеюсь, что он пройдет продуктивно. Успехов вам, чтобы вы сегодня были  активными, и внимательными. 

2. Актуализация опорных знаний и определение темы урока.

Кавказ…
Он разнолик и многогранен;
Несет в себе историю веков;
Но также, как и раньше, он прекрасен
Своей природой Грозной и простой. 

Вопросы:

1) Какой экономический район мы изучаем?

Поэтическая строка

1.Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока; разделились на группы

 

 

 

 

 

 

 



 2.Показывают экономические районы (в парах) и у доски на карте;

3.Отвечают на вопросы

Стихи читают

Умение называть и  показывать   на карте, изученные ранее экономические районы России.

 

 







 

 

 Регулятивные УУД:

Ролевая саморегуляция.

Умение  определять, каких знаний  не хватает.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать  свои мысли,  слушать и

понимать речь других.

 Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Этап целеполагания

 

Обеспечивает  деятельность по совместной формулировки    темы и цели  урока:

Участники группы сами распределяют обязанности в группе,  сами планируют свою деятельность.

- первая группа – тема «Общие сведения, ЭГП»

- вторая группа – «Природные ресурсы»

- третья группа – «Население и культура»

Как вы думаете, что станет темой нашего сегодняшнего урока? 

1.Определение  темы урока ….

2.Определение цели урока при помощи плана характеристики района:

- Что нового мы можем еще узнать о Европейском Юге?

- По какому алгоритму мы изучали предыдущие районы? (по плану)

- Изучать мы должны используя этот же план

- Давайте определим цель   нашего сегодняшнего  урока.

 3.При изучении общей характеристики районаРФ мы отмечали, что Европейский Юг является всероссийской здравницей, житницей и кузницей.

3.Постановка проблемного  вопроса: Приходилось ли осваивать Европейский Юг?

- В течение нашего  урока мы  и постараемся найти ответ на этот    вопрос.

1. Прослушивают стихотворение и определяют тему урока;

2.Отвечая на вопросы и используя план характеристики района, определяют  цель урока;

3 Фиксируют проблемный вопрос.
























Умение на   основе  плана характеристики района  сформулировать,  что будут изучать о Европейском Юге.

 






















Регулятивные УУД: Определение и  формулирование   темы  и цели   урока.

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: Извлечение информации. Принятие проблемного вопроса, его осмысление












Этап овладения новыми знаниями и СД

 

 Создает  условия для усвоения  обучающимися новой темы:

1.Организация самостоятельной работы обучающихся в группах:

-Наша познавательная деятельность сегодня будет проходить в группах. Каждая группа  ученых - исследователей прибыла на Европейский Юг для изучения его особенностей.  У каждой группы своя область исследования. Для изучения  вопроса  группе дается 10 минут, в течение которых они, пользуясь различными источниками,   изучают,  анализируют информацию,  составляют схему и подготавливают выступление. После завершения работы группы  обмениваются  знаниями.

Во время выступления групп вам необходимо заполнить визитную карточку района. Если что – то не понятно, можно задавать докладчикам  дополнительные вопросы.

Участники группы сами распределяют обязанности в группе,  сами планируют свою деятельность.

- первая группа – тема «Общие сведения, ЭГП»

- вторая группа – «Природные ресурсы»

- третья группа – «Население и культура»

 2.Организация выступлений групп и заполнения визитной карточки района.

Задание для всех

Подготовка к ОГЭ

  1. Республика Дагестан

  2. Ставропольский край

  3. Республика Адыгея

1.Самостоятельно работают в группах, используя различные источники информации, анализируют ее;

2.Составляют  схему по своей теме и подготавливают выступление;

3.Обмениваются  информацией через выступления групп;

4. Заполняют  визитную  карточку района.

 

 



















 

Умение выявлять  черты ЭГП, особенности природы, населения и хозяйства, изображать  переработанную информацию  схемой. 

Фиксировать   информацию выступающих в визитную карточку района.

Умение презентовать свою работу.
















