Просмотр содержимого документа
«"Острова и полуострова России"»
Конспект урока географии 6 кл.
Тема: «Острова и полуострова России»
Цель: Обучающиеся узнают о островах и полуостровах России.
Задачи: Образовательная
- вспомнить понятия остров и полуостров;
- изучить острова и полуострова России
- научится «читать» карту;
Коррекционно – развивающая
-упражнять мыслительную деятельность, развивая умение сравнивать и классифицировать острова и полуострова;
-коррегировать пространственное восприятие и мышление при работе с физической картой России; эмоционально-волевую сферу учащихся через осуществление рефлексии собственной деятельности.
-организовать восприятие природных объектов через применение компьютерной презентации;
Воспитательная
-развивать ответственное отношение к учебе через проверку и оценивание выполнения домашней работы;
- воспитание положительной мотивации к предмету, бережному отношению к воде.
Ведущие методы:объяснительно - иллюстрированный.
Средства обучения: учебник, приложение к учебнику, презентация.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: Урок - путешествие
Ход урока
1.Организация класса Цель - подготовка рабочего места к уроку. Рефлексия. Положительные установки на начало учебной деятельности.
Сегодня у нас необычный урок, поэтому для начала мы выполним упражнение «Прощай, напряжение!»
Сейчас мы с вами возьмём лист бумаги. Скомкаем его, вложим в него всё своё напряжение и выбросим в корзину.
Как вы себя чувствуете? Расстались со своим напряжением? Тогда приступим к уроку.
И так, мы сегодня с вами отправимся в виртуальное, морское путешествие.
II. Проверка домашней задачи Цель – выявить уровень знаний учащихся по пройденной теме«Моря Тихого и Атлантического океанов»
(Выставляю на стол макет корабля)
Как вы знаете к любому путешествию нужно готовиться, а к морскому путешествию особенно. Для того чтобы отправиться в море, надо погрузить наш корабль. Мы будем грузить названия морей.
Проверка домашнего задания. Итог по ранее изученному материалу.
Прежде чем отправиться в путешествие мы должны вспомнить…
-Как называется наша Родина? (Россия)
-На каком материке она находится? (Евразия)
-Какие границы имеет Россия? (сухопутные, морские)
Индивидуальная работа
– Пользуясь физической и контурной картой повторим названия морей и океанов
(Во время фронтального опроса один ученик работает у доски )
– «договори» моря по первым слогам
(На контурную карту прикрепить названия соответствующих океанов и морей и еще раз прочитать хором).
Тих…
Атлант…
Север…..
Охо….
Чуко…
Барен….
Кар….
Япон…..
Чер…..
Бал…..
- Молодцы! Я вижу, что вы все справились с домашним заданием, и мы можем начать свое путешествие…
III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.
Долго плыл корабль, уже заканчивались продукты и пресная вода. Наконец, кто-то из моряков крикнул…
Какое слово он крикнул? Найдите слово в наборе букв, (слайд) и определите тему урока.
Но так как моря и океаны имеют не только острова, но и полуострова, то мы сегодня будем изучать острова и полуострова России. К концу урока вы научитесь:
Отличать остров от полуострова.
Определять и показывать острова и полуострова на карте России.
Находить острова и полуострова по их названию и описанию.
III. Изучение нового материала:
Мы уже с вами знакомы с понятиями остров и полуостров, и давайте повторим эти определения. Кто вспомнит. Что такое остров. Что такое полуостров.
На слайде понятия «остров» и «полуостров» и их определения.
Остров - часть суши, окруженная водой со всех сторон
Полуостров – часть суши, окруженная водой с трех сторон
Словарная работа
Обратите внимание Правильное написание слов «Остров», «Полуостров»
Рассказ учителя: В морях омывающих берега России, находится много островов (откройте форзац №2 учебника) Слушайте внимательно мой рассказ и глазами находите острова и полуострова, которые я буду описывать.
Продолжим наше путешествие по Северному Ледовитому океану.
На Северо-Западе Баренцева моря расположена целая группа островов – архипелаг Земля Франца Иосифа. Лед покрывает почти всю поверхность островов, а вокруг них плавает множество айсбергов. Погода здесь всегда холодная.
Между Баренцевым и Карским морями располагается остров Новая Земля. Половина поверхности острова покрыта льдами, более 200 дней в году бывают метели.
К востоку от Новой Земли расположена группа островов Северная Земля. Природные условия на островах суровые. Большую часть островов занимают ледники.
Между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем находятся Новосибирские острова. Зимы здесь суровые и морозные.
На востоке Северного Ледовитого океана находится остров Врангеля. Его поверхность круглый год покрыта снегом и льдом. Здесь расположен заповедник белых медведей.
Ребята, вы обратили внимание на то, что все острова, которые мы сейчас изучили, покрыты снегом и льдом? Почему? (острова находятся на самом холодном океане)
Плывем на восток. В Тихом океане у берегов России тоже много островов. Самый крупный из них – остров Сахалин. Остров от материка отделяется узким Татарским проливом, по которому идет паромная переправа.
Курильские острова отделяют Охотское море от Тихого океана. Здесь располагаются наши пограничные заставы. Моряки не только охраняют наши границы на море, но и помогают задерживать суда браконьеров, которые ловят рыбу, крабов, морских животных в территориальных водах России.
Береговая линия нашей страны сильно изрезана, во многих местах суша выступает далеко в море, образуя полуострова.
Вернемся на северо-запад нашей страны, воды Баренцева и Белого морей омывают берега Кольского полуострова. На нем расположен крупный незамерзающий порт Мурманск – центр по переработки рыбы.
Воды Карского моря омывают берега полуострова Ямал, на котором обнаружены богатые залежи природного газа. Самый северный полуостров России - Таймыр. Это царство тундры, озер, болот. Здесь суровый климат, местные жители разводят оленей, занимаются рыболовством и охотой.
На крайнем северо-востоке расположен Чукотский полуостров. Поверхность полуострова возвышенная. Летом часто идут моросящие дожди, часты туманы. Чукотский полуостров богат оловом, золотом. Все необходимое доставляется по морю в период года, когда на реке возможно судоходство – этот период называется навигация.
Самым большим полуостровом в Тихом океане является полуостров Камчатка. Здесь много вулканов. Самый высокий – Ключевская сопка, его вершина круглый год покрыта снегом. На Камчатке расположена Долина гейзеров.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр.150, найдите вывод в рамке, зачитает вслух вывод. Обратите внимание, из уроков письма вы знаете, что названия островов и полуостровов пишутся с большой буквы.
Физминутка.
Острова мы изучали и немножко все устали.
Вот поэтому нам надо просто отдохнуть.
Встали из-за парт все дружно, острова представить нужно.
И на карту посмотрели, удивились от души
Острова то хороши!
Покрутили головой, не пора ли нам домой.
Потянулись вверх друзья, развернулись все кругом
И работать мы начнём.
IV. Систематизация и обобщение изученного материала. Практическая работа
А теперь, чтобы вернуться из нашего путешествия назад нам нужно поработать с картой.
Работа с контурной картой.
Задание: найти и подписать на контурной карте названия островов и полуостровов.
Работа выполняется одновременно вместе с учителем. Учитель прикрепляет названия и контуры материков и океанов постепенно на большую контурную карту на магнитной доске, а обучающиеся находят и подписывают названия материков и океанов у себя в контурной карте (вместо учителя работать на доске может сильный ученик)
Долго мы с вами плыли, надо возвращаться домой.
Путешествие по карте. Ученики вызываются к доске
Совершить путешествие от берега о. Новая Земля до полуострова Камчатка сообщая моря, по которым ваш корабль будет плыть.
Совершите путешествие от порта Мурманск до порта Владивосток. Как называется этот морской путь? (Северный морской путь)
Показать все острова в Северном Ледовитом океане, Тихом океане.
Показать полуострова в Северном Ледовитом и Тихом океанах.
VI. Релаксационная пауза «Звуки воды».
Цель: развитие слухового восприятия.
Инструкция:
-Сядьте удобно и закройте глаза. Вы сейчас услышите звуки природы. Ваша задача закрыть глаза и представить... - накатывающиеся тёплые волны...песок, просачивающийся сквозь пальцы ног...красный закат, лёгкий горячий ветерок, солёный запах моря...твоё тело под тёплым крылышком вечернего Солнца, твоя душа и сердце под защитой Музыки Моря...ВСЁ хорошо!!!..
Под тихую музыку звучат звуки природы: океан.
Анализ звукового восприятия.
V. Систематизация и обобщение изученного материала. Практическая работа.
И так мы с вами уже на пути к дому, и чтоб скорей доплыть нам нужно выполнить несколько заданий.
- Практическая работа.
1.Задание (слайд)
Заполнить перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставить знак «+».
Ответы
Вопросы
Залив
Пролив
Остров
Полуостров
1. Место, где море вдаётся в сушу.
2. Часть суши, с нескольких сторон окружённая водой
3. Полоса воды между двумя участками суши.
4. Часть суши, окружённая со всех сторон водой.
2.Задание-кроссворд (слайды)
Отгадайте по описанию острова России.
1.Полуостров, расположенный между Белым и Баренцевым морями (Кольский);
2. Острова, расположенные между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем (Новосибирские);
3. Группа островов, отделяющая Охотское море от Тихого океана (Курильские);
4. Самый большой полуостров на востоке России (Камчатка);
5. Полуостров, расположенный на крайнем северо-востоке России (Чукотский);
6. Самый северный полуостров России (Таймыр);
7. Самый большой остров на востоке России (Сахалин).
3.Задание.
Исключи лишнее.(слайд)
Новая Земля, Северная Земля, Чукотка, Сахалин.
Кольский, Таймыр, Врангеля, Камчатка.
Подведение итогов.
Наше путешествие подошло к концу, и мы вернулись с багажом знаний
Узнали, чем остров отличается от полуострова
Запомнили некоторые названия островов и полуостровов России.