Урок открытия новых знаний. С помощью которого учащиеся анализируют как происходит охрана природы на разных уровнях человеческого общества и вырабатывают собственные нормы экологического поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Сокровища природы под охраной человечества"»
Конспект внеурочного занятия по географии в 6 классе.
Тема: «Сокровища природы под охраной человечества».
Тип занятия: урок открытия новых знаний.
Цели занятия: проанализировать как происходит охрана природы на разных уровнях человеческого общества и выработать собственные нормы экологического поведения.
Задачи занятия:
Расширить кругозор учащихся.
Совершенствовать навыки практической работы с картой.
Уметь анализировать информацию и создавать самостоятельно опорные конспекты.
Развивать творческие способности обучающихся.
Ресурсы: карта РФ, презентация, глобус, программа «Планета Земля», карта успеха, «смайлики», тетрадь и учебные принадлежности, индивидуальные карточки, памятка, видеофильм.
Планируемые результаты:
Формируемые УУД.
Предметные:
1.Ознакомиться с международными организациями, которые занимаются охраной природы.
2.Узнать о Красной книге.
3.Изучить памятники природы Самарской области.
4.Самоопределение своей роли в охране окружающей среды.
Метапредметные:
Развивать познавательный интерес к предмету и творческие способности учащихся.
Развивать способности к самостоятельному анализу информации и её преобразованию.
Личностные.
Определение и оценка своего отношения к природе.
Умение определять границы собственного знания и незнания.
Ориентация на выполнение морально-нравственных норм.
Формирование способности к самооценке и коррекции своей учебной деятельности.
Познавательные.
Уметь работать с текстом, выделять в нём необходимую информацию.
Анализировать и оценивать информацию и делать общие выводы.
Уметь использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Регулятивные.
Выявлять проблемы и определение способов её решения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
Составлять план действий при выполнении работы.
Осуществлять контроль, коррекцию и самооценку своей деятельности.
СОТ:
Технология проблемного обучения.
Технология продуктивного чтения.
Технология сотрудничества.
Технология оценивания учебных успехов.
ИКТ технологии.
Формы работы:
Фронтальная - Ф
Индивидуальная - И
Ход занятия.
Мобилизирующий. (1 минута) - Ф
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же живая!
Тема занятия: СОКРОВИЩА ПРИРОДЫ ПОД ОХРАНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Цель урока: проанализировать как происходит охрана природы на разных уровнях человеческого общества и выработать собственные нормы экологического поведения.
Актуализация знаний. (3 минуты) -Ф
Юнеско в 1978 г. утвердило эмблему- Всемирного наследия.
?Как Вы думаете, что символизируют эти знаки и что призывает охранять ООН?
Эмблема символизирует взаимосвязь культуры и природы. Квадрат - это всё, что создано руками человечества, а круг природное наследие, которое мы должны охранять.
В списке всемирного наследия более 900 объектов, каждый год этот список пополняется. Государства на территории которого находится памятник культурного или природного наследия берёт на себя обязательства по его сохранению. В РФ есть 11 памятников природы Всемирного наследия (карта- Охраняемые природные территории России, стр. 44)
Давайте их отметим на контурной карте РФ.
Вопросами охраны окружающей среды, кроме ООН, также занимаются международные организации - Всемирный фонд дикой природы, Европейское агентство по окружающей среде, "ЭКОЛОГИЯ 21", Гринпис, Всемирный союз охраны природы, "Зеленый Фронт» и др. Их более 100.
? Что является главным показателем состояния окружающей среды?
Главным показателем состояния окружающей среды является состояние флоры и фауны нашей планеты. Давайте заполним фишбоун, где укажем главные причины исчезновения растений и животных. Какой вывод мы можем сделать, что нужно сделать человечеству, что бы сохранить растительный и животный мир нашей планеты.
Учёные подсчитали, что за последние 200 лет было уничтожено более 200 видов животных. Вы представьте: проходит всего год – и нет одного вида животных, и мы его уже никогда не увидим! А сейчас, по мнению учёных, каждый день на земном шаре исчезает несколько видов растений и животных! И всё потому, что люди вмешиваются в природу, не признавая её законов.
? Внимание на слайд. Что это за книга? Почему она так называется?
Учёные разных стран составили списки исчезающих животных и растений и в 1963 году издали Международную Красную книгу, а такое название предложил английский профессор Питер Скотт. Хранится эта книга в Швейцарии городе Морже, в неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.
Страницы в книге разноцветные: чёрные, красные, жёлтые, серые, белые, зелёные. Цвета указывают, в каком положении находится то или иное животное или растение.
Давайте с вами заполним кластери узнаем, что обозначают эти цвета.
Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те растения и животные, которые исчезли, и мы их никогда больше не увидим.
На красныхстраницах книги записаны очень редкие виды растений и животных, которые могут исчезнуть в самые ближайшие годы и требуют специальных мер охраны и восстановления.
На жёлтых страницах напечатаны сведения о видах, численность которых пока ещё не критична, но неуклонно сокращается.
На серыхстраницах записаны названия тех животных и растений, которые до сих пор мало изучены, очевидно находящиеся под угрозой исчезновения, места обитания труднодоступны или точно не установлены.
На белых страницах говорится о видах, редких на Земле, которые живут на ограниченных территориях.
Последние страницы книги – зелёные, самые обнадёживающие. На них записаны те виды, которые человеку удалось спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено
Международная Красная книга отражает состояние растительного и животного мира на всём земном шаре. Но ведь животные и растения распределены на земном шаре неравномерно: в одних странах их ещё много, в других – мало или почти не осталось. И тогда в разных странах стали выпускать свои национальные Красные книги
В 1978 году Красная книга появилась в нашей стране. Она была однотомная. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большое число видов.
