kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие из Петербурга в Москву.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с биографией А.Н.Радищева, с отдельными главами его книги «Путешествие из Петербурга в Москву»; дать современную оценку ЭГП, природных условий и ресурсов для развития экономики Центральной России; продолжать развивать умение работать с картами атласа, контурными картами ЦР; воспитывать сострадание к человеку, любовь к труду, любовь к своей родине, к родному языку…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие из Петербурга в Москву. »





«Путешествие из Петербурга в Москву»

Урок-путешествие в 9 классе













Интегрированный урок

(литература и география)

Константиниди Марина Владимировна

Туаева Ольга Михайловна





Владикавказ.

Тип урока: урок-путешествие.

Цель урока: знакомство с биографией А.Н.Радищева, с отдельными главами его книги «Путешествие из Петербурга в Москву»; дать современную оценку ЭГП, природных условий и ресурсов для развития экономики Центральной России; продолжать развивать умение работать с картами атласа, контурными картами ЦР; воспитывать сострадание к человеку, любовь к труду, любовь к своей родине, к родному языку…

Оформление: портрет А.Н.Радищева, рисунки учащихся к «Путешествию…», сделанные из ватманов верстовые столбы, два больших зеркала: зеркало Истины и зеркало Лести (для объяснения эпиграфа изучаемого произведения), над доской помещена географическая cхема, указывающая маршрут путешествия, пунсонами обозначены наши остановки (Любани, Медное, Городня, Пешки), фотографии с современными видами Москвы и Петербурга. Для сценки: стол, на нём чернильный прибор с перьями, презентации «Санкт-Петербург», «Москва».

На доске: «Следуя обыкновенному ходу вещей, Радищев должен был достигнуть одной из первых степеней государственных. Но судьба готовила ему другое». А.С. Пушкин

«Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить? Это умолчание непростительно». А.С.Пушкин – А.А.Бестужеву

Словарь: крамольник, борзый, каземат, лачуга, мякина, щи, пагубный.

Ход урока: Урок дают два учителя: учитель географии (У.Г.) и учитель литературы (У.Л.)

I. Знакомство с биографией А.Н.Радищева.

У.Г. -Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем нашу серию уроков-путешествий…

У.Л. –Но путешествие по местам, где мы не бывали, будет сложным без гида. И такого проводника мы нашли. Это Александр Николаевич Радищев ( переворачиваю портрет, можно использовать проектор, презентацию…).

Имя, возможно, новое для вас, поэтому с этим человеком познакомимся поближе.

(Сообщения, заранее подготовленные учащимися: 1) Детство, начальное образование.2) Лейпцигский университет, друзья, Бокум. 3)Петербург. Сенат. 4) Путешествие в Крым в свите Екатерины II ( историк).5) Печатание книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Здесь вводятся две сценки: 1.Арест Радищева (Екатерина II и вельможа); 2.Допрос Радищева (Шешковский и Радищев). 6)Сибирь. Илимск. 7) Комиссия по составлению законов. 8)Последний год жизни.



  1. «Путешествие из Петербурга в Москву». Композиция произведения, его жанр (беседа).



У.Л. –Обратимся ещё раз к названию радищевского произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву». А сможете ли вы определить жанр этого произведения? (После ответов учащихся дежурный по словарю зачитывает определение жанра «путешествие» ( из «Краткого словаря литературоведческих терминов»)

У.Л. – Композиция «Путешествия… представляет собой собрание из 26 глав и посвящения Алексею Кутузову, «любезнейшему другу» путешественника ( зачитываем отрывок из «Посвящения», с.86)

-Что говорят нам эти строчки об авторе произведения?

У.Л. – Первая глава называется «Выезд», последняя, 26, «Слово о Ломоносове». 24 главы из 26 носят названия почтовых станций (зачитываем их).



У.Г. – Ребята, отметьте в атласах те населённые пункты, в которых останавливался путешественник, точки соедините чёрной пастой. (Ребята отмечают, что дорога из Петербурга в Москву идёт не по прямой линии, а делает большой крюк и влево, и вправо)



У.Л. – Главы «Путешествия…» предваряет эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». (Учитель рассказывает историю эпиграфа).