Регулятивные УУД:

Проговаривать  

последовательность действий при работе над темой; соотносить результат с целью

Коммуникативные УУД:

Выражать свои

мысли, слушать и слышать, вступать в диалог, приводить аргументы, 

учитывать разные мнения.

Умение организовывать учебное сотрудничество

Познавательные УУД: Умение находить, выделять, анализировать, обобщать информацию, создавать  образ изучаемого географического объекта, определять ассоциации, устанавливать логические связи.

Умение  преобразовывать информацию  из одного вида в другой, презентовать ее.

Этап применения новых знаний и СД

 

Создает  условия  по применению географических знаний и умений.

Постановка проблемного  вопроса: Приходилось ли осваивать Европейский Юг?

1.Практическая работа с картами атласа.

2.Организует дискуссию по решению  проблемного вопроса и  анализа  этапов освоения района

П. 37 стр. 140- работа с текстом учебника














1.Все группы погружаются в работу по поиску информации для ответа на вопрос: Приходилось ли осваивать Европейский Юг?

2.Участвуют в дискуссии по решению проблемного вопроса

3.Приводят факторы, оказывающие влияние на развитие отраслей  Северного  Кавказа;

4.Делают вывод об этапах освоения региона

4.Рассказывают об особенностях населения, культуры Европейского Юга. Подчеркивают значение района как всероссийской здравницы и культурного центра.






Умение наносить   на  контурную карту субъекты Северного Кавказа; участвовать в обсуждении проблемного вопроса и приводить  доказательства своей правоты, используя карты атласа.     

Используя ответы товарищей и просмотр фильма и презентации, сформировать свое видение о населении и культуре Европейского Юга.

результаты работы оформить в форме визитной карточки.

Регулятивные УУД:

Панировать время при работе с контурной картой

Коммуникативные УУД:

Строить  рассуждения, понятные для собеседника с учетом позиции других людей.

Познавательные УУД: Осуществлять сравнение, выявлять преимущества и недостатки;   отвечать  на проблемный вопрос,  делать вывод о перспективах развития  района



.

Этап взаимопроверки, взаимоконтроля, самооценки

 Д\З

Подводит итоги  и организует взаимооценивание  по критериям. 

 

Домашнее  задание ;§37, подготовить материал о рекреационных ресурсах района


1.Оценивают друг друга в парах, используя критерии.

Умение взаимооценивать друг друга.

 

Регулятивные УУД:

Осуществлять  контроль своей и чужой деятельности.

Коммуникативные УУД:

Организовывать учебное сотрудничество во время  проверки заданий.

Познавательные УУД: Делать  выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Рефлексивный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акцентирует   внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

1.Организация рефлексии:

-Закончите предложение: Комплименты:

 Европейский Юг – это …

2. Как вы думаете, выполнили ли мы сегодня цель, поставленную  в начале урока?

Заключительное слово:

- Вы сегодня хорошо поработали.

Кто ощущал себя профессором-…

А кто студентом-….

Я хочу закончить урок высказываниями знаменитых людей

.«Крым - изумительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий»

( А. Грибоедов).

Видеть Кавказ,— значит видеть истинное лицо земли, на коем — не противореча — сливаются в одну улыбку и снежная чистота души ребёнка и гордая усмешка мудрости дьявольской.

Кавказ — проба сил человека: слабый дух подавляется там и трепещет в страхе пред силами земли, сильный же, насыщаясь ещё большей крепостью, становится высок и остр, подобно горе, возносящей алмазную вершину свою во глубину небесных пустынь, а вершина эта — престол молний. 

Горький Максим, Исповедь, 1908

О горе Эльбрус В.А.Жуковский писал:

И вдалеке перед тобой,

Одеты голубым туманом,

Гора вздымалась над горой,

И в сонме их гигант двуглавый

Ужасною и величавой.

Там все блистает красотой.

.«Крым — это орден на груди планеты Земля!» (Пабло Неруда).

1. Участвуют в рефлексии;

2. Анализируют результат своей деятельности;

3.Записывают домашнее задание


















Умение называть основные позиции нового материала, анализировать,  и как они их усвоили.

 

 
















Регулятивные УУД:

Соотнесение результата  своей деятельности с целью  урока.

