kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии Бурятии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет цель – расширение географических представлений школьников о Бурятии; развитие интереса к изучению историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

-изучение истории народа его культуры традиции и обычаи;

- изучение в тесной взаимосвязи физической, элементов экономической и социальной географии своего края, природы как среды обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов развития народного хозяйства;

- введение экологического компонента в содержание предмета.

Содержание программы соответствует следующим требованиям:

- научная достоверность учебного материала;

- системное и последовательное изложение материала;

- доступность и понятность учебного материала;

- излагаемый материал интересен для учащихся, что способствует сознательному усвоению знаний и лучшему пониманию;

- на уроках используются наглядные пособия, иллюстративные работы, материал закрепляется с помощью самостоятельных работ и упражнений;

- целостность, завершенность и познавательная ценность программы.

Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение, работа с географическими и контурными картами, сообщения учащихся, экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с периодической печать

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии Бурятии »


Отдел образования МО «Еравнинский район»

МБОУ «Гундинская средняя общеобразовательная школа»


Утверждено Решением педсовета

Протокол №1 от 2 сентября 2014

Председатель педсовета:

_________________________

Директор школы Т.Н.Барьбеева


Рабочая программа




Предмет: География Бурятии

Класс 8

Количество часов 35

Учитель Бархатова Л.А.

«Согласовано» Протокол заседания

методического объединения учителей

от 29 августа 2014г

_______________Л.А.Бархатова




«Согласовано» зам. директора по УВР

______________ Е.А.Афанасьева

­­­­­­­­­­­­­­­­30 августа 2014



Пояснительная записка

Настоящая программа «Социально-экономическая география Бурятии» разработана для обеспечения подготовки учащихся 8 класса социально-экономического профиля, которые желают получить различные профессии, относящиеся к социально-экономической образовательной области, и ориентируются на профессии экономиста, финансиста, управленца. А так же направлена на формированием национального самосознания

Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.


Данная программа имеет цель – расширение географических представлений школьников о Бурятии; развитие интереса к изучению историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

-изучение истории народа его культуры традиции и обычаи;

- изучение в тесной взаимосвязи физической, элементов экономической и социальной географии своего края, природы как среды обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов развития народного хозяйства;

- введение экологического компонента в содержание предмета.

Содержание программы соответствует следующим требованиям:

- научная достоверность учебного материала;

- системное и последовательное изложение материала;

- доступность и понятность учебного материала;

- излагаемый материал интересен для учащихся, что способствует сознательному усвоению знаний и лучшему пониманию;

- на уроках используются наглядные пособия, иллюстративные работы, материал закрепляется с помощью самостоятельных работ и упражнений;

- целостность, завершенность и познавательная ценность программы.

Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение, работа с географическими и контурными картами, сообщения учащихся, экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с периодической печать











Учебно-тематический план





Наименование темы

Количество часов

1.

История возникновения Бурятии

1

2.

Положение на карте. Границы. Поверхность.

1

3.

Климат. Предсказание погоды по местным признакам.

2

4.

Полезные ископаемые и почвы Бурятии.

2

5.

Реки, озера и источники Бурятии Охрана водоемов.

2

6.

Растительный мир Бурятии. Охрана растительного мира

2

7.

Животный мир Бурятии. Охрана животных.

2

8.

Население Бурятии.

3

9.

Промышленность Бурятии. Транспорт

8

10.

Сельское хозяйство Бурятии.

5

11.

Архитектурно-исторические и культурные памятники

1

12.

Наш город – Улан-Удэ.

1

13.

Мой район, мое село.

2

14.

Обобщающий урок «Моя малая Родина»

1

15

Резервное время

2


Итого:

35







































Содержание Программы



Тема 1. История возникновения Бурятии.

Наш край в древности. Природа. Поселения первобытных людей, их занятия. Расселение бурят в 17 веке. Вхождение Бурятии в состав Российского государства. Бурятия в конце 18 и первой половине 19 веков. Образование Бурят-Монгольской АССР (1923 г.), переименование в Бурятскую АССР (1958 г.) и в Республику Бурятия (1992 г.).



Тема 2. Положение на карте. Границы. Поверхность.

Географическое положение Бурятии на политико-административной карте России. Соседние республики (Монголия, Тыва), Иркутская область и Забайкальский край. Столица – город Улан-Удэ. Горный рельеф. Восточный Саян. Северо-Байкальское и Становое нагорье. Селенгинское среднегорье. Витимское плоскогорье.



Тема 3. Климат Бурятии.

Резко континентальный климат Бурятии. Времена года. Признаки наступления каждого времени года. Зима (продолжительная, холодная, малоснежная); весна (ветреная, холодная, засушливая); лето (непродолжительное, засушливая погода сменяется дождливой); осень (тихая, ясная, теплая, холода со второй половины октября). Предсказания погоды по местным признакам. Народные приметы.



Тема 4. Полезные ископаемые и почвы Бурятии.

Полезные ископаемые. Руды черных и цветных металлов: железная руда, молибденовые и вольфрамовые руды, золото. Горючие полезные ископаемые: уголь. Строительные полезные ископаемые: асбест, графит, известняк, глина, песок.

Виды почв: каштановые, черноземные, серые лесные, горно-таежные. Применение удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Тема 5. Реки и водоемы Бурятии.

Крупнейшие реки: Селенга (притоки – Чикой, Хилок, Уда и Итанца, Джида, Темник и Оронгой); Витим. Иркут.

Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире. Озерные группы: Баунтовская, Еравнинская, Гусино-Убукунская. Экологические проблемы Байкальского региона.

Источники: Аршан, Горячинский, Туранский, Гаргинский и др. Охрана водоемов

Тема 6. Растительный мир Бурятии.

Природные зоны Бурятии: степи, лесостепи, тайга, высотная поясность, тундра. Четкой смены природных зон нет.

Растения степей: типчак, тонконог, лапчатник, полынь, богородская трава и др.

Растения тайги: кедр, пихта, ель, сосна, лиственница. Ягодные кустарники6 брусника, черника, голубика и др.

Лекарственные растения: боярышник, подорожник, чистотел, чабрец и др.

Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира.

Тема 7. Животный мир Бурятии.

Животные степей. Грызуны: заяц-толай, тарбаган, тушканчик, суслик. Хищники: хорек, солонгой, горностай, ласка, лисица, волк. Птицы: дрофа, куропатка, жаворонки.

Животные леса. Пушные звери: соболь, белка, заяц, рысь, медведь и др. Копытные: лось, изюбрь, косуля, кабарга, кабан.

Птицы: глухарь, тетерев, рябчики, сойки, дятлы и др.

Высокогорный пояс: сибирский горный козел, горная индейка.

Тундра: дикий северный олень.

Животный мир Байкала.

Заповедники. Заказники. Красная книга.

Тема 8. Население Бурятии.

Численность населения национальный состав населения РБ. Города, уровень урбанизации. Миграции, виды

миграций их причины. Демографическая политика в республике. Национальные традиции и обычаи. Фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Практическая работа : подбор материала.

Самостоятельная работа: С помощью дополнительной литературы выявить причины миграций и предложить пути их решения.

Тема 9. Промышленность Бурятии.

Угольная промышленность. Месторождения угля, разработка, потребление.

Электроэнергетика РБ.ГЭС,ТЭС,ТЭЦ – 1,ТЭЦ -2,проблемы и пути их решения. Горнодобывающая промышленность. Машиностроение и металлообработка. Транспортное, приборостроительное, электротехническое,

сельскохозяйственное оборудование для разных отраслей.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Проблемы экспорта древесины в страны АТР. Легкая и пищевая промышленность.

Практическая работа: подбор материала по рассмотренным темам.

Самостоятельная работа: обработка лекций с помощью дополнительного материал

Тема 10. Транспорт Бурятии.

Железнодорожный транспорт. БАМ история и современность. Виды транспорта: автомобильный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт. Их доля в перевозках. Ближайшие железнодорожные станции.

Практическая работа: подбор материала.

Самостоятельная работа : Начертить схему важнейших дорог РБ.


Тема 11. Сельское хозяйство Бурятии.

Рельеф Бурятии его особенности. Земледелие как основа развития сельского хозяйства РБ. Животноводство, как отрасль специализации. Виды животноводства: КРС, овцеводство, свиноводство, коневодство, птицеводство, Пчеловодство, оленеводство, яководство, звероводство, заготовка пушнины.

Практическая работа: подбор материала.

Самостоятельная работа: Составить характеристику каждой отрасли сельского хозяйства по предложенному алгоритму.

Меры для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и развития животноводства.

Тема 12. Архитектурно-исторические и культурные памятники Бурятии.

Памятники археологии: стоянки людей каменного века, могильники и городища. Места пребывания декабристов. Этнографический музей. Буддийские храмы (дацаны) и православные храмы. Охрана памятников.



Тема 13. Наш город.

Улан-Удэ на карте Бурятии. История Улан-Удэ. Численность. Основные занятия населения. Известные даты и события города. Прославленные земляки. Улан-Удэ в будущем.



Тема 14. Обобщающий урок «Моя малая Родина».

Бурятия на карте России. Границы. Поверхность. Климат. Реки, озера, источники Бурятии. Полезные ископаемые и почвы. Растительный и животный мир Бурятии. Охрана природы. Население Бурятии. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт. Достопримечательности республики.







Календарно – тематический план



Тема урок

Кол-во часов

Тип урока

Практическая работа

Планируемые результаты освоения материала

Формы контроля

Домашнее задание

Дата проведеняия

План.

Факт

1

История возникновения Бурятии.


1

Вводный урок


Дать представление о республике в древности, о природе, о поселении первобытных людей, их занятия, о расселении бурят в 17 веке о вхождение Бурятии в состав Российского государства

Вводная беседа

П1

2-8 сент


2

3

Положение на карте. Границы. Рельеф.


2

Урок изучения нового материала


№ 1. Обозначение на к/к границы республики, рельеф

Познакомить учащихся с Географическое положение Бурятии на политико-административной карте России. Соседние республики (Монголия, Тыва), Иркутская область и Забайкальский край. Горный рельеф

фронтальный опрос


П 2

10-16

18-24

сент


4

5

Климат Бурятии.


2

Урок изучения нового материала


№2Сравнить климат Бурятии и других регионов, вести наблюдение за погодой в селе Гунда

Дать представление о климате Бурятии

индивидуальный опрос

П 3, работа с атласом Бурятии

26-30 сент

30 -5 октяб


6

Полезные ископаемые


1

Урок изучения нового материала



Руды черных и цветных металлов: железная руда, молибденовые и вольфрамовые руды, золото. Горючие полезные ископаемые: уголь. Строительные полезные ископаемые: асбест, графит, известняк, глина, песок.

фронтальный опрос


П 4,5

7-12 окт


7

Почвы Бурятии.

1

Урок изучения нового материала


№3Обозначить на к/к виды почв Бурятии

Каштановые, черноземные, серые лесные, горно-таежные. Применение удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.


П 6

14-19 окт


8

Реки, озера и источники Бурятии

1

КУ

№4. Нанесение на к/к объектов гидросферы

Крупнейшие реки: Селенга(притоки- Чикой, Хилок, Уда и Интанца, Джида, Темник и Оронгой); Витим. Иркут. Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире. Озерные группы: Баунтовская, Еравнинская, Гусино-Убукунская. Экологические проблемы Байкальского региона.Источники: Аршан, Горячинский, Туранский, Гаргинский и др. Охрана водоемов


Тест

П7 Реферат «Водоемы Бурятии»

21-26 окт


9

Охрана водоемов. Тестирование «Природный мир Бурятии»

1

УЗЗ


Орана водоемов. Экологические проблемы Байкальского региона

Беседа

П 8 Сообщение «Экологические проблемы Байкальского региона «

28-2 нояб


10

Растительный мир Бурятии.

1

ИНМ

№5 Составление презентаций «Животный мир»

Природные зоны Бурятии: степи, лесостепи, тайга, высотная поясность, тундра. Четкой смены природных зон нет.

Растения степей: типчак, тонконог, лапчатник, полынь, богородская трава и др.

Растения тайги: кедр, пихта, ель, сосна, лиственница. Ягодные кустарники6 брусника, черника, голубика и др.

Лекарственные растения: боярышник, подорожник, чистотел, чабрец и др.

Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира.


Фронтальный опрос

П 9,10 повтор 1-11

11-16 нояб


11

Охрана растительного мира

1

КУ


Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира

Проверка знаний


18-23 нояб


12

Животный мир Бурятии.


1

ИНМ

№6 Составление презентаций «Животный мир»

Животные степей. Животные леса. Высокогорный пояс. Тундра. Животный мир Байкала.


Фронтальный опрос

П 11-12

25-30 нояб


13

Охрана животных

1

КУ


Заповедники. Заказники. Красная книга.


Фронтальный опрос

П 13

2-7 дек


14

Численность населения национальный состав населения РБ.

1

ИНМ


Численность населения национальный состав населения РБ. Города.

Фронтальный опрос

П 19

9-14 дек


15

Урбанизация. Миграции,


1

ИНМ

Самостоятельная работа: С помощью дополнительной литературы выявить причины миграций и предложить пути их решения.


Виды миграций их причины. Демографическая политика в республике.

Индивид. опрос

П 20

16-21 дек


16

Национальные традиции и обычаи.

Обобщение «Численность населения»

1

У-Э


Фольклорные песни и танцы, национальная кухня.


Тест

П 21

23-28 дек


17

Промышленность Бурятии.

1

УПР

№7 Отметить на к/к промышленные узлы добывающей промышленности и перерабатывающей

Угольная промышленность. Месторождения угля, разработка, потребление.

Электроэнергетика РБ.ГЭС,ТЭС,ТЭЦ – 1,ТЭЦ -2,проблемы и пути их решения. Горнодобывающая промышленность. Машиностроение и металлообработка. Транспортное, приборостроительное, электротехническое,

сельскохозяйственное оборудование для разных отраслей.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Проблемы экспорта древесины в страны АТР. Легкая и пищевая промышленность.


Индивид. опрос

П 23

13-18 янв


18

Угольная промышленность

1

КУ


Индивид. опрос

П 24

20-25 янв


19

Электроэнергетика РБ

1

ИНМ


Фронтальный опрос

П 24

27-1 фев


20

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

1

ИНМ


Фронтальный опрос

П 25

3-8 фев


21

Легкая и пищевая промышленность

1

ИНМ


Фронтальный опрос

П 26

10-15 февр


22

Машиностроение и металлообработка

1

ИНМ


Виды транспорта: автомобильный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт. Их доля в перевозках. Ближайшие железнодорожные станции.

Фронтальный опрос

П27

17-22 февр


23

Транспорт Бурятии.


ИНМ

№8. Начертить схему важнейших дорог РБ

Виды транспорта. Экологическая обстановка связанная с загазованностью города

Индивид. опрос

П 28,29

24-1 фев


24


Железнодорожный транспорт

1

КУ


БАМ – история и современность

Фронтальный опрос

П 30

3-8 март


25

26

Сельское хозяйство Бурятии.


1

КУ

№9.Составить характеристику каждой отрасли сельского хозяйства по предложенному алгоритму.


Характеристика сельского хозяйства Бурятии. Климатические и агроклиматические условия

Фронтальный опрос

П 31

10- 15

17-22

Март


27

Земледелие как основа развития сельского хозяйства РБ и Еравнинского района

2

ИНМ


Агроклиматические условия, виды злаковых и кор


П 32

31-5 апр


28

Обощение «Промышленность РБ»

1




тестирование


7-13 апр


29

Животноводство, как отрасль специализации РБ и Еравнинского района

1

УЗЗ

№10. Составить сравнительную характеристику об отрасли. Работа со стат. данными

Виды животноводства: КРС, овцеводство, свиноводство, коневодство, птицеводство, Пчеловодство, оленеводство, яководство, звероводство, заготовка пушнины.


Индивид. опрос

Сообщение о животноводстве района

14-20 апр


30

Архитектурно-исторические и культурные памятники Бурятии.

1

У-Э


Памятники археологии: стоянки людей каменного века, могильники и городища. Места пребывания декабристов. Этнографический музей. Буддийские храмы (дацаны) и православные храмы. Охрана памятников.


Индивид. опрос

Подобрать материал о городе Улан-Удэ

21-27 апр


31

Наш город - Улан-Удэ

1

ИНМ



Фронтальный опрос


28-3 май


32

Мой район, мое село.

1

УПР

№11 Характеристика ГП Еравнинского района по картам атласа Бурятии

Географическое положение района на политико-административной карте Бурятии .Расположение села Гунда по отношению к центру района

Беседа

Подбор материала о селе, о районе

5-10 май


33

34

Проект «Мой район»

2

УПР

Исследовательская работа

Экономическая, социальная, культурная сторона района



12-17

19-24 май



35

Обобщающий урок «Моя малая Родина»

1

УЗЗ


Проверка знаний Бурятия на карте России. Границы. Поверхность. Климат. Реки, озера, источники Бурятии. Полезные ископаемые и почвы. Растительный и животный мир Бурятии. Охрана природы. Население Бурятии. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт. Достопримечательности республики.


тестирование


26-31 май




















Литература для учащихся

1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2006. – 96 с.

2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000. – 48 с.

3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1970.

4. Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1974.

5. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1968. – 75 с.

6. Дроздов А.П. Байкал – море синее. – М.: Детгиз, 1982 – 190 с.

7. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.

8. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.

9. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.

10. Обручев В.А. Мои путешествия по Сибири. – М.: Изд-во АН СССР, 1983. – 288 с.

11. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.

12. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб.пособ. для 8-9 кл.сред.шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.

13. Элиасова Л.Е. Байкальские предания. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1966. – 272 с.



Литература для учителя

1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография, 2006. – 96 с.

2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000.

3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1970.



4. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1968. – 75 с.

5. Галазия Г.И. Байкал в вопросах и ответах – М.:Мысль, 1988. – 285 с.

6. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.

7. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.

8. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии: Учебное пособие для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., «Просвещение»,2006.- 167 с.

9. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. Учебное пособие для учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., «Просвещение».2000.- 112 с.

10. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.

11. Методика обучения географии в школе. – М.: Просвещение «Учебная литература», 1997. – 145 с.

12. Методические рекомендации по составлению авторских и рабочих программ по географии: метод.рек./ сост. Л.Д.Пшеничникова; Бурят.ин-т ПКиПРО. – Улан-Удэ, 1998. – 12 с.

13. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.

14. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. – 159 с.

15. Пшеничникова Л.Д. Национально-региональный компонент стандарта базового географического образования в Республике Бурятия: метод.рек./сост. Назаров Г.Н. – Улан-Удэ.: Изд-во «Бэлиг», 1997. – 27 с.

16. Цыдынжапов Г.Ц. Бурятская кухня. – Улан-Удэ.:Бурят.кн.изд-во, 1991.

17. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.

18. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб.пособ. для 8-9 кл.сред.шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.

Интернет-ресурсы

1. http://www.buryatia.ru

2. http://baikalrav.narod.ru

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятия

4. http://gov/buryatia/ru










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по географии Бурятии

Автор: Бархатова Людмила Алексеевна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа "География Бурятии" "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-buriatii"
    ["file_id"] => string(6) "108997"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404020171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства