Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Антарктида"»
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
1.ФИО Камалиев Ильвир Булатович
2. Предмет: география.
3. Класс: 5.
4. Тема урока: «Путешествие по Антарктиде», тема 4 «Путешествие по планете Земля»,
урок № 28.
5. Учебник: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.- М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
6. Цель: Сформировать представление о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды.
7. Задачи:
Рассмотреть специфику природы и населения материка.
Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.
Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.
Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.
Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
8. Планируемые результаты:
- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты.Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
9. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
- Стимулирует активное участие всех детей к практической части « Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе карт атласа»
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Выступление групп
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.
Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Антарктида – самый холодный и самый южный материк Земли»
Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
Записывают выводы.
Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)
8 ЭТАП Домашнее задание
Кд/з : §26, повторить тему Путешествие по материкам, подготовиться к практической работе.
Инд. Творческая работа аппликация, лепка, рисунок, коллаж по любому объекту на материках
3. Прием «Да, нет - ка». (фрон.) (максим. 6 баллов)
Астралия самый жаркий материк (нет)
Африка- самый маленький материк (нет)
Южная Америка – самый влажный материк (да)
Евразия – самый большой материк (да)
Севрная Америка – пятый по площади материк (нет)
Тихий океан – самый большой (да)
Уникальный животный мир сохранился в Австралии (да)
Основное население Австралии составляют потомки переселенцев из Англии, Шотландии (да)
Самый высокий водопад Анхель находится в Евразии (нет)
В Африке находится самая большая пустыня мира (да)
4. Картогр. Практикум по Австралии (взаимопроверка)
Чтение стихотворения:
В океане материк. (Настя Новоселова)
Он не мал и не велик
Он не низок не высок
В год бывает раз - ВОСХОД
И не больше раз - ЗАКАТ
В этом он чуть скуповат.
Но зато он необычный
Совершенно непривычный
Он безмолвный, ледяной
Он загадочный такой
Он пустынный абсолютно
Этап 1. Как была открыта Антарктида. Об исследователях ОЛЕГ (презентация)
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
Может ли быть в Антарктиде жарко? Фильм
1 группа найти в тексте ответы на вопросы
2 группа Стр. 138. Географическое положение рис 80
3 группа Природа материка стр. 138- 1,2,3 абзац
4 группа Природа Материка стр. 139-4,5,67, абзац
5 группа Население стр. 141
Вопросы на репродукцию знаний для групп
До каких значений опускается температура в Антарктиде?
Какие представители животного мира обитают в Антарктиде?
Чем занимается человек на материке?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
Какое место занимает Антарктида по площади среди всех материков?
В чем состоит значение ледников материка для науки?
Почему в Антарктиде всегда холодно?
Почему животный мир Антарктиды связан с морем?
Этап 5. Открытия новых знаний (работа с текстом учебника по группам, которые работают с одним вопросом, ответы записываются в тетрадь)
Как называют Антарктиду? («ледовый континент»)
Какой объем природных льдов планеты? (90% или 25 млн. км куб. воды)
Что произошло, если бы льды растаяли? (уровень воды поднялся на 60-65 м)
Средняя толщина льда? (2 км, в некоторых достигает 4 км)
Средняя температура летом и зимой ( летом -30,-35, зимой до -70,максимум -89)
Богат ли органический мир? (нет. На побережье – мох, лишайник; в океане – планктон –пища для рыб, птиц, тюленей, китов)
Какие Животные обитают на материке? (пингвины, около 20 видов)
Есть ли жизнь в центральной части материка? (нет. Очень холодно и далеко от побережья, где имеется питательная среда)
Кто живет на материке? (постоянных жителей нет. Материк не принадлежит ни одному государству. Работают ученые)
Предварительный итог «Составление кластера»
Работа по учебнику стр. 142 рубрика «от теории к практике» Практическая часть «Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе карт атласа если останется время
Вывод: Антарктида — это материк науки и мира. Здесь можно познакомить учеников с полярными антарктическими станциями России и других государств, на которых ведутся сов ременные научные исследования.
Этап 6. Отработка навыков обобщения тематической информации при составлении плана в дальнейшем станет одним из главных элементов самостоятельной работы учащихся.
Этап 7. Рефлексия. Подсчет баллов. Выставление и комментирование отметок.
Этап 8. Ŝ 26 Домашнее задание выдается учащимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки:
§26, повторить тему Путешествие по материкам, подготовиться к практической работе.
Инд. Творческая работа аппликация, лепка, рисунок, коллаж …по любому объекту на материках
Для групп
Текст № 1
Прочитайте текст и ответьте на вопросы «Рассказ полярника»
Зимовали мы в Антарктиде. На станции «Восток» работы хватало. В том числе вели наблюдение за погодой. Измеряли температуру воздуха, скорость ветра и многое другое. Так вот. Самая низка я температура, которую мы тогда измерили, была -72 гр. . Так её и стали указывать во сех источниках. Мол, самая низкая температура воздуха на Земле – 72 гр. Несколько лет так везде писали, а потом, году в 1980-м, все сразу же изменилось. Температура стала понижаться! На глазах понижаться. Не успевали изменения в справочник вносить. Потом в 1983 году на станции «Восток» зафиксировали температуру воздуха и – 89 гр. И на этом прекратилось. С той поры во всех справочниках указывают именно эту температуру как самую низкую на Земле. И больше уже не исправляли.
Почему много лет самая низкая температура воздуха на Земле не менялась? Почему она была равна именно – 72?
Что случилось в 1980 году на станции «Восток», из-за чего данные о температуре воздуха стали меняться?
На сколько градусов упала температура воздуха на станции «Восток» с 1980 по 1983 год?
Почему после 1983 года температура воздуха на станции «Восток» не снижалась?