У.Г. Наше путешествие начинается в Петербурге ( даётся историческая справка о городе, значение современного Петербурга).



У.Л. – Итак, мы выезжаем из Петербурга. Сделать остановки на всех станциях мы не сможем. Остановимся только на четырёх. Первая станция Любань (или Любани). Здесь путешественник знакомит нас с трудом крепостного. ( Попутно вспоминаем, кто такой крепостной, как называют того, кто владеет крепостными крестьянами).

- Вспомните: в нескольких шагах от дороги увидел путешественник пашущего ниву крестьянина.

- Что удивило путешественника?

- А что вызвало слёзы его? (с.93)



У.Г. – Какой тип почв здесь преобладает? Определите это по атласу. Следовательно, какие культуры здесь выращивают?



У.Л. – Покидаем Любани и, пропуская несколько станций, прибываем в Медное. Какой подзаголовок можно дать этой главе? (Публичный торг. Варварский обычай - так говорит наш путешественник)

-Почему проводились эти торги?

-Что в этих торгах вас поразило? (Картина…зачитываем).

У.Г. говорит о станциях Медное и Тверь.



У.Л. – Следующая наша остановка – Городня. Речь в этой главе идёт о рекрутском наборе.

- Кто такие рекруты? (Словарь или слайд)

- С кем из новобранцев знакомит нас путешественник?

- Как новобранцы относятся к тому, что идут в солдаты?

- Вспомните: все ли идут по своей воле?



У.Г. – На современной карте нет такого населённого пункта как Городня, Попробуйте приблизительно отметить её местоположение.



У.Л. – Последняя станция, на которой мы остановимся, - Пешки.

В предыдущих главах мы увидели, как работают крепостные, какие «права» у них есть, как их унижают. А в главе «Пешки» описан быт крестьян. Путешественник попадает в крестьянскую избу. И что же он здесь зрит? (с.205)

- Ребята, кто из вас ел сегодня конфеты? А другие сладости? А для крестьянского ребёнка в то время даже сахар – барское кушанье. Да и хлеб в крестьянской семье ели такой, что, поверьте, даже попробовать вряд ли захочется (с. 204, 205 – отрывки).

У.Г. – о Пешках. Вопросы по Москве. Сообщение ученицы о Москве.



У.Л. – Ребята, удобно ли нам было путешествовать? А почему? (Ответы, затем зачитываем отрывок из главы «Тосна» с. 90)



У.Г. о современной дороге из Москвы в Петербург. Отмечаем в контурных картах зелёной пастой.



У.Л. – Путешествие наше подошло к концу, и теперь хочется спросить: «Какие чувства это путешествие вызвало у вас?» (ответы нескольких ребят)

- Давайте попробуем определить литературное направление, к которому относится «Путешествие…»



  1. Релаксация.
    - О чём заставило задуматься сегодняшнее путешествие (мини-сочинение, которое можно при нехватке времени закончить дома)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Путешествие из Петербурга в Москву.

Автор: Константиниди М.В., Туаева О.М.

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация "Путешествие по Москве и Санкт - Петербургу" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-putieshiestviie-po-moskvie-i-sankt-pietierburghu"
    ["file_id"] => string(6) "174456"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424128371"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву». Радищев – рабства враг. "
    ["seo_title"] => string(87) "obzor-sodierzhaniia-putieshiestviia-iz-pietierburgha-v-moskvu-radishchiev-rabstva-vragh"
    ["file_id"] => string(6) "224732"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439114331"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»"
    ["seo_title"] => string(57) "a-n-radishchiev-putieshiestviie-iz-pietierburgha-v-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "252086"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447331709"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву"
    ["seo_title"] => string(59) "a-n-radishchiev-putieshiestviie-iz-pietierburgha-v-moskvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "252096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447332326"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Проект " Путешествие по России. Петербург" "
    ["seo_title"] => string(46) "proiekt-putieshiestviie-po-rossii-pietierburgh"
    ["file_id"] => string(6) "186112"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426273786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства