kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по географии в 8 классе "Байкал - жемчужина Сибири"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - ознакомление с уникальной достопримечательностью России - с озером Байкал. Разные формы на уроке способствуют повышению интереса к заповедным местам нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии в 8 классе "Байкал - жемчужина Сибири"»



Тема: Байкал – жемчужина Сибири

Цели:

Образовательные: сформировать знания о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин.

Развивающие: развитие навыков работы с различными справочными материалами.

Средства обучения: настенные карты « Физическая карта России», атласы, справочники, мультимедийный проектор, видеофильм о Байкале.

Ход урока

Организационный момент.

На доске – слова Л. С. Берга: «Чудо природы во всех отношениях».

На доске написаны слова: «Байкал – бесценный дар природы!» ( А. Твардовский).

Ход урока.

1. Организационный момент.


Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков Сибири. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.
Слайд №__1__
2. Актуализация знаний.

На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… — жемчужина Сибири».
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем?

Вопросы: 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал)
2.Как будет звучать тема нашего урока?

Слайд №__2_

На слайде появляется тема урока полностью «Байкал – жемчужина Сибири». –

Дети пишут тему урока в тетрадь.

3. Актуализация опорных знаний.
1. Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)

2. Видеосюжет №1 о Байкале.

На фоне видео слова: «Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Байкал – великан, богатырь, красавец, под стать Сибири-матушке. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Разнообразно происхождение самого названия озера: В далеком прошлом, народы, населяющие берега Байкала каждый по-своему именовали озеро.
Китайцы в древних хрониках называли его – «Бейхай» - «северное море»
Эвенки – «Ламу» - «море»
Буряты и монголы – «Байгал - далай» - «богатое море».
Происхождение названия точно не установлено. Наиболее распространена версия, что слово Байкал – тюркоязычное. Происходит от слов – «бай» = «богатый» и «куль» - «озеро», значит «богатое озеро».
Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название Ламу. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера в 1643 г, русские перешли на бурятское название Байгал. При этом они лингвистически приспособили к своему произношению слово и называли – Байкал. Заменив характерное для бурят «г» на русское «к».


Учитель: Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале? (нет)
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4. Компоненты природы: (учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке):

1. Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.
6. Значение Байкала

3. Целеполагание.

Исходя из того, что получилось у нас на доске, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (дети отвечают)

Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Запись на доске – это и есть план нашего урока.
4. Усвоение новых знаний.

В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
У вас на столах лежат инструктивные листы и индивидуальные карты, которые будут вашими помощниками на протяжении всего урока. В индивидуальные карты вам нужно будет заносить основные данные об озере Байкал. Подготовьте их. Итак, приступаем.

И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал.
Для этого, используя карту атласа, ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал? (636 км)

Слайд №_3___с фактами на экране.
Факты (записывают в рабочие листы):
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина — 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)

5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)


Видеосюжет № 2 об Ольхоне.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ
А, мы продолжаем наше путешествие по Байкалу. Теперь, нам предстоит узнать, каковы особенности происхождения этого удивительного озера, чуда природы.


Ответьте на вопросы.

Слайд №__4__
На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера. 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
2. Назовите причину такой большой глубины озера. – происхождение озерной котловины.
3. Вид озерной котловины? (тектоническая впадина)
4. Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен).

Слайд №__5__
На экране – сейсмическая карта Байкала.
4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега).

Видеосюжет № 3 о Байкале №

Учитель (после просмотра): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера живут 10-15000 лет, затем заполняются осадками, со временем стареют и зарастают и исчезают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. Исследования последних лет показывают, что Байкал – это зарождающийся океан. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 0,5 см в год. Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в настоящий океан. И дно, и берега озера постоянно меняются. Байкал находится в рифтовой зоне, в разломе земной коры. Процесс формирования байкальского рифта, активная стадия которого началась 3-4 млн. лет назад, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют многочисленные землетрясения.
Когда говорят о байкальских землетрясениях, обычно вспоминают Цаганское землетрясение 1861 года, которое привело к образованию одного из крупнейших заливов Байкала - залива Провал. Эпицентр Цаганского землетрясения находился в северо-восточной части дельты Селенги. Это было не просто сильное сотрясение почвы, это было землетрясение-урок, землетрясение сильного подземного гула, были такие колебания земли, что люди и скот не могли держаться на ногах, а 20-пудовые бочки с рыбою перекатывались во дворах с одного конца на другой. В земле образовались щели, из которых шла вода с илом, из колодцев выбрасывало илистую воду на сажень вышины», - описывает начало Цаганской стихии «Иркутская летопись».
В разные годы ее глубину определяли по-разному – 1741, 1620……..
В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., что делает его самым глубоким озером планеты.

КЛИМАТ

Далее рассмотрим климатические особенности озера Байкал

На экране – слайд 6 «Климат».
Используя климатические карты стр. 61,62,64 учебника или в атласе
1. Заполните таблицу:

ср.t июля

ср.t янв

осадки

тип климата

+14-18

-14-17

400-600мм

резко континентальный (суровый)


2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья? (ответы детей)

Слайд__7__ (ветер на Байкале)

Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров. ( на экране – ветер на Байкале).

Слайд №__8__ (Шторм на Байкале)
По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.

3. Учебник стр. 227, последний абзац – как называются ветры на Байкале? (верховик, сарма, баргузин, култук)
Сообщения учащихся о ветрах.

Учащиеся пишут в тетрди ветры и определения.
Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
Баргузин – северо – восточный ветер;
Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.
Култук – ветер, дующий с нижней оконечности (южной) Байкала, от одноименного

- Ребята, скажите как называются ветры, дующие в районе озера Байкал?

(Верховик, култук, баргузин, сарма – это основные ветра)

- В каком направлении дует верховик, култук, баргузин, сарма?

- В какую погоду, и в какие месяцы дует верховик?

- Какой ветер сильнее верховик или култук?

- Какую погоду приносит култук?

- Что происходит на месте встречи двух ветров: верховика и култука?

- Самый знаменитый ветер – баргузин. В каком направлении он дует и сильнее ли он двух предыдущих ветров?

- Почему баргузин называют полуночником?

- Местные рыбаки и жители побережья Малого моря очень боятся ветра сарма. Почему?

Слайд № 9 «Ветер Сарма»

- Можно ли предугадать наступление этого ветра?



Ветер «Верховик»

Верховик - едва не самый главный ветер на Байкале. К северу от полуострова Святого Носа его зовут « Ангарой».

Верховик - северный ветер, дующий из долины реки Верхней Ангары. Верховиком его называют потому, что он дует с верхнего, северного конца озера. Он может захватить озеро на всем его протяжении, но летом до южных берегов долетает только в исключительных случаях.

Это один из наиболее мощных и продолжительных байкальских ветров. В конце августа иногда он дует не переставая в течении 10 дней подряд. И тогда озеро пустеет. В это время никто не рискнет выйти в озеро на лодке.

`Верховик - ветер сухой, он дует в ясную, солнечную погоду. Но это не мешает ему быть очень свирепым, особенно зимой, в конце ноября и начале декабря. В это время он так раскачивает Байкал, что воды его становятся черными и беснуют много дней подряд.

Если учитывать, что Байкал замерзает только в конце декабря или в начале января, легко представить, во что превращают его зимние верховики.



Ветер «Култук»

Култук - ветер, дующий от южной оконечности Байкала, вдоль Байкальской впадины, с ю-з на с-в. Название получил по названию залива.

Иногда его называют низовиком, так как дует он от нижнего, южного конца озера.

Свое влияние он распространяет до самых северных берегов и везде умеет заставить относиться к себе со всей серьезностью. Он несет с собой штормы самих высоких баллов, хотя он не бывает столь, продолжительным как верховик.

Продвигаясь вдоль озера к северу, култук охлаждается и насыщается влагой. Это сырой ветер, предвестник пасмурной, дождливой погоды.

Култук может неожиданно отступить, отдав поле боя верховику.

Там, где встречаются два этих грозных гиганта, рождаются так называемые «толкуны» волны, в беспорядке толкающиеся на одном месте и взлетающие своими гребнями - фонтаном прямо вверх.

И верховик и култук относятся к так называемым продольным, проходным ветрам.

Ветер «Сарма»

Хотя из всех байкальских ветров, несомненно, более знаменит баргузин, но на самом Байкале гораздо большей популярностью пользуется сарма.

Переваливая через вершины горных хребтов, этот ветер пытается найти удобные лазейки, он находит их в глубоких разрывах гор - в долинах рек. Именно из долины реки Сармы, впадающей Малое море, и вырывается сарма.

Много преступлений на совести этого коварного ветра, велика летопись его злодеяний. Если летом, неожиданно возникнув, сарма может также внезапно и кончиться, то осенью она дует иногда целыми сутками. Верхние слои воздуха, срываясь с гор, давят на нижние, уплотняют их, в результате чего сарма достигает очень большой силы и скорости ( 40 м в секунду).

Это хорошо знают старожилы-байкальцы. Сарма начинается мгновенно и часто тогда, когда её не ждёшь.



Ветер «Баргузин»

Легендарный ветер баргузин вырывается к Байкалу с с-в, из грандиозной тектонической впадины - Баргузинской долины. Он дует в средней части Байкала, пересекая озеро наискосок - oт баргузинского залива к о. Ольхон.

Баргузин - могучий ветер, он дует мощно, ровно и широко, но его продолжительность и cuла заметно уступают верховику и култуку.

Ветер баргузин называют полуночником, потому что он часто принимает форму береговое бриза и дует ночью.



ВОДЫ
Уникальна вода Байкала.

- На Байкале есть уникальные острова Ушканьи .

Видеосюжет № 4 об Ушканьих островах.

Почему их так назвали?

- В чем уникальность Б. Ушканьего острова?

- Почему здесь на острове столь много муравейников?

Ушканьи острова

В северной части Байкала, против полуострова Святого Носа высятся над водой 4 острова Ушканьего архипелага. На Большом Ушканьем острове постоянно живут несколько десятков зайцев, которых в Сибири зовут ушканами. Но этот остров поражает другими аборигенами (муравьями).

По плотности населения муравьев Б. Ушканий остров не имеет равных в стране. Следы их жизнедеятельности видны здесь повсюду.

На всей площади острова, равной 9 кв. км, их построено не менее 6-7 тысяч.

Муравейники здесь можно встретить на ровных террасах и на крутых обрывах, в нескольких метрах от берега Байкала и на самой вершине острова, в 216 метрах над озером.

Размеры муравейников самые разные. Средняя величина их около 1 м в высоту и 2 м диаметре. Самые большие из них достигают 170 см в высоту и 310 см в диаметре.

Основная причина многочисленности муравейников на Б. Ушканьем острове - отсутствие зверей и птиц, питающихся муравьями и их яйцами и систематически разрушающих муравейник.

На Б. Ушканьем острове нет такого метра поверхности земли, где не было бы следов от старых низовых пожаров. Но низовые пожары губительно действуют на муравьев только вне их жилищ. Сами же муравейники, вместе с находящимися в них муравьями в большей своей части остаются неповрежденными.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

- Очень своеобразен и интересен органический мир Байкала. Более 70 % обитателей озера - эндемики, они не встречаются в других водоемах планеты.

- Экзотическая рыба голомянка - как она выглядит?

- На какой глубине, и при какой температуре они обитают? Какая температура приводит их к гибели?

Слайд № 10 «Голомянка – живородящая рыба»



Голомянка

Полупрозрачное тело рыбки бледно - розового цвета с едва уловимым сиреневым отливом. Лишенная чешуи, она просвечивает на солнце насквозь. Большие черные глаза и огромный для ее размеров рот придают голомянке хищное выражение. Но особенно удивляют длинные предлинные грудные плавники - они составляют две трети самой голомянки.

Голомянка не выдерживает теплой воды и погибает при 7 - 8 С° тепла. Поэтому обычно она держится на глубине 300 - 500 м. Расправив плавники, рыбка как бы парит, дрейфуя по волне течений, и только иногда, ночью, поднимается к поверхности.

Учитель географии – А правда ли говорят, будто голомянки такие жирные, что тают на солнце? (Нет. Выдумки все это. Вот жир их от ревматизма, говорят, помогает. Иногда весной, когда растает лед, их на берег видимо - невидимо выбрасывается. Тут их старики и собирают).

Слайд № 11

Во второй декаде мая на Байкале можно наблюдать интереснейшее явление: бег ручейников на берег.

- Как они могли проникнуть сквозь плотную поверхность льда? На кого похожи взрослые насекомые ручейников? Как долго они живут?

- Кто питается личинками, куколками и взрослым ручейниками?

- Откуда могли взяться среди открытого « моря» эти существа?

Видеосюжет № 5 о байкальской нерпе.



ЗНАЧЕНИЕ БАЙКАЛА

Работа по тексту учебника стр.223.

Какое значение имеет озеро?

Чтение стихотворения о Байкале.

Байкал
Чиста, уникальна, прозрачна вода,
Безмолвная, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица-дочь – Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края,
А с нею три сотни речушек и рек,
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не «целлюлозило»?
Чтоб достоянием народа стал
Славное море – священный Байкал?

Пути решения экологической проблему озера (предлагают учащиеся).




.
Рефлексия.
Учитель: Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу назвать 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо).




Письмо другу.


Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. _________________________ учительница проводила ___________________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы смотрели_________________ видеофильм. Исследовали ___________________климат, ______________________ воды и ____________________органический мир. ___________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое __________________________ письмо.

Жду ответа.



Байкал – чудо природы во всех отношениях. Прав ли Л.С. Берг? Докажите.

Домашнее задание: откройте свои дневники и запишите домашнее задание параграф 39 прочитать, и дополнительное задание на выбор:

- написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»
-нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по географии в 8 классе "Байкал - жемчужина Сибири"

Автор: Власова Елена Николаевна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354675

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме: "Байкал – жемчужина Сибири" "
    ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-baikal-zhiemchuzhina-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "112463"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408642402"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) ""Кейс-метод ( технология ситуационного анализа)". "Жемчужина Сибири в опасности" "
    ["seo_title"] => string(84) "kieis-mietod-tiekhnologhiia-situatsionnogho-analiza-zhiemchuzhina-sibiri-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "163948"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422552319"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Жемчужина Сибири в опасности "
    ["seo_title"] => string(32) "zhiemchuzhina-sibiri-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "165910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422889024"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства