kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по географии в 5 классе на тему «Вещественный состав Земли, горные породы и полезные ископаемые».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока для 5 класса на тему «Вещественный состав Земли,

 горные породы и полезные ископаемые» можно использовать учителю для проведения урока в школе. Содержит понятийный аппарат.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 5 классе на тему «Вещественный состав Земли, горные породы и полезные ископаемые».»

5 класс Урок № 11

«___»____201__г

Тема: «Вещественный состав Земли,

горные породы и полезные ископаемые». § 15

Цель урока

Формирование представления об эволюции оболочек Земли и возникновении в процессе эволюции земной коры различного типа и состава.

Формирование умения определять самые часто встречающиеся горные породы

Воспитание бережного отношения к природе

Оборудование:

  1.  Демонстрационная таблица или слайд «Образование Солнечной системы»

  2. Демонстрационные рисунки «Строение материковой и океанической земной коры».

  3. Демонстрационная таблица «Классификация полезных ископаемых».

  4. Коллекция минералов и горных пород.

Ход урока.

1. Методы организации повторения

Знания о  строении нашей планеты и  ее оболочках  невозможно получить без правильных представлений и Вселенной.  Наша планета Земля – одна из планет Солнечной системы, расположенной во Вселенной. Вспомним  материал из курса природоведения 5 класса  и  физической географии 6 класса.

- Что такое Вселенная?

(Это огромное и бесконечное пространство, которое нас окружает)

- Что мы называет Галактикой?

(Это звездная система, часть Вселенной)

- Как называется наша Галактика?

(Млечный путь)

- За что она получила такое название?

(На небе можно разглядеть широкую светящуюся полосу неправильной формы, вид которой напоминал древним людям пролитое молоко)

- Сколько звезд расположено в нашей Галактике.

(100 миллионов звезд разных размеров и яркости)

- Назовите ближайшую к нам звезду.

(Солнце)

- Что называется Солнечной системой?

(Солнце с вращающимися вокруг него планетами)

- Чем отличаются планеты от звезд?

(Светят отраженным светом)

- Как можно охарактеризовать положение нашей планеты в Солнечной системе?

(Это третья от Солнца планета,  расположенная на расстоянии 149 млн. 600 тыс. километров.)

- Сколько лет существует Земля как космическое тело?

(Приблизительно 4,5 млрд. лет)

- Сколько лет назад сформировалась твердая поверхность планеты?

(Примерно 2 млрд. лет назад)

2. Методы организации учебной деятельности на уроке.

Существует много гипотез о происхождении планет. Современные представления таковы. Солнечная система образовалась из холодного газово-пылевого облака, имеющего форму диска.   При  вращении облака  его  частицы слипались, сгущались и превращались в более крупные тела.  Облако уплотнялось. Вместо беспорядочного движения его содержимое  начало  медленное вращение.  В центе облака оформилось в округлое тело основная его масса, из которого вспыхнуло Солнце, вокруг сформировалась Земля и другие планеты. Планеты образовались примерно 5 млрд. лет назад. Наша Земля – первоначально холодная разогревалась изнутри, где сильнее было давление и трение. При повышении температуры в глубине Земли образовался расплав ее вещества.
Тяжелые вещества  расплава скопились в центре, образовав ядро, а легкие – стремились к поверхности. Такое перераспределение вещества вызвало образование оболочек Земли.
В результате длительных процессов изменения вещества Земли, она, из звездной стадии переходит в планетарную.  Именно появление земной коры означает начало нового этапа развития Земли – его называют геологическим этапом. На этом этапе образуются горные породы и минералы. Они, как  и все, что нас окружает, состоят из мельчайших частиц, о существовании которых  догадались еще в Древней Греции.

  • Чтобы хорошо это представить, нам предстоит опять вернуться к тому, что мы проходили в 5 и 6 классах.

- Из чего состоят все тела  и вещества природы?

(Из атомов и молекул)

- Как устроен атом?

(Атом состоит из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг ядра отрицательно заряженных электронов.)

- Чем отличаются атомы друг от друга?

(Массой ядра и количеством электронов)

- Как называется определенный вид атомов?

(Химическим элементом)

- Для чего атомы объединяются в молекулы?

