|   Этапы и смысловые блоки урока   |        Деятельность учителя   |        Деятельность учеников   |  
  |   1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания  1 мин   |    Приветствие:    - Долгожданный дан звонок, начинаем мы урок. Тетрадь, учебник, ручку, атлас и дневник, все на парту приготовил, ученик?   |    Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку. Настраиваются на деловой ритм, на работу.   |  
  |   2. Мотивация к учебной деятельности   |    - Добрый день, дорогие ребята! Сейчас я бы хотела узнать ваше настроение, с которым вы пришли ко мне на урок. На столах у вас лежат желтые кружочки. Дорисуйте их, изобразите смайликами ваше настроение. Поднимите получившиеся улыбки и покажите их мне.    - Спасибо! У меня тоже хорошее настроение!  (Показать свой смайлик).  - Во все времена люди любили и любят путешествовать, открывать новое, неизведанное. Вот и мы с вами сегодня совершим путешествие.    -Скажите, когда вы отправляетесь в путешествие, поездку, что вы берете с собой?    (Карту, маршрут путешествия).  - На столе у каждого из вас лежит маршрут нашего путешествия. Сегодня вам необходимо будет заполнять этот маршрутный лист баллами за ответы и выполненные задания. Внимательно посмотрите в конце маршрутного листа итоговое количество баллов и соответственно оценка. К таким баллам вы и должны стремиться.  - А что еще выберите в своё путешествие?  (Багаж).  - Так и нам сегодня понадобится багаж. А какой сейчас мы можем взять багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник?    (Багаж наших знаний).   |    Внимательно слушают учителя. Вступатют в диалог.    Участвую в коллективном обсуждении учебной проблемы.  включаются в учебную деятельность.   |  
  |   3. Актуализация знаний учащихся и проверка домашнего задания   |    -Скажите, что нового вы узнали на прошлом уроке географии?    (О морском пути в Индию)  -С какими путешественниками вы познакомились?    (Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Бартоломеу Диаш)  - Проверку домашнего задания об открытии морского пути в Индию, мы проведем необычно, в форме игры «Путь к успеху» (задание №1 в маршрутном листе).    - На листочках у вас нарисованы пирамиды, обозначен старт и финиш, необходимо ответы на вопросы вписывать в нужную строчку пирамиды, начиная с нижней и заканчивая на финише. Самая нижняя строка – это самый простой вопрос, по мере продвижения по лестнице успеха, вопросы будут усложняться. Первый вопрос – один балл, второй вопрос – 2 балла, пятый вопрос – пять баллов. Максимум – 15 баллов.  Ответы:  1. Васко да Гама.  2. Генрих Мореплаватель.  3. Португалия.  4. Каликут.  5. м. Доброй Надежды.  Взаимопроверка. Выставить баллы в маршрутный лист.  - Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались! Кто набрал максимальное количество баллов?   |    Слушают внимательно учителя. Вступают в диалог. Коллективно обсуждают вопросы. Работают с маршрутным листом (выполняют задание №1).   |  
  |   4. Изучение нового материала    4.1. Целевая установка, постановка проблемного вопроса   |    - Ребята, один путешественник оставил нам письмо с посланием. Давайте его прочитаем!  (Здравствуйте! Я, Христофор Колумб, нахожусь на службе у португальского короля. С ранних лет я начал бороздить морские просторы. Моей давней мечтой было открытие морского пути на Дальний Восток. В мое время многие полагали, что Земля плоская, я решил это опровергнуть. Поэтому я решил отправиться в Индию морским путем, через юго-восток Китая. Не по обычному маршруту на восток, вокруг Африки, а на запад. 14 октября 1492 г. мы ступили на берег неизвестной земли. Мы были убеждены, что достигли какой- то дальней восточной провинции одной из Индии. Прав я был или нет? Я прошу вас, используя современные открытия человечества повторить походы и открытия известных мореплавателей).  -Скажите, какое открытие мы должны сегодня совершить?    (Повторить поход Х. Колумба, открыть Америку).  - Итак, тема сегодняшнего урока: «Открытие Америки»    (Вывесить на доску тему)  - Какие познавательные задачи поставим на сегодняшний урок?    - Я вам немного помогу.  (Вывесить на доску вопросы: Кто? Как? Почему?)  - Почему иногда ошибки приводят к великим открытиям?  (Проблемный вопрос – на доску).   |    Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы, слушают других, дополняют ответы товарищей. Вместе с учителем ставят проблемный вопрос и познавательные задачи. Записывают тему урока.   |  
  |   4.2. «Человек, открывавший Америку»   |    - Ребята, принято считать, что Америку открыл именно Христофор Колумб. Он был родом из Италии. Точное место и дата рождения путешественника до сих пор неизвестно. Предположительно, что он родился в Генуе в 1451 году.  (Маршрутный лист).   |    Слушают внимательно учителя. Анализируют. Представляют, полученную информацию в письменном виде (маршрутный лист, задание №2).   |  
  |   4.3. «Замысел Колумба»   |     - Давайте повторим географическое открытие, совершённое этим путешественником. Отправимся мы с вами в плавание на знаменитом паруснике «Санта-Мария», каравеллах «Пинта» и «Нинья», именно так назывались корабли во флотилии Христофора Колумба.    - Откроем свои учебники и начнём с вами наше путешествие! Посмотрите внимательно на маршрут лист, а именно на задание №3. Вам необходимо прочитать стр.64-65 учебника «Замысел Колумба» и заполнить пропущенные в тексте места.  (Маршрутный лист).   |    Слушают внимательно учителя, работают с текстом учебника на стр.64-65. Выполняют задание №3 в маршрутном листе.     |  
  |   4.4. «Плавание на запад»   |    - Христофор Колумб получил одобрение испанской королевы. Но что же необходимо каждому путешественнику для того чтобы выйти в открытое море?  (Корабли).  - И вот 3 августа 1492 года из порта Палос вышла маленькая флотилия, состоящая из трёх кораблей: парусник «Санта-Мария», каравеллы «Пинта» и «Нинья».  (Маршрутный лист).  - Несмотря на боязнь и бунт моряков Колумб приказал направить корабли в открытый океан  (Маршрутный лист).  - Блуждая несколько долгих месяцев по просторам океана, путешественник всё-таки достиг земли. 12 октября 1492 года моряки высадились на небольшом острове, который назвали Сан-Сальвадор (Спаситель) и объявили его владением Испании.  (Маршрутный лист).  - Колумб был уверен, что достиг Азии, но население, растительность и т.п. говорили об обратном.    - Уже в марте 1493 года путешественник возвратился в Испанию. С собой он привёз туземцев, золото и незнакомые растения.  (Маршрутный лист).   |    Слушают внимательно учителя, анализируют, работают с текстом учебника на стр.65-66. Выполняют задание №4 в маршрутном листе.   |  
  |   4.5. «Имя материка»   |     - Ребята, как вы думайте, если Колумб открыл Америку, то почему она названа не в его честь?  - Тогда откуда же взялось название «Америка»? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, обратитесь к тексту учебника на стр.67.  (Маршрутный лист).  - Но имя Христофора Колумба не забыто! В его честь названы острова, горы, реки и другие географические объекты.   |    Слушают внимательно учителя, анализируют, отвечают на вопросы. Выполняют задание №5 в маршрутном листе.   |  
  |   5. Обобщение и систематизация знаний   |    Вопросы для закрепления, полученных знаний:  1. Откуда родом Христофор Колумб?  2. Что являлось целью плавания Колумба?  3. Как назывались корабли во флотилии Колумба?  4. Откуда же взялось название «Америка»?   |    Осуществляют самопроверку и выставляют баллы в маршрутный лист.   |  
  |   6. Рефлексия деятельности учащихся   |    - Ребята, на столах у вас лежат смайлики. Переверните их и нарисуйте с обратной стороны ваше настроение после пройденной темы. Молодцы! У меня тоже хорошее настроение    (Показать свой смайлик).   |    Оценивают свои достижения, определяют свое эмоциональное состояние.   |  
  |   7. Итоги урока   |    Благодарит детей за урок. Оценивает работу учащихся.   |         |  
  |   8. Домашнее задание     |    Учебник §13, рабочая печатная тетрадь §13 (весь), контурная карта: нанести стрелками черного цвета путь Экспедиции Колумба 1492-1493 г.     |         |