Данная программа имеет цель – расширение географических представлений школьников о Бурятии; развитие интереса к изучению историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
-изучение истории народа его культуры традиции и обычаи;
- изучение в тесной взаимосвязи физической, элементов экономической и социальной географии своего края, природы как среды обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов развития народного хозяйства;
- введение экологического компонента в содержание предмета.
Содержание программы соответствует следующим требованиям:
- научная достоверность учебного материала;
- системное и последовательное изложение материала;
- доступность и понятность учебного материала;
- излагаемый материал интересен для учащихся, что способствует сознательному усвоению знаний и лучшему пониманию;
- на уроках используются наглядные пособия, иллюстративные работы, материал закрепляется с помощью самостоятельных работ и упражнений;
- целостность, завершенность и познавательная ценность программы.
Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение, работа с географическими и контурными картами, сообщения учащихся, экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с периодической печать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии Бурятии »
Отдел образования МО «Еравнинский район»
МБОУ «Гундинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено Решением педсовета
Протокол №1 от 2 сентября 2014
Председатель педсовета:
_________________________
Директор школы Т.Н.Барьбеева
Рабочая программа
Предмет: География Бурятии
Класс 8
Количество часов 35
Учитель Бархатова Л.А.
«Согласовано» Протокол заседания
методического объединения учителей
от 29 августа 2014г
_______________Л.А.Бархатова
«Согласовано» зам. директора по УВР
______________ Е.А.Афанасьева
30 августа 2014
Пояснительная записка
Настоящая программа «Социально-экономическая география Бурятии» разработана для обеспечения подготовки учащихся 8 класса социально-экономического профиля, которые желают получить различные профессии, относящиеся к социально-экономической образовательной области, и ориентируются на профессии экономиста, финансиста, управленца. А так же направлена на формированием национального самосознания
Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Данная программа имеет цель – расширение географических представлений школьников о Бурятии; развитие интереса к изучению историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
-изучение истории народа его культуры традиции и обычаи;
- изучение в тесной взаимосвязи физической, элементов экономической и социальной географии своего края, природы как среды обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов развития народного хозяйства;
- введение экологического компонента в содержание предмета.
Содержание программы соответствует следующим требованиям:
- научная достоверность учебного материала;
- системное и последовательное изложение материала;
- доступность и понятность учебного материала;
- излагаемый материал интересен для учащихся, что способствует сознательному усвоению знаний и лучшему пониманию;
- на уроках используются наглядные пособия, иллюстративные работы, материал закрепляется с помощью самостоятельных работ и упражнений;
- целостность, завершенность и познавательная ценность программы.
Совокупность методов обучения представляет собой путь познания окружающей действительности, который и предлагается учащимся: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение, работа с географическими и контурными картами, сообщения учащихся, экскурсии, просмотр видеофильмов, работа с периодической печать
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Количество часов
1.
История возникновения Бурятии
1
2.
Положение на карте. Границы. Поверхность.
1
3.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам.
2
4.
Полезные ископаемые и почвы Бурятии.
2
5.
Реки, озера и источники Бурятии Охрана водоемов.
2
6.
Растительный мир Бурятии. Охрана растительного мира
2
7.
Животный мир Бурятии. Охрана животных.
2
8.
Население Бурятии.
3
9.
Промышленность Бурятии. Транспорт
8
10.
Сельское хозяйство Бурятии.
5
11.
Архитектурно-исторические и культурные памятники
1
12.
Наш город – Улан-Удэ.
1
13.
Мой район, мое село.
2
14.
Обобщающий урок «Моя малая Родина»
1
15
Резервное время
2
Итого:
35
Содержание Программы
Тема 1. История возникновения Бурятии.
Наш край в древности. Природа. Поселения первобытных людей, их занятия. Расселение бурят в 17 веке. Вхождение Бурятии в состав Российского государства. Бурятия в конце 18 и первой половине 19 веков. Образование Бурят-Монгольской АССР (1923 г.), переименование в Бурятскую АССР (1958 г.) и в Республику Бурятия (1992 г.).
Тема 2. Положение на карте. Границы. Поверхность.
Географическое положение Бурятии на политико-административной карте России. Соседние республики (Монголия, Тыва), Иркутская область и Забайкальский край. Столица – город Улан-Удэ. Горный рельеф. Восточный Саян. Северо-Байкальское и Становое нагорье. Селенгинское среднегорье. Витимское плоскогорье.
Тема 3. Климат Бурятии.
Резко континентальный климат Бурятии. Времена года. Признаки наступления каждого времени года. Зима (продолжительная, холодная, малоснежная); весна (ветреная, холодная, засушливая); лето (непродолжительное, засушливая погода сменяется дождливой); осень (тихая, ясная, теплая, холода со второй половины октября). Предсказания погоды по местным признакам. Народные приметы.
Тема 4. Полезные ископаемые и почвы Бурятии.
Полезные ископаемые. Руды черных и цветных металлов: железная руда, молибденовые и вольфрамовые руды, золото. Горючие полезные ископаемые: уголь. Строительные полезные ископаемые: асбест, графит, известняк, глина, песок.
Виды почв: каштановые, черноземные, серые лесные, горно-таежные. Применение удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Тема 5. Реки и водоемы Бурятии.
Крупнейшие реки: Селенга (притоки – Чикой, Хилок, Уда и Итанца, Джида, Темник и Оронгой); Витим. Иркут.
Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире. Озерные группы: Баунтовская, Еравнинская, Гусино-Убукунская. Экологические проблемы Байкальского региона.
Источники: Аршан, Горячинский, Туранский, Гаргинский и др. Охрана водоемов
Тема 6. Растительный мир Бурятии.
Природные зоны Бурятии: степи, лесостепи, тайга, высотная поясность, тундра. Четкой смены природных зон нет.
Растения степей: типчак, тонконог, лапчатник, полынь, богородская трава и др.
Растения тайги: кедр, пихта, ель, сосна, лиственница. Ягодные кустарники6 брусника, черника, голубика и др.
Лекарственные растения: боярышник, подорожник, чистотел, чабрец и др.
Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира.
Животные леса.Пушные звери: соболь, белка, заяц, рысь, медведь и др. Копытные: лось, изюбрь, косуля, кабарга, кабан.
Птицы: глухарь, тетерев, рябчики, сойки, дятлы и др.
Высокогорный пояс: сибирский горный козел, горная индейка.
Тундра: дикий северный олень.
Животный мир Байкала.
Заповедники. Заказники. Красная книга.
Тема 8. Население Бурятии.
Численность населения национальный состав населения РБ. Города, уровень урбанизации. Миграции, виды
миграций их причины. Демографическая политика в республике. Национальные традиции и обычаи. Фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Практическая работа : подбор материала.
Самостоятельная работа: С помощью дополнительной литературы выявить причины миграций и предложить пути их решения.
Тема 9. Промышленность Бурятии.
Угольная промышленность. Месторождения угля, разработка, потребление.
Электроэнергетика РБ.ГЭС,ТЭС,ТЭЦ – 1,ТЭЦ -2,проблемы и пути их решения. Горнодобывающая промышленность. Машиностроение и металлообработка. Транспортное, приборостроительное, электротехническое,
сельскохозяйственное оборудование для разных отраслей.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Проблемы экспорта древесины в страны АТР. Легкая и пищевая промышленность.
Практическая работа: подбор материала по рассмотренным темам.
Самостоятельная работа: обработка лекций с помощью дополнительного материал
Тема 10. Транспорт Бурятии.
Железнодорожный транспорт. БАМ история и современность. Виды транспорта: автомобильный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт. Их доля в перевозках. Ближайшие железнодорожные станции.
Практическая работа: подбор материала.
Самостоятельная работа : Начертить схему важнейших дорог РБ.
Тема 11. Сельское хозяйство Бурятии.
Рельеф Бурятии его особенности. Земледелие как основа развития сельского хозяйства РБ. Животноводство, как отрасль специализации. Виды животноводства: КРС, овцеводство, свиноводство, коневодство, птицеводство, Пчеловодство, оленеводство, яководство, звероводство, заготовка пушнины.
Практическая работа: подбор материала.
Самостоятельная работа: Составить характеристику каждой отрасли сельского хозяйства по предложенному алгоритму.
Меры для повышения урожайности сельскохозяйственных культур и развития животноводства.
Тема 12. Архитектурно-исторические и культурные памятники Бурятии.
Памятники археологии: стоянки людей каменного века, могильники и городища. Места пребывания декабристов. Этнографический музей. Буддийские храмы (дацаны) и православные храмы. Охрана памятников.
Тема 13. Наш город.
Улан-Удэ на карте Бурятии. История Улан-Удэ. Численность. Основные занятия населения. Известные даты и события города. Прославленные земляки. Улан-Удэ в будущем.
Тема 14. Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Бурятия на карте России. Границы. Поверхность. Климат. Реки, озера, источники Бурятии. Полезные ископаемые и почвы. Растительный и животный мир Бурятии. Охрана природы. Население Бурятии. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт. Достопримечательности республики.
Календарно – тематический план
№
Тема урок
Кол-во часов
Тип урока
Практическая работа
Планируемые результаты освоения материала
Формы контроля
Домашнее задание
Дата проведеняия
План.
Факт
1
История возникновения Бурятии.
1
Вводный урок
Дать представление о республике в древности, о природе, о поселении первобытных людей, их занятия, о расселении бурят в 17 веке о вхождение Бурятии в состав Российского государства
Вводная беседа
П1
2-8 сент
2
3
Положение на карте. Границы. Рельеф.
2
Урок изучения нового материала
№ 1. Обозначение на к/к границы республики, рельеф
Познакомить учащихся с Географическое положение Бурятии на политико-административной карте России. Соседние республики (Монголия, Тыва), Иркутская область и Забайкальский край. Горный рельеф
фронтальный опрос
П 2
10-16
18-24
сент
4
5
Климат Бурятии.
2
Урок изучения нового материала
№2Сравнить климат Бурятии и других регионов, вести наблюдение за погодой в селе Гунда
Дать представление о климате Бурятии
индивидуальный опрос
П 3, работа с атласом Бурятии
26-30 сент
30 -5 октяб
6
Полезные ископаемые
1
Урок изучения нового материала
Руды черных и цветных металлов: железная руда, молибденовые и вольфрамовые руды, золото. Горючие полезные ископаемые: уголь. Строительные полезные ископаемые: асбест, графит, известняк, глина, песок.
фронтальный опрос
П 4,5
7-12 окт
7
Почвы Бурятии.
1
Урок изучения нового материала
№3Обозначить на к/к виды почв Бурятии
Каштановые, черноземные, серые лесные, горно-таежные. Применение удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
П 6
14-19 окт
8
Реки, озера и источники Бурятии
1
КУ
№4. Нанесение на к/к объектов гидросферы
Крупнейшие реки: Селенга(притоки- Чикой, Хилок, Уда и Интанца, Джида, Темник и Оронгой); Витим. Иркут. Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире. Озерные группы: Баунтовская, Еравнинская, Гусино-Убукунская. Экологические проблемы Байкальского региона.Источники: Аршан, Горячинский, Туранский, Гаргинский и др. Охрана водоемов
Тест
П7 Реферат «Водоемы Бурятии»
21-26 окт
9
Охрана водоемов. Тестирование «Природный мир Бурятии»
1
УЗЗ
Орана водоемов. Экологические проблемы Байкальского региона
Беседа
П 8 Сообщение «Экологические проблемы Байкальского региона «
28-2 нояб
10
Растительный мир Бурятии.
1
ИНМ
№5 Составление презентаций «Животный мир»
Природные зоны Бурятии: степи, лесостепи, тайга, высотная поясность, тундра. Четкой смены природных зон нет.
Растения степей: типчак, тонконог, лапчатник, полынь, богородская трава и др.
Растения тайги: кедр, пихта, ель, сосна, лиственница. Ягодные кустарники6 брусника, черника, голубика и др.
Лекарственные растения: боярышник, подорожник, чистотел, чабрец и др.
Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира.
Фронтальный опрос
П 9,10 повтор 1-11
11-16 нояб
11
Охрана растительного мира
1
КУ
Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира
Проверка знаний
18-23 нояб
12
Животный мир Бурятии.
1
ИНМ
№6 Составление презентаций «Животный мир»
Животные степей.Животные леса.Высокогорный пояс.Тундра. Животный мир Байкала.
Фронтальный опрос
П 11-12
25-30 нояб
13
Охрана животных
1
КУ
Заповедники. Заказники. Красная книга.
Фронтальный опрос
П 13
2-7 дек
14
Численность населения национальный состав населения РБ.
1
ИНМ
Численность населения национальный состав населения РБ. Города.
Фронтальный опрос
П 19
9-14 дек
15
Урбанизация. Миграции,
1
ИНМ
Самостоятельная работа: С помощью дополнительной литературы выявить причины миграций и предложить пути их решения.
Виды миграций их причины. Демографическая политика в республике.
Индивид. опрос
П 20
16-21 дек
16
Национальные традиции и обычаи.
Обобщение «Численность населения»
1
У-Э
Фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Тест
П 21
23-28 дек
17
Промышленность Бурятии.
1
УПР
№7 Отметить на к/к промышленные узлы добывающей промышленности и перерабатывающей
Угольная промышленность. Месторождения угля, разработка, потребление.
Электроэнергетика РБ.ГЭС,ТЭС,ТЭЦ – 1,ТЭЦ -2,проблемы и пути их решения. Горнодобывающая промышленность. Машиностроение и металлообработка. Транспортное, приборостроительное, электротехническое,
сельскохозяйственное оборудование для разных отраслей.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Проблемы экспорта древесины в страны АТР. Легкая и пищевая промышленность.
Индивид. опрос
П 23
13-18 янв
18
Угольная промышленность
1
КУ
Индивид. опрос
П 24
20-25 янв
19
Электроэнергетика РБ
1
ИНМ
Фронтальный опрос
П 24
27-1 фев
20
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
1
ИНМ
Фронтальный опрос
П 25
3-8 фев
21
Легкая и пищевая промышленность
1
ИНМ
Фронтальный опрос
П 26
10-15 февр
22
Машиностроение и металлообработка
1
ИНМ
Виды транспорта: автомобильный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт. Их доля в перевозках. Ближайшие железнодорожные станции.
Фронтальный опрос
П27
17-22 февр
23
Транспорт Бурятии.
ИНМ
№8. Начертить схему важнейших дорог РБ
Виды транспорта. Экологическая обстановка связанная с загазованностью города
Индивид. опрос
П 28,29
24-1 фев
24
Железнодорожный транспорт
1
КУ
БАМ – история и современность
Фронтальный опрос
П 30
3-8 март
25
26
Сельское хозяйство Бурятии.
1
КУ
№9.Составить характеристику каждой отрасли сельского хозяйства по предложенному алгоритму.
Характеристика сельского хозяйства Бурятии. Климатические и агроклиматические условия
Фронтальный опрос
П 31
10- 15
17-22
Март
27
Земледелие как основа развития сельского хозяйства РБ и Еравнинского района
2
ИНМ
Агроклиматические условия, виды злаковых и кор
П 32
31-5 апр
28
Обощение «Промышленность РБ»
1
тестирование
7-13 апр
29
Животноводство, как отрасль специализации РБ и Еравнинского района
1
УЗЗ
№10. Составить сравнительную характеристику об отрасли. Работа со стат. данными
Архитектурно-исторические и культурные памятники Бурятии.
1
У-Э
Памятники археологии: стоянки людей каменного века, могильники и городища. Места пребывания декабристов. Этнографический музей. Буддийские храмы (дацаны) и православные храмы. Охрана памятников.
Индивид. опрос
Подобрать материал о городе Улан-Удэ
21-27 апр
31
Наш город - Улан-Удэ
1
ИНМ
Фронтальный опрос
28-3 май
32
Мой район, мое село.
1
УПР
№11 Характеристика ГП Еравнинского района по картам атласа Бурятии
Географическое положение района на политико-административной карте Бурятии .Расположение села Гунда по отношению к центру района
Беседа
Подбор материала о селе, о районе
5-10 май
33
34
Проект «Мой район»
2
УПР
Исследовательская работа
Экономическая, социальная, культурная сторона района
12-17
19-24 май
35
Обобщающий урок «Моя малая Родина»
1
УЗЗ
Проверка знаний Бурятия на карте России. Границы. Поверхность. Климат. Реки, озера, источники Бурятии. Полезные ископаемые и почвы. Растительный и животный мир Бурятии. Охрана природы. Население Бурятии. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт. Достопримечательности республики.
тестирование
26-31 май
Литература для учащихся
1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2006. – 96 с.
2. Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000. – 48 с.
5. Галазия Г.И. Байкал в вопросах и ответах – М.:Мысль, 1988. – 285 с.
6. Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.
7. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.
8. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии: Учебное пособие для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., «Просвещение»,2006.- 167 с.
9. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. Учебное пособие для учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова.- М., «Просвещение».2000.- 112 с.
10. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.
11. Методика обучения географии в школе. – М.: Просвещение «Учебная литература», 1997. – 145 с.
12. Методические рекомендации по составлению авторских и рабочих программ по географии: метод.рек./ сост. Л.Д.Пшеничникова; Бурят.ин-т ПКиПРО. – Улан-Удэ, 1998. – 12 с.
13. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.
14. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. – 159 с.
15. Пшеничникова Л.Д. Национально-региональный компонент стандарта базового географического образования в Республике Бурятия: метод.рек./сост. Назаров Г.Н. – Улан-Удэ.: Изд-во «Бэлиг», 1997. – 27 с.