(Для большей устойчивости)

- Как называется соединение разных химических элементов?

(Минералом)

- Какие бывают минералы?

(Аморфные и кристаллические.  Аморфных или бесформенных  минералов очень мало.)

  • Иногда  кристаллы в земной коре вырастают крупные и красивые. У нас еще будет возможность поговорить об этих уникальных образованиях. Чаще же  при разглядывании камней мы видим в общей массе отдельные мелкие «зернышки», отличающиеся по цвету, блеску, шероховатости и т. д.  Это отдельные минералы образуют горные породы.  Итак, отличие минералов от горных пород в том, что минералы – это однородные по составу и строению части горных пород, а горные породы – чаще всего неоднородны и состоят из различных минералов.

Породы, слагающие земную кору, имеют разный возраст. Самые  древние -3,7 – 3,8 млрд. лет - были обнаружены в Антарктиде.  
Первичная земная кора была очень тонкой. Из расплавов под земной корой изливалась магма, вырывались газы и водяной пар. Формировалась атмосфера. Когда температура на поверхности Земли опустилась ниже  100 градусов, начали выпадать первые дожди.

  • Рассмотрим схему 1 на стр. 9 «Классификация горных пород».

- Как вы думаете, образование каких горных пород происходило в начале геологической стадии развития Земли?

(Магматических)

Действительно, из верхней части мантии происходило образование базальтового слоя земной коры. Схема №1 напоминает вам, что магматические породы делятся на глубинные и излившиеся.
- К какому типу магматических пород относятся базальты?

(Излившихся)  

  • Давайте рассмотрим образцы базальта. Они имеют темный цвет и однообразную структуру. Излившиеся базальты застывали быстро. Газ и водяной пар из них выделились, остались железо и магний, поэтому они тяжелые. Базальтовый слой составил основание земной коры, ее первый этаж.

  • Если же магма прорывала образовавшуюся земную кору и остывала в глубинах Земли, то  остывание  происходило по-другому: путем  перераспределения вещества. Молекулы успевали «устроиться»  рядом ссебе подобными  - появлялись минералы в виде  кристаллов. Образовавшаяся порода в таком случае однородной выглядеть уже не будет.  

  • Сейчас я покажу вам одну из самых распространенных  кристаллических горных пород.

- Вспомните, как называется горная порода, название которой переводится как «зернистая».

(Гранит)

- К какому типу  магматических горных пород можно отнести гранит?

(Глубинные)

Граниты, поднявшиеся из глубины, могли образовывать поднятия в виде куполов. Одно из таких поднятий мы с вами найдем при изучении Австралии. Это очень красивая гора – Айерс Рок. При разрушении магматических горных пород образовались осадочные.  При изменении под действием температуры, давления и горячих растворов магмы магматические и осадочные породы превращались в метаморфические – измененные.

  • - С помощью схемы 1 на стр. 9  вспомните и назовите  группы осадочных пород земной коры.

(Обломочные, глинистые, органические, химические)

- Назовите  метаморфические горные породы, которые я вам продемонстрирую, и скажите, из каких пород они образовались.

(Гнейс – из гранита, мрамор – из известняка.)

  • Уже на ранней стадии формирования земной коры наметилось ее различие в материковой и океанической  части. Материковая и океаническая земная кора образовались из одного и того же вещества мантии, а различия между ними образовались в результате из-за разности вихвыплавлении.

Вода, образовавшаяся в результате обращения пара в жидкость, скапливалась там, где земная кора  образовывала впадины и была тоньше. Наиболее устойчивые участки коры, состоящие из магматических и метаморфических горных пород, сцементированные внедряющейся магмой, образовывали ядра будущих материков.

  • Рассмотрим рис. 1 на стр. 10 и ответим на вопросы поставленной перед нами географической задачи:

- Определите различия в количестве слоев земной коры материков и океанов.

(Земная кора материков – базальтовый слой, гранитный слой, осадочный слой. Земная кора океанов – базальтовый слой, осадочный слой).

- Как отличается толщина земной коры материков и океанов?

(Земная кора материков толще океанической)

- Назовите толщину материковой и океанической земной коры, пользуясь информацией на стр. 8 учебника.

(5- 10 км в океанах и от 30 до 80 км на материках)

- Глядя на рисунок 1 стр. 10, объясните, что называется земной корой и что – литосферой.

(Земная кора – верхняя твердая оболочка Земли. Литосфера – оболочка Земли, включающая в себя земную кору и часть верхней мантии).

  • Границей между земной корой и мантией служит  раздел Мохо.Он назван  по  имени хорватского ученого – сейсмолога  Мохоровичича, который его открыл. 

Верхнюю часть мантии объединяют вместе с земной корой, потому что она обладает свойствами твердого тела. Раздел между верхней и нижней мантией происходит по слою, названному астеносферой. Это частично расплавленное и потому менее плотное вещество, по которому происходит скольжение верхнего твердого вещества. Она – основной источник магмы. 
Астеносфера расположена  на глубине 100-250 км под материками и 50-100 км под океанами. 
В земной коре обоих типов происходило образование полезных ископаемых – образований, которые человек использует в хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые можно разделить как горные породы – по происхождению:  на магматические, осадочные и метаморфические. Можно разделить их по принципу использования человеком.

  • Рассмотрите классификацию на схеме 2 стр. 9.

- Приведите примеры горных пород каждой группы.

(Топливные – нефть, газ, уголь.
Строительные – песок, глина, гранит, базальт.
Рудные – соединения железа, алюминия, меди и др. с неметаллами
Химическое сырье – соли, апатиты, фосфориты).

К полезным ископаемым относят как некоторые  горные породы, так и минералы. 
- Как вы думаете, что из перечисленного чаще встречается в недрах земли?

(Горные породы)

Действительно,  в природе, где происходит круговорот вещества и энергии,  взаимодействие и взаимопроникновение молекул и атомов, минералы  встретить труднее.  Особенно ценятся минералы, которые образовали крупные кристаллы. Некоторые кристаллы очень красивы. Бывают красивы и сочетания кристаллов в горных породах, выглядящие в виде различных  линий и расцветок. Такие горные породы и минералы образуют особую группу полезных ископаемых – поделочные и драгоценные камни. 

3. Методы контроля и самоконтроля

  • Расположите перечисленные процессы в нужной последовательности.

Образование газового облака во Вселенной,  разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения, появление базальтовых пород, образование ядра планеты, вращение и сгущение газового облака, образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака, появление гранитов,  формирование мантии и первичной тонкой земной коры,  появление осадочных пород.  

(Образование газового облака во Вселенной,  вращение и сгущение газового облака, образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака,   разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения,  образование ядра планеты, формирование мантии и первичной тонкой земной коры,  появление базальтовых пород, появление гранитов, появление осадочных пород).

  • Где и почему  следует искать осадочные полезные ископаемые – на возвышенностях или в понижениях? Поясните ответ.

(Осадочные породы накапливались в понижениях, поэтому  в месте древних прогибов следует искать осадочные полезные ископаемые)

  • Правда ли то, что магматические полезные ископаемые есть в любом месте, только не везде их можно достать? Поясните ответ.

(Так как магматический слой земной коры есть в любом месте, то теоретически, везде есть магматические полезные ископаемые. Только «добраться»  к ним   через  многокилометровый слой осадков трудно.  Надо искать места неглубоко залегания)

  • Может ли одно и то же полезное ископаемое  находиться  как в форме минерала, так и в составе горной породы?

(Конечно.Например кварц входит в состав как  горной породы – гранита, так может быть в виде минералов. Красивые и прозрачные кристаллы кварца называют горным хрусталем).

  • Может ли минерал быть искусственным?

(Если минерал – это соединение разных химических элементов, то такое соединение можно создать искусственным путем.  Первый искусственно созданный кристалл назвали фианитом.   Сейчас научились выращивать разные кристаллы.  Например, большинство рубинов в современных украшениях выращены искусственно).

4.  Домашнее задание:

  1. Вариант: Выписать в тетрадь определения:

    • минерал

    • горная порода

    • земная кора

    • литосфера

    • географическая оболочка



  1. Вариант. Подготовить сообщения на тему Почему добываемые полезные ископаемые называют «полезными» ?



  1. Итог урока. Критериальное оценивание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Цих Лилия Юрьевна

Дата: 24.09.2016

Номер свидетельства: 345540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства