Технологическая карта урока
Класс: 9
Предмет: география
Тема: Повторение и обобщение знаний и умений учащихся по разделу «Природно-хозяйственные регионы России»
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цель: систематизировать и актуализировать знания обучающихся о регионах нашей страны, полученные при изучении европейской части России.
Задачи:
- развитие умения работать с текстовой информацией;
- развитие умения работать с картографической информацией;
- развитие умения работать в команде;
- воспитание интереса к изучению России.
Учебно-методический комплекс:
1. УМК линии «Вентана-Граф». Авторской программы по географии для общеобразовательных школ: (5-9 классы) - коллектива под руководством А.А. Летягина (сборник «География: программа: 5-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2017 г).
2. География России, хозяйство, регионы, 9 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Таможняя Е.А., Толкунова С.Г., – М.: Вентана-Граф, 2013
3. Практикум по методике обучения географии, Душина И.В., Таможняя Е.А., Беловолова Е.А., – М.: Вентана-Граф, 2013
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, презентация к уроку; атлас за 9 класс (Хозяйство России).
Урок по тематическому планированию находится в конце Раздела 2. География отраслей и межотраслевых комплексов, перед Разделом 3. Россия в современном мире (1 ч), изучается в конце 3 триместре.
Виды УУД: личностные (Л), регулятивные (Р), познавательные (П), коммуникативные (К).
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационный (1 мин.) | 1. Приветствие учителя. 2. Проверить готовность учащихся к уроку. 3. Настроить на активную работу на уроке.
| 1. Поздороваться с учителем. 2. Быть готовыми к уроку.
| Целеполагание (Р); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) |
2. | Актуализация знаний (5 мин.) | 1.Зачитывает стих К.М. Симонова о многообразии РФ: Касаясь трех великих океанов, Задаёт ряд вопросов: 1)Что имел ввиду автор стихотворения, написав о том, что Россия широка? 2)Какие три океана омывают Россию? 3)Какие океаны омывает только европейскую часть нашей страны? 4)Как называются отдельные территории нашей страны, которые объединены сходными природными и хозяйственными условиями? 5)Для чего было осуществлено деление на ПХР? 6)Сколько всего ПХР? Перечислите их. |
1)Автор имел ввиду то, что Россия имеет большую протяженность с запада на восток, поэтому она широка; является самой большой по площади страной в мире 2) Россию на севере омывает Северный Ледовитый океан, на западе - Атлантический, а на востоке Тихий 3) Европейскую часть омывает Северный Ледовитый океан и Атлантический 4) Такие территории называются природно-хозяйственные регионы 5) Деление на ПХР было осуществлено для удобства изучения страны с такой большой площадью 6) Всего 9 ПХР. Европейский Север, Северо-Запад, Центральная Россия, Урал, Поволжье, Европейский ЮГ, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
| Уметь вести самостоятельный поиск, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи (У) |
3. | Проведение игры (25 минут) | 1.Организовать игровую деятельность, разбив класс на 5 групп по 5-6 человек. 2.Ознакомить с правилами игры. В игре присутствуют три однотипных задания. Каждой команде выдаётся бланк с заданиями и ответами, которые команды вписывают собственноручно На каждое задания отводится 7 минут к каждому вопросу в задании на экране демонстрируются подсказки в виде фотографий, карт, ребусов и т.д. в течение 1 минуты. По истечении 7 минут все команды сдают бланк с ответами ведущему. Каждый вопрос (в зависимости от степени сложности) может оцениваться от 1 до 3 б. Задача команд правильно отвечать на вопросы и набрать максимальное количество баллов. Категорически запрещается использовать сеть Интернет.
| 1. Участвовать в командной игре. | Уметь вести самостоятельный поиск, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи (П); умение вести диалог, выслушивать мнение другого, вырабатывать общее решение (К); формировать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения в коллективе, освоение социальных норм и правил поведения в группах (Л) |
5. | Физкультминутка (в перерыве между вопросами игры) (3 мин.) | Организовать отдых детей через проведение физкультминутке, участие в физкультминутке
| Выполняют упражнения для снятия усталости с плечевого поя и кистей рук | Учатся организовывать свою деятельность (Р) |
6. | Рефлексия деятельности (4 мин.) | Подведение итогов, определение команд занявших 1,2,3 места. Обсуждение. Какие вопросы оказались самыми сложными? Какие вопросы самые простые? Какие пробелы в своих знаниях по данной теме вы обнаружили?
| Отвечают на поставленные вопросы | Рефлексия способов и условий действия (П); -контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка (Л); |
7. | Домашнее задание (2 мин.) | Организовать дифференцированное домашнее задание. Вариант д/з №1 Составить 2 описание одного из субъектов РФ по аналогии с описанием, приведённом в игре Вариант д/з №2 Составить кроссворд по теме «ПХР России» на отдельном листе (мин.7 вопросов по горизонтали и по вертикали) | Выбрать домашнее задание | Самоопределение и самооценка (Л) |