Познакомить с биографией А.Н.Радищева, с отдельными главами его книги «Путешествие из Петербурга в Москву»; дать современную оценку ЭГП, природных условий и ресурсов для развития экономики Центральной России; продолжать развивать умение работать с картами атласа, контурными картами ЦР; воспитывать сострадание к человеку, любовь к труду, любовь к своей родине, к родному языку…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие из Петербурга в Москву. »
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Урок-путешествие в 9 классе
Интегрированный урок
(литература и география)
Константиниди Марина Владимировна
Туаева Ольга Михайловна
Владикавказ.
Тип урока: урок-путешествие.
Цель урока: знакомство с биографией А.Н.Радищева, с отдельными главами его книги «Путешествие из Петербурга в Москву»; дать современную оценку ЭГП, природных условий и ресурсов для развития экономики Центральной России; продолжать развивать умение работать с картами атласа, контурными картами ЦР; воспитывать сострадание к человеку, любовь к труду, любовь к своей родине, к родному языку…
Оформление: портрет А.Н.Радищева, рисунки учащихся к «Путешествию…», сделанные из ватманов верстовые столбы, два больших зеркала: зеркало Истины и зеркало Лести (для объяснения эпиграфа изучаемого произведения), над доской помещена географическая cхема, указывающая маршрут путешествия, пунсонами обозначены наши остановки (Любани, Медное, Городня, Пешки), фотографии с современными видами Москвы и Петербурга. Для сценки: стол, на нём чернильный прибор с перьями, презентации «Санкт-Петербург», «Москва».
На доске: «Следуя обыкновенному ходу вещей, Радищев должен был достигнуть одной из первых степеней государственных. Но судьба готовила ему другое». А.С. Пушкин
«Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить? Это умолчание непростительно». А.С.Пушкин – А.А.Бестужеву
Ход урока: Урок дают два учителя: учитель географии (У.Г.) и учитель литературы (У.Л.)
I. Знакомство с биографией А.Н.Радищева.
У.Г. -Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем нашу серию уроков-путешествий…
У.Л. –Но путешествие по местам, где мы не бывали, будет сложным без гида. И такого проводника мы нашли. Это Александр Николаевич Радищев ( переворачиваю портрет, можно использовать проектор, презентацию…).
Имя, возможно, новое для вас, поэтому с этим человеком познакомимся поближе.
(Сообщения, заранее подготовленные учащимися: 1) Детство, начальное образование.2) Лейпцигский университет, друзья, Бокум. 3)Петербург. Сенат. 4) Путешествие в Крым в свите Екатерины II ( историк).5) Печатание книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Здесь вводятся две сценки: 1.Арест Радищева (Екатерина II и вельможа); 2.Допрос Радищева (Шешковский и Радищев). 6)Сибирь. Илимск. 7) Комиссия по составлению законов. 8)Последний год жизни.
«Путешествие из Петербурга в Москву». Композиция произведения, его жанр (беседа).
У.Л. –Обратимся ещё раз к названию радищевского произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву». А сможете ли вы определить жанр этого произведения? (После ответов учащихся дежурный по словарю зачитывает определение жанра «путешествие» ( из «Краткого словаря литературоведческих терминов»)
У.Л. – Композиция «Путешествия… представляет собой собрание из 26 глав и посвящения Алексею Кутузову, «любезнейшему другу» путешественника ( зачитываем отрывок из «Посвящения», с.86)
-Что говорят нам эти строчки об авторе произведения?
У.Л. – Первая глава называется «Выезд», последняя, 26, «Слово о Ломоносове». 24 главы из 26 носят названия почтовых станций (зачитываем их).
У.Г. – Ребята, отметьте в атласах те населённые пункты, в которых останавливался путешественник, точки соедините чёрной пастой. (Ребята отмечают, что дорога из Петербурга в Москву идёт не по прямой линии, а делает большой крюк и влево, и вправо)
У.Л. – Главы «Путешествия…» предваряет эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». (Учитель рассказывает историю эпиграфа).
У.Г. Наше путешествие начинается в Петербурге ( даётся историческая справка о городе, значение современного Петербурга).
У.Л. – Итак, мы выезжаем из Петербурга. Сделать остановки на всех станциях мы не сможем. Остановимся только на четырёх. Первая станция Любань (или Любани). Здесь путешественник знакомит нас с трудом крепостного. ( Попутно вспоминаем, кто такой крепостной, как называют того, кто владеет крепостными крестьянами).
- Вспомните: в нескольких шагах от дороги увидел путешественник пашущего ниву крестьянина.
- Что удивило путешественника?
- А что вызвало слёзы его? (с.93)
У.Г. – Какой тип почв здесь преобладает? Определите это по атласу. Следовательно, какие культуры здесь выращивают?
У.Л. – Покидаем Любани и, пропуская несколько станций, прибываем в Медное. Какой подзаголовок можно дать этой главе? (Публичный торг. Варварский обычай - так говорит наш путешественник)
-Почему проводились эти торги?
-Что в этих торгах вас поразило? (Картина…зачитываем).
У.Г. говорит о станциях Медное и Тверь.
У.Л. – Следующая наша остановка – Городня. Речь в этой главе идёт о рекрутском наборе.
- Кто такие рекруты? (Словарь или слайд)
- С кем из новобранцев знакомит нас путешественник?
- Как новобранцы относятся к тому, что идут в солдаты?
- Вспомните: все ли идут по своей воле?
У.Г. – На современной карте нет такого населённого пункта как Городня, Попробуйте приблизительно отметить её местоположение.
У.Л. – Последняя станция, на которой мы остановимся, - Пешки.
В предыдущих главах мы увидели, как работают крепостные, какие «права» у них есть, как их унижают. А в главе «Пешки» описан быт крестьян. Путешественник попадает в крестьянскую избу. И что же он здесь зрит? (с.205)
- Ребята, кто из вас ел сегодня конфеты? А другие сладости? А для крестьянского ребёнка в то время даже сахар – барское кушанье. Да и хлеб в крестьянской семье ели такой, что, поверьте, даже попробовать вряд ли захочется (с. 204, 205 – отрывки).
У.Г. – о Пешках. Вопросы по Москве. Сообщение ученицы о Москве.
У.Л. – Ребята, удобно ли нам было путешествовать? А почему? (Ответы, затем зачитываем отрывок из главы «Тосна» с. 90)
У.Г. о современной дороге из Москвы в Петербург. Отмечаем в контурных картах зелёной пастой.
У.Л. – Путешествие наше подошло к концу, и теперь хочется спросить: «Какие чувства это путешествие вызвало у вас?» (ответы нескольких ребят)
- Давайте попробуем определить литературное направление, к которому относится «Путешествие…»
Релаксация. - О чём заставило задуматься сегодняшнее путешествие (мини-сочинение, которое можно при нехватке времени закончить дома)