Урок экономической географии Казахстана в 9 классе посвящен изучению сферы услуг в РК. Данный урок позволяет рассмотреть взаимосвязь жизнедеятельности общества и развития инфраструктуры, выявить деление отрасли на группы, развивать навык коллективной работы, умение извлекать информацию из различных источников знаний, анализировать полученную информацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отрасли инфраструктуры Казахстана.»
№____40____
Мерзімі – дата_________________
Сабақ - Урок: География 9 класс
Тақырып - Тема: Отрасли инфраструктуры.
Мақсат - Цель: Формирование знаний о развитии отраслей социальной инфраструктуры в Казахстане.
Оқыту мен тәрбиелеудіңміндеттері - Учебно-воспитательные задачи: Рассмотреть взаимосвязь жизнедеятельности общества и развития инфраструктуры, выявить деление отрасли на группы, развивать навык работы в группах, умение извлекать информацию из различных источников знаний, анализировать полученную информацию.
САБАҚ БАРЫСЫ – ХОД УРОКА
Целеполагание
Знать: Состав инфраструктурного комплекса.
Понимать: Как развиваются отрасли инфраструктуры в РК, достоинства и недостатки.
Уметь: Извлекать информацию из различных источников знаний, анализировать полученную информацию
Экспресс-опрос
Какой транспорт Казахстана самый:
быстрый - ... (авиационный)
крупный по грузообороту - ... (железнодорожный)
крупный по пассажирообороту - ... (автомобильный)
дорогой - ... (авиационный)
дешевый - ... (морской, трубопроводный)
экологически «грязный» - ... (автомобильный)
зависимый от природных условий - ... (речной, авиационный)
не зависящий от рельефа поверхности -… (трубопроводный, авиационный)
Главный порт Казахстана –… (Актау)
Главная «воздушная гавань страны» - …(Астана, Алматы)
Крупнейшая компания, оказывающая услуги связи - … (Казактелеком)
Старейшая отрасль связи - … (Почта)
Сеть, в которой «можно поймать» информацию - … (Интернет)
Связь, которую создали на примере пчел - … (сотовая)
Место, где сходятся несколько видов транспорта - … (транспортный узел)
Новая тема
Главная задача социальной инфраструктуры – оказывать услуги населению. Это сложный комплекс, включает около 30 отраслей. От них зависят рост производительности труда во многих отраслях хозяйства, увеличение выпуска и повышение качества продукции.
Инфраструктурный комплекс состоит из двух частей (тетр.): 1. Коммуникационная система
а) транспорт
б) связь 2. Сфера обслуживания
а) здравоохранение
б) образование
в) торговля и предприятия бытового обслуживания
г) организации отдыха населения Набор услуг очень велик. Одни из них нужны постоянно (каждый день мы ходим в магазин), другие - иногда (например, когда), а третьи (ремонт дома, автомобиля) - изредка. Ряд услуг требуется всему населению (торговля, здравоохранение, отдых) Но есть и такие, которые оказываются только отдельным его группам. Для вас, молодых, важнейшая услуга - образование, а для пожилых людей - социальное обеспечение старости. Это значит что услуги предоставляются адресно. Но в любом случае, они оказываются там, где живут люди.
Удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и товарах повседневного спроса осуществляется посредством торговли. Из продуктов питания люди больше всего тратят денег на покупку мяса, муки и изделий из нее, овощей, масла, сахара и конфет, а из непродовольственных товаров - одежды, обуви и электробытовых приборов.
Медицинское обслуживание осуществляется государственными и частными организациями.
На крупных предприятиях и организациях, в сельских округах и аулах работают санитарные, фельдшерско-акушерские и врачебные пункты. В Астане, Алматы и во всех областных центрах имеются консультационно-диагностические и лечебные центры. Медицинскую помощь оказывают свыше 4,5 тыс. больниц и около 170 тыс. медиков.
Республиканская система образования представлена сетью государственных и негосударственных организаций и включает в себя дошкольный уровень, начальное и среднее общее, начальное и среднее профессиональное, а также высшее профессиональное образование. Кроме того, существует система послевузовского образования. В городах расположено 23,7 % средних общеобразовательных учреждений, в сельской местности — 76,3 %. В детских садах, общеобразовательных и профессиональных школах, колледжах и вузах обучаются более 4 млн. человек. За партами сидит 1/3 всех жителей страны. Бесспорным лидером в сфере профессионального образования является Алматы самый студенческий город страны (66 вузов из 181). Крупнейшими «кузницами кадров» являются Национальный университет им. аль-Фараби (Алматы), Евразийский университет им. Гумилева (Астана), Национальный технический университет (Алматы).
Предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные, химчистки, бани, мастерские по ремонту автомобилей, бытовой техники, пошиву одежды, обуви и др.) концентрируются в основном в городах.
Отдых «на природе» связан с водоемами, лесами, горами. Для него важен природно-ресурсный фактор. Система отдыха населения осуществляется в учреждениях культуры и на базах отдыха.
Обобщение знаний
Составить кластер - паучок:
1 группа: Учебные заведения Казахстана
2 группа: Учреждения здравоохранения Казахстана
3 группа: Объекты торговли и бытового обслуживания Казахстана
Итог урока
Рефлексия
Фамилия, имя
Критерии
Участвовал в общем обсуждении
Формулировал ответы, выводы.
Выступал от группы.
Задавал вопросы
Оформлял
Үйгетапсырма беру - Домашнее задание: Пр. 35. Творческое задание: подготовить презентации «Курорты Казахстана», «Памятники истории и культуры Казахстана»