КГУ «Мостикская средняя школа»
Конспект урока на тему:
Строение вещества и диффузия
Подготовила учитель биологии Голяшова Е.В
Конспект урока по естествознанию в 5 классе
Тема: Строение вещества и диффузия.
Цели урока:
- Дать общие понятия о строении вещества и диффузии.
- Развивать познавательный интерес и умение наблюдать
- Воспитывать культуру поведения, культуру построения ответа, постановку речи, взаимопонимание при работе в парах, рефлексию самочувствия в конце урок
Оборудование: таблица со строением атома, шарстержневые модели для построения молекул, стакан, вода, чернила, живой цветок.
Ход урока
- Организационный момент
- Приветствие.
- Постановка целей и задач урока
- Основной момент
- Устный фронтальной опрос по домашнему заданию.
- Объяснение нового материала
- Демонстрация опытов, работа в тетрадях.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Гудит гудок поезда.
Учитель начинает урок.
Наш поезд замечательный
Отправился в поездку,
Нас ждет сегодня с вами
Особое путешествие!
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие, в МИР МОЛЕКЛ!
Для того чтобы туда попасть, нам нужно справиться с заданиями на всех остановках и я вам обязательно помогу.
Итак, в путь!
Поезд сделал остановку,
Приглашаю выйти к нам
Самых смелых пассажиров,
Чтоб заданья выполнять!
- Что называется физическим телом? Приведи примеры.
- Что называется физическим веществом? Приведи примеры.
- Что называется физическим явлением? Приведи примеры.
Мы едем дальше по пути
Намеченный вначале.
И новая станция впереди
Давайте прочитаем!
Остановка «Атом» Учитель объясняет, что все в окружающем нас мире состоит из мельчайших частиц, называемых атомами. Атомы настолько малы, что их нельзя увидеть невооруженным глазом. Например в точке стоящей в конце предложения, могут уместиться свыше 100 миллиардов атомов. Представьте себе, что вы делите песчинку на все более мелкие частицы. Наконец вы получите такую частицу, которую уже не возможно разделить. Эта мельчайшая частица - атом.
Продолжаем путь, и следующая остановка
Физкультминутка.
Встали, руки вверх подняли
К Солнцу потянулись все!
Наклон вправо, наклон влево
Замечательно уже!
Молодцы ребята, мы прекрасно справляемся с заданиями и скоро будем в новой стране! Едем? Едем!
Остановка «Молекула»
Учитель показывает таблицу с молекулами кислорода, водорода, углекислого газа, воды.
В природе атомов не существуют отдельно друг от друга. Они соединены друг с другом и образуют молекулы. На рисунке изображены молекула водорода, которая состоит из двух атомов и молекула кислорода, состоящая из двух атомов. Молекцлы кислорода, водорода сотоят из атомов одного элемента, т. е. это простое вещество. Молекулы как и атомы не увидишь невооруженным глазом.
Молекула углекислого газа, состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода, это сложное вещество.
Теперь мы знаем, что такое молекула. В путь!
Вот последняя остановка
Станция пред нами! На станции цветы и целая лаборатория, интересно для чего? Тогда давайте похимичим!
Учитель демонстрирует как капля чернил растекается в воде, за тем задает вопрос чем пахнет на станции, дети отвечают – запах цветов.
Далее учитель объясняет, атомы и молекулы находятся в непрерывном движении. Теперь вам понятно, почему вы почувствовали приятный аромат цветов? Конечно же, молекулы постоянно движутся во всех направлениях, благодаря этому вы почувствовали запах. Молекулы в жидкостях так же растекаются ударяясь друг от друга.
Процесс распространения молекул в жидкостях и газах называется диффузией (в переводе с латинского – растекание, распространений). Все новые термины дети фиксируют в тетрадь
Далее педагог вместе с детьми собирает молекулы различных веществ из шаростержневых наборов, дети показывают простые и сложные вещества.
Поздравляю, наше путешествие не прошло даром, мы много узнали нового и сами построили МИР МОЛЕКУЛ.
Закрепим наши знания в игре «Исправь ошибку».
(Если высказывание неверное, то учащиеся должны исправить ошибку).
1. Молекулы нельзя увидеть невооружённым глазом. +
2. Звук не распространяется в воде. –
3. Воздух – это чистое вещество. –
4. Главный источник света на Земле – Солнце. +
5. Белый цвет является сложным. +
6. Электроэнергия не может превращаться в тепловую. –
7. При физических явлениях выделяются тепло и запах. –
8. Давление воздуха с высотой увеличивается. –
9. Впервые атмосферное давление измерил итальянский учёный Торричелли. +
Учитель хвалит детей, выставляет положительные оценки.
Домашнее задание: Составить кроссворд по теме.