Стимулирует активное участие всех детей в обсуждении содержания текста учебника. Работа с материалом учебника. Слайд 11. 1. Что такое погода? Погода – состояние нижних слоёв атмосферы в данном месте в данное время. Часто погоду характеризуют при помощи обобщающих слов: облачная, дождливая, тёплая, сухая и т. д. Слайд 12. Более точно о погоде можно говорить, измерив температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, силу ветра, описав характер выпадения осадков и облачность. Слайд 13. 2. Почему погода такая разная? Основной причиной непостоянства погоды можно считать то, что воздух в атмосфере постоянно движется. Слайд 14. Задание. Закончить предложение. В атмосфере всё взаимосвязано: если температура воздуха меняется, то изменяется и влажность, количество облаков, атмосферное давление, ветер и многое-многое другое. Слайд 15. Задание. Используя текст учебника на стр. 116, ответьте на вопрос: Учёные выделяют три большие группы типов погоды: погоды морозные, с переходом через 0°С и безморозные. Слайд 16. 3. Что такое метеорология и как составляют прогнозы погоды? Метеорология – наука об атмосфере Земли и происходящих в ней процессах. Метеорологию называют также наукой о погоде. Слайд 17. Рассказ. Основное занятие большинства метеорологов — не предсказание погоды, как обычно думают, а наблюдения за ней. Чтобы грамотно составить прогноз погоды, нужно иметь результаты наблюдений в десятках и сотнях точек. Наблюдения за погодой ведут на метеорологических станциях. Каждая метеорологическая станция имеет метеорологическую площадку с приборами и служебное помещение. При помощи приборов метеорологи измеряют температуру воздуха, направление и скорость ветра, атмосферное давление, количество осадков, производят наблюдения за облаками, дальностью видимости. Для предсказания погоды используют также данные с метеорологических спутников, результаты наблюдений за погодой не только на суше, но и в океане. Слайд 18. Видеофайл «Метеостанция». Задание. По ходу видеофайла, записать напротив показателей, характеризующих состояние погоды, название приборов, которые фиксируют данные о погоде. Анемометр - скорость и направление ветра Осадкомер - количество осадков Термометр - температура воздуха Гелиограф – солнечная радиация Барометр - атмосферное давление Слайд 19. Объяснение. Полученные данные анализируют при помощи компьютеров и составляют карты погоды, или синоптические карты (рис. 79). На синоптическую карту наносят условными обозначениями и цифрами данные о погоде в пунктах её наблюдения. Первые синоптические карты были созданы в 1816-1820 гг. в Германии. Слайд 20. Карты погоды - основа для её предсказания. В наше время прогноз погоды можно узнать по радио, телевидению, в Интернете. http://www.gismeteo.ru/ Слайд 21. Но прогнозы дают обычно для большого района, и поэтому для уточнения их данных полезно использовать местные признаки изменения погоды (изменение характера облачности, направления и силы ветра, температуры воздуха, появление радуги после дождя и др.). Эти признаки взяты из опыта многих поколений и ценны своей доступностью. «Приметы» А.С. Пушкин: Старайся наблюдать различные приметы. Пастух и земледел в младенческие леты, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветр, и ясный день, И майские дожди, младых полей отраду, И мразов ранний хлад, опасный винограду. Слайд 22. Выводы? В повседневной жизни человека погода имеет немалое значение. Прогнозы погоды нужны всем отраслям экономики. Предсказания погоды возможны только на основании систематических наблюдений. Достоверность прогнозов, наверное, никогда не будет стопроцентной. Слайды 23-24. Физкультминутка | Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию. Пытаются самостоятельно сформулировать определение понятия «погода». Формулируют понятие, озвучивают его, записывают понятие в рабочий лист. Участвуют в обсуждении вопроса. Формулируют ответы, озвучивают их. Анализируют вопрос. Участвуют в обсуждении вопроса. Формулируют ответы, озвучивают их. Анализируют вопрос. Участвуют в обсуждении вопроса. Формулируют ответы, озвучивают их. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Анализируют вопрос. Работают с текстом учебника. Участвуют в обсуждении вопроса. Формулируют ответ, озвучивают его. Работают с текстом учебника. Формулируют определение понятия «метеорология», озвучивают его, записывают в рабочий лист. Слушают рассказ учителя, анализируют информацию, полученную из рассказа и увиденную на картинке слайда. Участвуют в беседе по картинке на слайде. Корректируют и дополняют ответы товарищей. Смотрят видеофайл. Анализируют информацию, записывают в рабочие листы напротив названия приборов показатели, которые они измеряют. Слушают объяснение учителя, анализируют информацию. Участвуют в беседе по рисунку 79 на стр. 117 уч-ка и на слайде. Корректируют и дополняют ответы товарищей. Участвуют в обсуждении путей получения информации о прогнозах погоды, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Участвуют в обсуждении видом информации о погоде, которую можно получить в интернете. Участвуют в беседе по определению местных признаков изменения погоды. Вспоминают признаки, с которыми они уже знакомы. Участвуют в обсуждении содержания стихотворения А.С. Пушкина в контексте темы урока. Участвую в формулировании выводов по теме содержанию урока. Дополняют и корректируют ответы товарищей. Выполняют упражнения физкультминутки. |
Применение знаний в нестандартной ситуации. Слайд 25. Что нового мы узнали на уроке? Слайд 26. 1. Ключевые слова и выражения: Погода Метеорология Синоптическая карта 2. Заполните кроссворд. → время Слайд 27. Таймер – 3 минуты Задание. Заполните кроссворд. 1. Газ, который составляет основную часть воздуха. 2. Прибор, которым измеряют атмосферное давление. 3. Наука о погоде. 4. Газ, которого больше всего в стратосфере. 5. Слой атмосферы, в котором находится озоновый слой. 6. Прибор, который показывает направление ветра. 7. Прибор, с помощью которого можно определить скорость ветра и его направление. 8. Прибор, с помощью которого можно определить количество солнечной радиации, получаемой в данном месте. 9. Прибор для определения количества осадков. Слайд 28. Проверим? Корректирует и дополняет вопросы и ответы учащихся. | Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний. Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответы. Озвучивают их. |