Интегрированный урок обобщения и систематизации полученных знаний по географии и литературе в 7 классе. Урок направлен на формирование целостной картины мира через взаимосвязь двух предметов, призван повышать мотивацию учебной деятельности, особенно к прочтению художественной литературы, содержащей географические значительный объем географической информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие по карте вместе с Жюлем Верном »
Путешествие по карте вместе с Жюлем Верном.
Урок подготовлен и проведен учителем географии Алексеевой Еленой Александровной и учителем русского языка и литературы Донецковой Еленой Геннадьевной (МОБУ «Новоладожская СОШ №1»)
Его мечты на всей всемирной карте Оставили свой животворный знак. И.Северянин «Жюль Верн».
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации полученных знаний по географии и литературе в 7 классе.
Цель урока:
формирование целостной картины мира через взаимосвязь двух предметов;
систематизация знаний, умений, навыков;
повышение мотивации учебной деятельности.
Ход урока
1. Чтение стихотворения И. Северянина «Жюль Верн» (под шум моря):
Учитель литературы: сегодня мы познакомимся с произведениями великого французского писателя – фантаста, создателя множества книг о путешествиях и приключениях Жюля Верна. Его герои побывали во всех уголках земного шара. Опускались на дно океана и долетали до Луны. Он путешествовал вместе с ними, не выходя из своего кабинета.
Учитель географии: А мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие по географической карте вместе с героями замечательных романов: «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» не выходя из класса. Мы надеемся, что многие географические термины отныне в ваших сердцах зазвучат поэтически и возвышенно.
2. Викторина по прочитанному (готовность к плаванию):
Почему поверхность моря иногда становится красноватой?
Кто впервые назвал Дика Сэнда «пятнадцатилетним капитаном»?
Каким образом удалось проскочить рифы при бушующем море?
Где спасались путники от проливного ливня?
О каких исследователях Африки рассказывает Жюль Верн?
Какое известие, пришедшее 13 июня 1873 г., доставило большую радость всем работорговцам почему?
- Итак, каждый из вас готов начать наше путешествие. Отдать швартовы!
3. Определение координат судна.
Учитель географии: 2 февраля 1873 г. Шхуна находилась на 430 ю.ш. и 1650 з.д. Давайте расположим судно на карте по заданным координатам.
4. Словарная работа:
Учитель литературы: Ребята, знаете ли вы,что означает название шхуны – «Пилигрим»?
«пилигрим» - странник, путник, путешественник, паломник к святым местам.
Случайно ли Ж.Верн назвал судно именно так?
название подготавливает читателей романа к путешествиям и приключениям;
оно характеризует героев: это смелые, отважные люди, котрые не боятся никаких преград и готовы идти к своей цели.
Учитель географии: Итак, «Пилигрим» отправился в опасное путешествие. Мы восстановим тот маршрут, по которому намеревался провести корабль капитан Халл (Гуль), и тот, по которому судно отправилось из-за козней Негоро.
Учитель литературы: Откроем первую страницу романа (чтение отрывка)
Показ на карте упоминающихся геогр.объектов (Берингов пролив, о.Тасмания, мыс Горн, мыс Доброй Надежды, арх.Новая Зеландия, Атлантический океан, Тихий океан.)
5. Работа с текстом и просмотр видеосюжета на интерактивной доске.
Учитель литературы: А для чего предназначалось судно «Пилигрим», чем занималась его команда? (ответ учеников).
В настоящее время охота на китов запрещена, потому что из-за варварского истребления они почти исчезли и теперь занесены в Красную Книгу. Это очень красивые и могучие животные. (просмотр видеосюжета).
Что случилось с командой «Пилигрима» во время охоты? (зачитать отрывок). А кого вам больше жаль - китиху или людей?
Кто стал управлять судном, после гибели капитана?
Есть мальчишки, которые в 15 лет проявляют свою самостоятельность: курят, грубят взрослым, ругаются матом, прогуливают уроки – им все нипочем. А есть такие, кто в 15 лет способен взять на себя ответственность за судьбы других людей, мужественно бороться с опасностями, крепко сжав зубы, терпеть лишения и несмотря ни на что идти к своей цели. Такого 15-летнего мальчишку (почти вашего ровесника) делает героем своего романа Жюль Верн.
6. Работа с картой.
Учитель географии: Координаты после охоты на кита (глава 9). Судно незначительно уклонилось от намеченного курса. Оно находились под 43 0 ю.ш. и 164 0з.д. А куда же оно направлялось? (ответ ученика – Вальпараисо или другой ближайший порт на западном побережье Южной Америки).
Отметить на карте в каком направлении должна была двигаться шхуна.
А теперь вспомним, что сделал судовой кок Негоро, чтобы неопытный капитан привел корабль в Африку? (Разбил один компас, перерезал линь, под второй компас подложил железный брусок и судно отклонилось от курса на 45 градусов. После того как они миновали мыс Горн, он вынул брусок, и судно, выровняв курс, поплыло в Африку).
Отметить на карте путь судна, по которому стало двигаться судно.
7. Проверка дом. задания.
Учитель литературы: Дома вам нужно было поработать и с текстом романа и с географической картой. Сдайте опросные листы с вашими ответами. ( см. Приложение 1.)
8. Выводы.
Учитель литературы: Возвратившись в Сан – Франциско, наш пятнадцатилетний капитан не почувствовал особого облегчения. Наоборот, его начали терзать угрызения совести. Почему? Найдите ответ на этот вопрос на последнее странице романа и зачитайте.(чтение отрывка).
Какой урок дает читателю автор? (знания помогают человеку преодолевать жизненные трудности)
Учитель географии: Герои Жюля Верна, путешествуя, учатся. Нас с вами, в какой-то степени, тоже можно назвать пилигримами, хотя мы учимся, не выходя за пределы школьных кабинетов. Давайте же получать знания с непреодолимым желанием, совершать удивительные открытия, которые украсят нашу жизнь и помогут в преодолении жизненных трудностей.
Учитель литературы: А сегодня мы попытались не просто еще раз вспомнить захватывающие события знаменитого романа, но и применить к литературным знаниям географические
Приложение 1
Опросный лист
Где нашел собаку Динго капитан «Вальдека»? Определите координаты этого места. (ч.2.гл.19.)
Появление какого острова, по ошибочным предположениям Дика Сэнда, являлось счастливым предзнаменованием? (ч.1.гл.12.) Определите его координаты.
Какой это был остров на самом деле? (ч.2.гл.2.) определите его координаты.
Где, по словам Гэрриса, «Пилигрим» потерпел крушение? Где это случилось на самом деле? (ч.1.гл.15; ч.2 гл.2)
О каких исследователях Африки подробно рассказывает автор в романе?
Какой наукой увлекался кузен Бенедикт?
Кто был хозяином собаки Динго и что с ним случилось?