1.Повторить географическое положение на карте зоны арктических пустынь. Дать новые знания о климате Арктики (полярная ночь, полярный день, полярное сияние); познакомить с произведением народного творчества (Легендой о полярном сиянии).
2. Формировать познавательные УУД (умение различать «полярная ночь», «полярный день» и полярное сияние»; работать с картой, );
регулятивные УУД (умение формулировать тему урока и ставить учебную проблему; умение работать с текстом, находить главное, обобщать и сравнивать);
формировать коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание, т.е. давать ответ на вопрос правильный, полный, осознанный; умение оценивать собственную деятельность на уроке)
Личностные УУД (умение слушать учителя и окружающих; оказывать необходимую помощь и взаимопомощь при работе в группе)
3. Воспитывать уважительное отношение к своей малой Родине, доброту к окружающим людям
Этап урока | Действия учителя | Действие обуч-ся | Примечание |
Орг. Момент (мотивационный) Слайд 1 Таблица с девизом работы в группе. | Учитель заранее предлагает обучающимся выбрать на доске «Билет путешественника». -Уважаемые гости, Ребята, я рада видеть Вас на уроке географии! -Мне хотелось бы Вас пригласить в виртуальное путешествие к берегам Арктики, в Страну льда и тьмы, так называл Арктику знаменитый исследователь Фритьоф Нансен, а известный немецкий писатель Стефан Цвейг еще более мрачно- «Страной белой смерти». Почему такое сравнение? Арктика это царство ослепительного снега и света, тысячелетние льды и айсберги, тишина, холод, и неразгаданные загадки. Мы будем путешествовать по группам. -У вас у каждого есть билет путешественника. Обратите внимание на изображение на билете. Билет Вам поможет узнать в какой группе вы продолжите путешествовать. У кого изображен айсберг, поднимите билет. Прошу занять места в 1группе; у кого изображен парусник-пройти в свою 2 группу; белый медведь- прошу занять свои места в 3 группе. Предлагаю Девиз работы в группе, который мы вместе прочитаем. Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно! Ребята, в путешествии вы будете исследовать природную зоны холодной Арктики. Зону арктических пустынь называют Арктикой, что в переводе с греческого языка означает «Медведица». | Перед звонком обуч-ся выбирают себе «Билет путешественника». | Билеты путешественника помещены на магниты на рабочей доске. Парты стоят для 3-х групп (по 3 и 4 человека) |
Повторение (актуализация знаний) Географическая разминка Работа в группах | -Арктика привлекать к себе не только исследователей, ученых, но и многочисленных туристов со всего мира. Природа северных берегов России уникальна, такой красоты на Земле больше не встретить. Это места, которые из-за своей труднодоступности практически не тронуты человеком. - Путешествие - серьёзное испытание даже для самого подготовленного туриста, предлагаю пройти испытание на знание географического положения Арктической зоны на карте. Георграфическая разминка, Вы пройдете 3 испытания: 1.На каких островах находится зона арктических пустынь? Покажите их на карте. 2.Назовите моря Северного Ледовитого океана ? Покажите их на карте. Выполнив следующее испытание, вы получите ключевое или главное слово названия темы нашего урока. 3. Дать краткую характеристику морям Северного Ледовитого океана. У меня на доске названия Арктических морей, а у вас подсказки-характеристики морей. Поместите карточку с краткой характеристикой соответственно к тому морю, к которому подсказка относится. Назовите главное слово . | Новая земля, Северная Земля, Новосибирские острова, Земля Франца Иосифа Белое море, Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море. Обучающиеся соотносят характеристику Арктических морей с названием. КЛИМАТ | Физическая карта России Учитель переворачивает карточку со словом КЛИМАТ, и помещает фото зоны арктических пустынь |
Постановка тему уроки и учебной задачи Слайд 2 | Предположите, какая тема нашего урока? Учитель открывает тему урока. -Тема нашего урока «Климат Арктики». -Путешествуя по Арктике, мы будем исследовать климат арктической зоны. -Посмотрите на доску, прочитайте слова. -Вы обладаете знаниями о этих понятиях? Нет. -Вы хотите получить новые знания об этих понятиях? -Тогда я предлагаю Вам цель урока, нам необходимо решить поставленные проблемы. Прочитайте поставленные цель и проблемы: Цель: Исследовать климат Арктики. Решить поставленные проблемы: 1. Чем отличается полярный день от полярной ночи? 2. Почему в зоне арктических пустынь долгая зима и холодное лето? 3.Что такое полярное сияние? | Климат зоны арктических пустынь Полярная ночь, полярный день, полярное сияние. Обуч-ся читают проблемы урока | Слова-подсказки помещены на доске. |
Открытие нового знания Видеофрагмент Работа в группах | -Итак, мы переносимся виртуально в Страну льда и тьмы, в зону арктических пустынь. Просмотрим видео фрагмент. -Скажите, какой стране принадлежит большая часть Арктики? -Перед вами желтые листы, у каждой группы они разные. Вы должны прочитать внимательно текст и полученную информацию записать в Журнал наблюдения. Путешественники 1 группы исследуют продолжительность зимы и лета в Арктике; 2 группа- полярный день и полярную ночь; 3 группа- полярное сияние. Все полученные исследования занести в Журнал наблюдений. В Журнале наблюдений вам нужно вставить по смыслу необходимые слова. Каждой группе дается текст и конверт, в котором нужно выбрать нужные карточки с характеристикой Полярного дня или ночи. | России | У каждого листы с текстом для чтения; у каждой группы Журнал наблюдения. |
Физминутка Видеоролик Полярное сияние | Так как мы путешествуем по Стране льда –холодной Арктике. Нам необходимо передохнуть и согреться. Нам поможет Ксюша. Защита групп по выполненной работе О царстве вечной мерзлоты народами, проживающими на территории Арктики сложены Легенды, сегодня мы узнаем легенду о природном явлении, нам ее расскажет Дима Мезенцев. -Ребята, скажите, в легенде рассказывается о каком природном явлении, характерном для зоны Арктических пустынь? А в легенде свет в небе освещает дорогу каким людям? | 1 группа зачитывает готовый ответ; 2 группа отчитывается; После просмотра видеоролика, защищает 3 группа выполненную работу. Полярном сиянии Людям, которые совершают добрые дела. | Двигательная физминутка под музыку из мультфильма Перед защитой 3 группы видеоролик |
Обобщение | Тест-утверждение Ответ на вопрос должен начинаться: «Я утверждаю…» 1.В зоне арктических пустынь климат суровый или мягкий. 2. Зима в Арктике долгая или короткая? 3.полярная ночь в Арктике продолжается 2 месяца или несколько месяцев? 4.Чем ближе к экватору, тем длиннее или короче полярная ночь? 5.Полярный день короче и равен по продолжительности полярной ночи? 6.Полярное лето в Арктике теплое или холодное? 7.Туманы, дожди со снегом характерны для полярного лета или полярной зимы? 8.Полярное сияние возникает днем или ночью? 9. Арктика Страна льдов или страна солнца? (Носонову С.) | Я утверждаю, что в зоне Арктики климат суровый | |
Итог урока Слайд 2 | Вспомним поставленные цель и проблемы. 1. Чем отличается полярный день от полярной ночи? 2. Почему в зоне арктических пустынь долгая зима и холодное лето? 3.Что такое полярное сияние? Возвращаясь из виртуального путешествия по Арктике, исследовав ее климат, мы продолжим исследовать растительный и животный мир. | | |
Домашнее задание | Рассказать о полярной ночи, полярном дне. Полярном сиянии. Задание по желанию -нарисовать северное сияние. | | |
Рефлексия | Урок можно сравнить с «Океаном знаний», по которому мы плывем, получая новые знания. Парусник синий –все понял на уроке. Парусник белый- я не все понял на уроке, и мне нужна помощь. | | |
Оценки | Учитель выставляет оценки каждому. Спасибо за сотрудничество на уроке! | | |