Этапы и смысловые блоки урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания 1 мин | Приветствие: - Долгожданный дан звонок, начинаем мы урок. Тетрадь, учебник, ручку, атлас и дневник, все на парту приготовил, ученик? | Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку. Настраиваются на деловой ритм, на работу. |
2. Мотивация к учебной деятельности | - Добрый день, дорогие ребята! Сейчас я бы хотела узнать ваше настроение, с которым вы пришли ко мне на урок. На столах у вас лежат желтые кружочки. Дорисуйте их, изобразите смайликами ваше настроение. Поднимите получившиеся улыбки и покажите их мне. - Спасибо! У меня тоже хорошее настроение! (Показать свой смайлик). - Во все времена люди любили и любят путешествовать, открывать новое, неизведанное. Вот и мы с вами сегодня совершим путешествие. -Скажите, когда вы отправляетесь в путешествие, поездку, что вы берете с собой? (Карту, маршрут путешествия). - На столе у каждого из вас лежит маршрут нашего путешествия. Сегодня вам необходимо будет заполнять этот маршрутный лист баллами за ответы и выполненные задания. Внимательно посмотрите в конце маршрутного листа итоговое количество баллов и соответственно оценка. К таким баллам вы и должны стремиться. - А что еще выберите в своё путешествие? (Багаж). - Так и нам сегодня понадобится багаж. А какой сейчас мы можем взять багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник? (Багаж наших знаний). | Внимательно слушают учителя. Вступатют в диалог. Участвую в коллективном обсуждении учебной проблемы. включаются в учебную деятельность. |
3. Актуализация знаний учащихся и проверка домашнего задания | -Скажите, что нового вы узнали на прошлом уроке географии? (О морском пути в Индию) -С какими путешественниками вы познакомились? (Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Бартоломеу Диаш) - Проверку домашнего задания об открытии морского пути в Индию, мы проведем необычно, в форме игры «Путь к успеху» (задание №1 в маршрутном листе). - На листочках у вас нарисованы пирамиды, обозначен старт и финиш, необходимо ответы на вопросы вписывать в нужную строчку пирамиды, начиная с нижней и заканчивая на финише. Самая нижняя строка – это самый простой вопрос, по мере продвижения по лестнице успеха, вопросы будут усложняться. Первый вопрос – один балл, второй вопрос – 2 балла, пятый вопрос – пять баллов. Максимум – 15 баллов. Ответы: 1. Васко да Гама. 2. Генрих Мореплаватель. 3. Португалия. 4. Каликут. 5. м. Доброй Надежды. Взаимопроверка. Выставить баллы в маршрутный лист. - Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались! Кто набрал максимальное количество баллов? | Слушают внимательно учителя. Вступают в диалог. Коллективно обсуждают вопросы. Работают с маршрутным листом (выполняют задание №1). |
4. Изучение нового материала 4.1. Целевая установка, постановка проблемного вопроса | - Ребята, один путешественник оставил нам письмо с посланием. Давайте его прочитаем! (Здравствуйте! Я, Христофор Колумб, нахожусь на службе у португальского короля. С ранних лет я начал бороздить морские просторы. Моей давней мечтой было открытие морского пути на Дальний Восток. В мое время многие полагали, что Земля плоская, я решил это опровергнуть. Поэтому я решил отправиться в Индию морским путем, через юго-восток Китая. Не по обычному маршруту на восток, вокруг Африки, а на запад. 14 октября 1492 г. мы ступили на берег неизвестной земли. Мы были убеждены, что достигли какой- то дальней восточной провинции одной из Индии. Прав я был или нет? Я прошу вас, используя современные открытия человечества повторить походы и открытия известных мореплавателей). -Скажите, какое открытие мы должны сегодня совершить? (Повторить поход Х. Колумба, открыть Америку). - Итак, тема сегодняшнего урока: «Открытие Америки» (Вывесить на доску тему) - Какие познавательные задачи поставим на сегодняшний урок? - Я вам немного помогу. (Вывесить на доску вопросы: Кто? Как? Почему?) - Почему иногда ошибки приводят к великим открытиям? (Проблемный вопрос – на доску). | Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы, слушают других, дополняют ответы товарищей. Вместе с учителем ставят проблемный вопрос и познавательные задачи. Записывают тему урока. |
4.2. «Человек, открывавший Америку» | - Ребята, принято считать, что Америку открыл именно Христофор Колумб. Он был родом из Италии. Точное место и дата рождения путешественника до сих пор неизвестно. Предположительно, что он родился в Генуе в 1451 году. (Маршрутный лист). | Слушают внимательно учителя. Анализируют. Представляют, полученную информацию в письменном виде (маршрутный лист, задание №2). |
4.3. «Замысел Колумба» | - Давайте повторим географическое открытие, совершённое этим путешественником. Отправимся мы с вами в плавание на знаменитом паруснике «Санта-Мария», каравеллах «Пинта» и «Нинья», именно так назывались корабли во флотилии Христофора Колумба. - Откроем свои учебники и начнём с вами наше путешествие! Посмотрите внимательно на маршрут лист, а именно на задание №3. Вам необходимо прочитать стр.64-65 учебника «Замысел Колумба» и заполнить пропущенные в тексте места. (Маршрутный лист). | Слушают внимательно учителя, работают с текстом учебника на стр.64-65. Выполняют задание №3 в маршрутном листе. |
4.4. «Плавание на запад» | - Христофор Колумб получил одобрение испанской королевы. Но что же необходимо каждому путешественнику для того чтобы выйти в открытое море? (Корабли). - И вот 3 августа 1492 года из порта Палос вышла маленькая флотилия, состоящая из трёх кораблей: парусник «Санта-Мария», каравеллы «Пинта» и «Нинья». (Маршрутный лист). - Несмотря на боязнь и бунт моряков Колумб приказал направить корабли в открытый океан (Маршрутный лист). - Блуждая несколько долгих месяцев по просторам океана, путешественник всё-таки достиг земли. 12 октября 1492 года моряки высадились на небольшом острове, который назвали Сан-Сальвадор (Спаситель) и объявили его владением Испании. (Маршрутный лист). - Колумб был уверен, что достиг Азии, но население, растительность и т.п. говорили об обратном. - Уже в марте 1493 года путешественник возвратился в Испанию. С собой он привёз туземцев, золото и незнакомые растения. (Маршрутный лист). | Слушают внимательно учителя, анализируют, работают с текстом учебника на стр.65-66. Выполняют задание №4 в маршрутном листе. |
4.5. «Имя материка» | - Ребята, как вы думайте, если Колумб открыл Америку, то почему она названа не в его честь? - Тогда откуда же взялось название «Америка»? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, обратитесь к тексту учебника на стр.67. (Маршрутный лист). - Но имя Христофора Колумба не забыто! В его честь названы острова, горы, реки и другие географические объекты. | Слушают внимательно учителя, анализируют, отвечают на вопросы. Выполняют задание №5 в маршрутном листе. |
5. Обобщение и систематизация знаний | Вопросы для закрепления, полученных знаний: 1. Откуда родом Христофор Колумб? 2. Что являлось целью плавания Колумба? 3. Как назывались корабли во флотилии Колумба? 4. Откуда же взялось название «Америка»? | Осуществляют самопроверку и выставляют баллы в маршрутный лист. |
6. Рефлексия деятельности учащихся | - Ребята, на столах у вас лежат смайлики. Переверните их и нарисуйте с обратной стороны ваше настроение после пройденной темы. Молодцы! У меня тоже хорошее настроение (Показать свой смайлик). | Оценивают свои достижения, определяют свое эмоциональное состояние. |
7. Итоги урока | Благодарит детей за урок. Оценивает работу учащихся. | |
8. Домашнее задание | Учебник §13, рабочая печатная тетрадь §13 (весь), контурная карта: нанести стрелками черного цвета путь Экспедиции Колумба 1492-1493 г. | |