Но и этих книг было недостаточно, и тогда начали издавать региональные, республиканские Красные книги. В 2005 году была издана Красная книга Самарской области, в которой опубликован список редких и исчезающих растений и животных
4.Физ. Минутка. (2 минуты) - И, Ф
Физ. минутка – игра «Знатоки» (уч-ся встают в круг и передавая глобус должны назвать сначала растения, а потом животные Самарской области. И выделить какие из них эндемики и реликтовые.)
5.Открытие новых знаний. (17 минут) - И
Для спасения растений и животных необходимо создавать питомники, заповедники, национальные парки, заказники. У нас в Самарской области созданы такие охраняемые объекты –Жигулёвский заповедник, имени И.И. Сапрыгины и Национальный парк Самарская Лука.
?В чём различие между заповедником и национальным парком?
Давайте больше узнаем о Жигулёвском заповеднике и Национальном парке Самарская Лука с помощью программы – «Гугл Планета Земля»
С помощью памятки 1 ряд даёт описание Самарской Луке, а 2 ряд –Жигулёвскому заповеднику.
Памятка
1.Географическое положение.
2.Флора
3.Фауна
Наш Жигулёвский заповедник носит имя И.И. Сапрыгину. Сегодня мы послушаем мини проект и узнаем почему в честь него назвали Жигулёвский заповедник.
Иван Иванович Спрыгин — родился 23 июня 1873 года в Пензе в семье железнодорожника. Задатки своей любви к природе и первые навыки натуралиста он получил еще в детстве под влиянием деда и дяди, известного пчеловода. В 1892 году Иван окончил гимназию и поступил в Казанский университет на факультет естественных наук. После окончания университета молодой специалист стал одним из организаторов Пензенского общества любителей естествознания, в рамках которого он затем десятки лет вел исследование флоры, сначала - Пензенской губернии, а затем – и всего Среднего Поволжья.
По материалам, представленным Спрыгиным, с 1 июня 1925 года был учрежден степной Пензенский заповедник, после чего окрыленный этим успехом ученый начал работу по расширению заповедных территорий в Среднем Поволжье. В начале 1926 года он получил разрешение и средства для организации большой экспедиции в Жигули, которую сам же и возглавил. Специалисты досконально изучили растительный и животный мир волжской излучины, после чего для заповедания выбрали участок, расположенный между селом Бахилова Поляна и оврагом Старая Отважина. Он и по сей день является основной частью современного Жигулевского заповедника.
В течение полевого сезона экспедиция собрала огромный материал, на основании которого Спрыгин представил в правительство подробный доклад об огромной научной ценности природы Жигулевских гор. В результате 19 августа 1927 года Малым Совнаркомом РСФСР было принято решение об организации Средневолжского государственного заповедника с созданием в Жигулевских горах Самарской губернии заповедного участка на площади 2,5 тысячи гектаров. Ныне эта дата считается днем рождения Жигулевского государственного заповедника, который с 1977 года носит имя И.И.Спрыгина, с самого начала назначенного его директором.
Сегодня вводное занятие и мы ещё познакомимся с памятниками природы Самарской области: Сосновая роща, гора Могутова, каменной чашей, Муранский бор, пещера братьев Греве и др. В Самарской области особо охраняемых природных территорий - 213. Хотите о них узнать?
? А в нашей школе ведётся работа по охране окружающей среды?Где вы принимали участие? (Конкурс рисунков, классные часы, викторины участие в КВН, субботники, в конкурсе между классами –лучший пришкольный участок, конкурс скворечников участвовали в Ломоносовских чтениях, праздник «День Земли»)
Наши ученики имеют много грамот, дипломов, сертификатов. Они участвовали в экологическом фестивале «Сохраним свою планету», в экологическом брейн – ринге, были участниками в конкурсе социальных проектов «Наш город», городском конкурсе «Экология детства – путь в 21 век», в экологическом форуме «Зелёная планета», в фестивале «Лучшая Земля», в городском интернет- марафоне «Экослед» и мы сейчас посмотрим видеоролик, который был создан нашими 8-классниками и занял призовое место.
? Какое экологическое правило для себя определили учащиеся, которые создавали этот ролик?
Подумайте и каждый для себя придумайте по одному правилу, как нужно относиться к природе?
6. Рефлексия(2 минуты) -И
А теперь я предлагаю создать свою эмблему - «Сокровища природы под охраной человечества». Перед вами находятся лепестки разных цветов, если вы считаете, что вы были активным участником на занятии выбираете жёлтый цвет, а если показали не достаточную активность розовый лепесток и напишите на нём своё экологическое правило и закрепите вокруг Земли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабенко В.Г, Кузнецов А.А. , Птицы Красной книги СССР: Береги природу! - М.: педагогика, 1986.
2. В.И.Матвеев, А.А.Устинова, Н.С.Ильина, Е.Г.Бирюкова, В.В.Соловьева. Растения Самарской области, занесенные в "Красную книгу РСФСР", Самара: Изд-во СамГПУ, 1999
3. Самарская область. Хрестоматия по географии /Под ред. И.А.Носкова - Самара: ГОУ СИПКРО, 2008
4. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А.Володин. - М.: Аванта+, 2001
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Для оформления презентации использованы источники:
http://www.calend.ru/img/content/i0/549.gif
Логотип Всемирного фонда диких животных http://gtmarket.ru/files/WWF-logo.jpg
Центр охраны диких http://www.floranimal.ru/img_general_partners/center_wild_nature_big.gif