Цель урока: дать сравнительную экономико-географическую характеристику Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского районов по типовому плану. Ознакомиться с особенностями экономического развития районов Сибири.
Оборудование: политико-административная карта России, атласы по географии 9 класса, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
Познавательные УУД
1) Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
7) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные УУД
1) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2) Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3) Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД
1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД
1) Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
2) Проявлять эмоционально-ценностное отношение к экономической мощи России.
Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку.
Разминка: какие экономические районы мы с вами изучили? (устно)
- по административной карте России (я показываю административную единицу, например, Московская область, вы называете центр и экономический район, к которому относится);
Какой экономический район мы изучили? (Какие регионы лишние и почему? Что общего Красноярского, Алтайского краев и Омской области, в чём различие?
Работа с картой.
Псковская область (Псков, Северо-Запад),
республика Карелия (Петрозаводск, Европейский Север),
республика Адыгея (Майкоп, Европейский Юг),
Рязанская область (Рязань, Центральная Россия),
республика Калмыкия (Элиста, Поволжье).
Алтайский край (Барнаул), Красноярский край (Красноярск), Омская область (Омск)
2 этап
Возникновение ситуации затруднения в изменившейся ситуации.
Цель промежуточная:
Определить цель и задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Вспомните, что вы уже знаете о Сибири? Что нужно узнать?
Зачитываю эпиграф: «Российское могущество будет прирастать Сибирью…»
М.В Ломоносов
Как вы понимаете эти слова?
Запишите в тетрадь тему.
Каких целей мы должны достигнуть? (познакомиться с ЭГП Западной и восточной Сибири).
Как будем изучать?1. Визитки ЭР (стр.164, 176)
Учитель. Назовите состав Восточной экономической зоны (Сибирь и Дальний Восток). В состав Сибири входят два экономических района Западная Сибирь и Восточная Сибирь. На уроке познакомимся с экономическим регионом Сибирь, сравнив два района, то есть выделим общие черты и различия между территориями. Выполните практическую работу “Сравнительная характеристика экономических районов Сибири” (приложение).
электронная презентация по теме урока
3 этап
Выдвижение гипотез и планирование действий по их проверке.
Цель промежуточная:
Формировать умение выдвижения гипотез и их обоснования
Ребята, вам предстоит работа в группах. Каждая группа получает своё задание и выполняет его в течение 8-10 минут. И по истечении времени один человек от группы отчитывается перед классом. На основе этих сообщений все учащиеся класса заполнят таблицу “Сравнительная характеристика экономических районов Сибири”. Эта работа поможет вам выполнить тест в конце урока.
Осмысление задачи урока
4 этап
Поиск решения проблемы
Работы с инструктивными картами по группам:
«Сравнение ЭГП Западной и Восточной Сибири»
Учащимся работают самостоятельно, делают выводы.
Выводы
Рефлексия.
Задание 1.стр. 165
На доске вывод.
Итог урока:
Карточки с итогами по уроку.
Самооценка.
Инструкционная карточка к уроку ______________________________________________________
Практическая работа: “Сравнительная характеристика ЭГП Западной и Восточной Сибири”.
Дата:
ЭГП
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
1.ФГП
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
2.ЭГПОбщая характеристика ЭГП района по плану:
положение района на территории страны.
экономическое окружение.
положение относительно крупных топливных, энергетических баз страны.
положение по отношению к транспортным магистралям.
Выводы о влиянии ЭГП района на развитие его хозяйства.