Коммуникативные УУД:

Учет позиции других людей, умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД: Умение анализировать результаты своей деятельности.

 


Этапы хозяйственного освоения территории Северного Кавказа»

  • Задолго до нашей эры по равнинам Европейского Юга кочевали скифы. В горах жили многочисленные оседлые племена. Это и греки, и гунны, монголы, половцы, адыги, аланы, хазары и др. Славяне появились в равнинных областях в 9 веке нашей эры. Они основали крупный город Тмутаракань ( Тамань). Первое упоминание о далёком княжестве на берегу Черного моря в русских источниках относится к 988 году («Повесть временных лет») и именно в форме «Тмуторокань». Упоминается Тмутаракань и в «Слове о полку Игореве».

  • Крымское ханство- 1443- 1783г

  • Настоящая русская колонизация началась в конце 15 века. Крестьяне бежали из Центральной России и основали Войско Донское.

  • В конце XVIII в. к России были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Кубань. Началось освоение с Северного Кавказа, где главной отраслью хозяйств в горах и на равнинах было пастбище животноводство. В 1696 году, когда Петр I брал Азов, донские казаки Хоперского полка принимали в этой операции непосредственное участие. Этот считается началом истории кубанского казачества, хотя географически оно возникло несколько позже. Во время бунта Булавина 1708 года городки, в которых жили хоперцы, были разорены, хоперские казаки ушли на Кубань и осели там, основав новое казачье сообщество.

  • Дальнейшее продвижение России на юг было длительным и кровопролитным. Окончательно Северный Кавказ был присоединен к России только во второй половине 19 века в результате почти 50-летней войны.

Военно-Грузинская дорога — 1799г

Под этим названием известна дорога, пролегающая от Владикавказа до Тифлиса При строительстве Военно-Грузинской дороги приходилось бороться и с природой, и с горскими племенами. Огромные куски горной породы откалывали для того, чтобы сделать спуск более пологим. В местах, где скалы были почти отвесны, строили искусственную стену и заполняли пустоты горной породой. Борьба с природой продолжается до сих пор. Протяженность Военно-Грузинской дороги известна точно — 192 километра

  • Длительное время Европейский Юг был сельскохозяйственным районом, промышленность была представлена предприятиями по переработке продуктов с/х и добычей нефти.

  • Годы первых советских пятилеток Европейский Юг развивался как крупный район сельского хозяйства, с/х машиностроения и пищевой промышленности. В Ростове –на –Дону - крупнейший в мире завод сельскохозяйственного машиностроения. Продолжалось развитие Восточного Донбасса как угольно-металлургического района. В Таганроге было создано Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения. Единственное бюро, которое находится не в Москве – проектирует и строит гидросамолёты. В республиках строились новые и развивались старые города, создавались промышленные предприятия, готовились кадры для преподавания на родном языке.

  • После Великой Отечественной войны продолжалось развитие района как агропромышленного, но росла и доля промышленности. Построены крупные ГЭС – Цимлянская на Дону, Чиркейская на Сулаке (в Дагестане), завод азотных удобрений в Невинномысске, завод по производству электровозов в Новочеркасске, Ростовский вертолётный завод. Разработка вольфрамово-молибденовых руд в Кабардино-Балкарии, небольших месторождений нефти и газа в Ставропольском и Краснодарском краях. 2001 г. –запущена Ростовская АЭС вблизи Волгодонска.


  • ВЫВОД: хозяйственное освоение Европейского Юга проходило в несколько этапов при общем агропромышленном развитии экономики района.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Технологическая карта урока географии по теме "Европейский Юг: освоение территории"

Автор: Шеховцова Вера Ивановна

Дата: 15.02.2023

Номер свидетельства: 625715

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Повторение и обобщение знаний и умений учащихся по разделу «Природно-хозяйственные регионы России»"
    ["seo_title"] => string(80) "povtorenie_i_obobshchenie_znanii_i_umenii_uchashchikhsia_po_razdelu_prirodno_kho"
    ["file_id"] => string(6) "632485"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1685091382"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства