Просмотр содержимого документа
«Путешествие по Антарктиде»
Урок географии
в 7 классе по теме
«Природа Антарктиды»
Тема урока: Природа Антарктиды Класс 7 Тип урока изучение нового материала (ролеваяигра) Технологии: игровые, групповые, ИКТ Цели: познакомиться c различными компонентами природы материка Антарктида Задачи: 1) Образовательные – изучить особенности компонентов природы материка (рельеф, климат, полезные ископаемые, органический мир); сформировать образ материка, проанализировать тенденции изменения природы; Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия различных компонентов природы; 2) Развивающие – развивать у учащихся умения и навыки работать с учебником, дополнительной литературой, картой и атласом; развивать творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии и уникальности материка Антарктида; 3) Воспитательные – воспитание географической культуры и навыков общения в группе. Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, физическая карта Антарктиды; видеосюжет «Жизнь в морозильнике», дополнительная литература, атласы,
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала Учитель зачитывает, высказывание американского исследователя Р. Берда: слайд 1 «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, Земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной грамоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов, она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели…» - О каком материке идет речь? - Где же находится этот материк? - Кому принадлежит его открытие? - По какому плану изучаются материки? Сегодня, чтобы познакомится с уникальной природой Антарктиды, я предлагаю поработать в лабораториях института «Земли». Я –ваш руководитель, вы – мои научные сотрудники. Тема нашей научной работы «Природа Антарктиды» Запишите в тетрадях. Цель работы – исследовать подледный и ледниковый покров, полезные ископаемые, климат и особенности органического мира материка. Увидеть закономерные взаимосвязи природных компонентов друг с другом. В институте работают следующие лаборатории: слайд 2
- Топографии ---з - Гляциологии - Геологии - Климатологии, - Биологии. Каждая лаборатория получает задания.
Задания группе топографов: Изучите особенности рельефа материка Антарктиды Откройте учебник на стр. 195-197. Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. Ответьте на вопросы: 1. Что лежит в основе материка Антарктида? 2. Каков же подледный рельеф? 3. В чем разница в рельефе между Западной и Восточной частями материка? 4. Рассмотрите подледный рельеф по профилю.
Задания группе гляциологов Изучите особенности ледникового покрова материка Антарктида. Откройте учебник на стр. 195-255. Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. Ответьте на вопросы: 1. Чем покрыт материк? 2. Какова средняя и максимальная толщина льда? 3. О чем говорит средняя высота материка, учитывая лед? 4. Рассмотрите ледниковый профиль, где самая большая толщина льда? 5. В каком состоянии находится материковый лед? 6. Образование айсбергов
Задание группе геологов Изучите полезные ископаемые материка Антарктида Откройте учебник на стр.200 Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. Ответьте на вопросы: 1. Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде? 2. В каком состоянии находится пресная вода, ее запасы? 3. Какое влияние оказывают природные процессы, происходящие в Антарктиде? 4. Для чего изучают Антарктиду?
Задания группе климатологов Изучите особенности климата материка Антарктида. Откройте учебник на стр. 197-198 Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. Ответьте на вопросы: 1. В каких климатических поясах находится Антарктида? 2. Почему Антарктиду называют «холодильником»? 3. Почему даже летом Антарктида не прогревается? 4. Охарактеризуйте лето и зиму? 5. Проанализируйте диаграммы и сделайте вывод об изменении климата от берега полюсу.
Задания группе биологов Изучите особенности органического мира Антарктиды. Откройте учебник на стр. 198-200 Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы. Ответьте на вопросы: 1.В какой природной зоне находится Антарктида? 2. Какие есть растения в Антарктиде? 3. Животный мир Антарктиды. 4. Оазисы – очаги тепла и жизни.
Каждая лаборатория приступает к выполнению заданий. Учащиеся читают учебник, дополнительную литературу и отвечают на вопросы. - Антарктида резко отличается от остальных материков нашей планеты. - Антарктида – единственный вокруг полюса материк. Это область самого большого оледенения земли, 99% территории покрыто мощным ледниковым покровом. - Антарктида – самый высокий материк Земли. Рельеф представлен горными хребтами, разделяющими их равнинами, впадинами и долинами. -Материк называют полюсом холода и кухней ветров. - Причиной суровости климата является ее высота. - Вторая причина оледенения это географическое положение. - Третье, что вокруг суша, а не океан. - Низкие температуры сочетаются с постоянными ветрами, дующими с высокогорных массивов и метелями. - Среднегодовая температура воздуха - 55°- 57°, зимой - 60°, а лето - 35°. - Осадки в виде снега выпадает от 100 до 250 мм в год. Узкая прибрежная полоса получает 700мм осадков в виде снега. Обычная скорость ветра 50 – 60 м в сек. - Антарктида – самый бедный материк по количеству видов растений и животных, однако флора и фауна на столько разнообразна, что их относят к особой Антарктической области. - Органический мир беден из-за экстремальный условий обитания. -Животный мир представлен морскими птицами: буревестниками, поморниками, утками. -Побережье Антарктиды населяют морские млекопитающие: морской слон, морской котик, тюлень – крабоед, морской леопард. - В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. В основном растительный мир представлен лишайниками, мхами, водорослями, грибами, бактериями. Каждая группа защищает свое исследование, а все учащиеся заполняют таблицу.
Географическое положение
Рельеф
Полезные ископаемые
Климат
Органический мир
Мы тщательно изучили особенности природы этого уникального материка, все отразили в таблице и увидели следующую зависимость: ФГП—низкая температура воздуха--- ледниковый щит--- Полюс холода Земли--- бедный органический мир; Южная часть океанов --- низкое давление; В Антарктиде – высокое – сильные ветры---перемешивание вод — богатый органический мир в северной части. Видеосюжет «Жизнь в морозильнике» 3. Закрепление Сейчас нам предстоит попрощаться с институтом «Земли» и вернуться в свой кабинет. Возьмите лист контроля знаний, выполните предлагаемые задания. Выпишите в таблицу ответов буквы соответствующие верному ответу на каждый вопрос. Проверим ответы. Назовите полученное слово, у кого ключевое слово «Умница» тот и справился с заданием. Лист контроля знаний. 1.Антарктида вместе с ледяным куполом: у) самый высокий материк; б) средний материк; в) низкий материк. 2. Антарктида омывается океанами: а) Тихим и Атлантическим; м) Тихим, Атлантическим и Индийским. 3.В основании большей части Антарктиды располагается: а) область древней складчатости; н) древняя платформа; в) область молодой складчатости. 4.Главной причиной холодного климата Антарктиды является: а) наличие ледникового купола; и) особенности географического положения. 5. Уникальность и бедность органического мира Антарктиды объясняется: а) наибольшей площадью материка; б) тем, что материк давно отделился от других материков; ц) самый холодный материк. 6. Какие по происхождению полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде: б) Осадочные; а) осадочные и магматические; в) метаморфические.
Таблица ответов № вопроса 1 2 3 4 5 6 Буквы ответов «Умница» 4. Подведение итогов Давайте подведем итоги урока: Вы узнали что-то новенькое? А что? Как вы думаете, мы достигли цели урока? А для чего мы изучали эту тему? Ваши оценки сегодня подсказывают, что вы готовы к изучению следующей темы. 5. Домашнее задание. Я предлагаю познакомиться с этим материком еще раз дома. Прочитайте учебник на стр. 195-200. А тем, кто любит географию, предлагаю составить кроссворд на тему «Антарктида».