kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме « Межотраслевые комплексы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать коммуникативные способности, чувства ответственности и активизация мыслительной деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме « Межотраслевые комплексы»»

Обобщающий урок по теме « Межотраслевые комплексы»

подготовила и провела учитель географии

МБОУ «СОШ. №1 с. Чечен - Аул» Расаева Хава Шамхановна

Цели: Обобщить и закрепить знания о составе МОК, факторах и принципах размещения предприятий. Осуществить тематическое обобщение знаний; проверить знания и умения учащихся; совершенствовать умение работать с картой.

Показать применение основных знаний и умений в нестандартных ситуациях.

Развивать коммуникативные способности, чувства ответственности и активизация мыслительной деятельности учащихся.

Методы: частично-поисковый, практический.

Тип урока: контроль знаний.

Оборудование: карты «Металлургия» «Топливная промышленность» «Энергетика» «Машиностроение» «Транспорт» «Сельское хозяйство»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает лист – программу по межотраслевому комплексу. По листу – программе группа готовит отчет на 2-3 минуты о МОК.

1 группа готовит отчет о ТЭК;

2 группа готовит отчет о металлургическом комбинате;

3 группа готовит отчет о химико-лесном комплексе

4 группа готовит отчет о машиностроительном комплексе;

5 группа готовит отчет о агропромышленном комплексе;

План отчета:

  1. Значение комплекса.

  2. Отраслевой состав.

  3. Технологический состав.

  4. Факторы и принципы размещения предприятий.

  5. Районы, базы, центры.

На обсуждение группы дается 10-15 минут. Затем группы выступают, используя план характеристики МОК. Выступать должен делегат от группы или могут выйти все учащиеся группы, учитель может также сам выбрать выступающего.

Лист – программа 1 группы ТЭК

  1. Отрасли ТЭК заняты добычей ……………(топлива) и его транспортировкой, а также выработкой …………(электроэнергии) и ее передачей к потребителю.

  2. Состав ТЭК: т……, э….., н…., у….., ( торф, электроэнергия, уголь, нефть , газ.)

  3. Природные ресурсы, которые используются для получения энергии, называются………………

(энергетическими). Это – топливные ресурсы: т……, (торф), н….( нефть) , у…..( голь) , г…….(газ), с………(сланцы) и гидроресурсы: …………………………( энергия падающей воды ( рек)), …………..(приливов и отливов) , ……………..( атомная энергия).

Высококалорийное топливо : 1) ………………. 2)………………..

Низкокалорийное топливо : 1) ……………….. 2)……………….. 3)………………..




4. _Нефтяная промышленность_ - по запасам нефти Россия занимает……. (2) место.

Нефть добывается ……... (фронтальным) и ……………..( насосным) способами. Транспортировка

большей части нефти ведется по ………. (нефтепроводам).

Магистральные нефтепроводы:

  1. Дружба (Альметьевск - Пенза – Орел - ………(Ужгород) – Брест).

  2. Сургут – Тюмень – Челябинск - ………. (Самара)

  3. Усинск – Ухта………. - ………… - Москва

Основные потоки нефти направлены на ………… (запад). НПЗ размещается в районах …………(потребления) нефти вдоль трасс …………(нефтепроводов). Главные НПЗ России находятся в городах:

  1. ………..; 2. ………….; 3. ………….; 4) ……………..; 5) …………….;.

Основная часть НПЗ размещена в ……………(европейской) части страны. Основные нефтяные базы

России: ……………(Западно-Сибирская) и …………………(Волго-Уральская) .

5. Газовая промышленность.

Газ – самый ………… (дешевый) вид топлива. По запасам природного газа Россия занимает……(1) место в мире. 92 % газа добывается в ……(Западной Сибири).

Крупные месторождения: …………(Уренгойское) и ……………(Ямбургское).



  1. Угольная промышленность.

Запасы угля ……(больше ) запасов нефти и газа. Доля угля в топливном балансе страны сократилась, т.к. добыча угля намного …………(дороже). Способы добычи угля ………(подземный) и ………………(открытый). Самый дешевый способ добычи ……………(открытый). Основные районы добычи угля в России сосредоточены в ……………(Сибири). Основные угольные бассейны: ………(Кузнецкий) …………(Канско-Ачинский) и …………(Печорский).

  1. Электроэнергетика.

Электроэнергетика – авангардная отрасль, так как ………….( Энергия )производится на электростанциях.

ТЭС работают на ……(различных видах топлива). Крупнейшая ТЭС ………(Сургутская) .

ТЭЦ помимо электроэнергии, производит ……(горячую воду) и ………..(пар) . ТЭС размещают в районе в районах …………(добычи) топлива, а ТЭЦ ………(в крупных городах). ГЭС выгодно строить на реках с большим ……………(падением) и …………….. ( расходом воды).

Крупнейшие ГЭС ……………(Саянская), ………………(Красноярская). АЭС строят там где ……… (нет энергоресурсов, но требуется много энергии ). В России работает ……..( 9) АЭС.

Энергосистема – это ………(группа электростанций разных типов ,объединенных линиями электропередач и управляемых из одного центра).


Лист – программа 2 группы Металлургический комплекс

Отрасли этого комплекса производят …… (Разнообразные металлы)

Комплекс состоит из …..(черной) и …….(цветной)металлургии

Металлургия имеет несколько общих черт: …….(высокая концентрация) ; …....(монополия) ;

…….(комбинированная) ; …….(материалоемкость)

Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:

Добыча руды - ….. (обогащение руды) – выплавка …..(чугуна) - плавка………(стали) - прокат.

Цветная металлургия – это

  1. ………..(легкие цветные) металлы; 2) ………. (тяжелые цветные) металлы;

3) ……..(благородные цветные) металлы; 4) ……….(редкоземельные цветные) металлы).



Металлургические заводы выгоднее размещать: …………(в районах добычи руд) , …………(у топлива),

…………(на пересечении потоков угля и газа)

Производство легких цветных металлов отличается ……… (энергоемкостью) поэтому размещается у …………(источников дешевого сырья) . Производство тяжелых цветных металлов отличается ……….( материалоемкостью), поэтому размещаются заводы у ………….(источников сырья)

Основные металлургические базы: …………..(Уральская) , ………….(Центральная),…………….(Сибирская).

Крупнейшие предприятия баз на Урале: 1)…, 2)…, 3)…, 4)…;

В Центре: 1)…, 2) …, 3) ….;

В Сибири: 1) …,2)….

Лист – программа 3 группы Химико – лесной комплекс

Химико – лесной комплекс состоит из ………..(химической) и ……….(лесной) отраслей.

Ведущая отрасль - ……….(химическая)

Особенности химической промышленности: ……………..(создает новые материалы) ;

…………………(имеет обширную сырьевую базу); ……………(обладает разнообразными химическими технологиями) . Кислотные заводы размещаются у …………(потребителя)

Горно – химическая промышленность размещается у … ….(источников сырья)

Химия органического синтеза использует ………(нефтяное) и газовое сырье, поэтому размещается в … … ….(в районах добычи сырья). Калийные удобрения производят у … ……..(источников сырья).

Крупнейшие заводы по производству калийных удобрений: ………..(Саликамск), ………….(Березники),

Производство фосфорных удобрений размещается у ……….(потребителя).

Химия переработки полимеров ориентируется на ………(потребителя)так как перевозка сырья ………(дешевле) чем изделия из него.

В России 4 химические базы: ……………(Северо-Европейская); …………….(Центральная) , ……………(Волго-Уральская), ………………….(Сибирская).

Лесная промышленность состоит из взаимосвязанных произодств: …………..(лесозаготовка), …………(лесопиление и деревообработка), ……………..(лесохимия и целлюлозная промышленность).

Лесозаготовка ведется в лесоизбыточных районах России: …………(Европейский Север), ……..(Урал), ………..(Восточная Сибирь), ……………(Дальний Восток).

Лесопиление ведется в районах …………….(заготовки_ леса так как ………….(перевозка круглог леса на большие расстояния не выгодно).

Мебельные фабрики размещаются в районах ………..(потребления ее продукции)

Производство бумаги требует много ………….(древесины) ………….(чистой воды) и ………(электроэнергии).

ЦБК размещаются в ………(Карелии), на ………(Урале) и …………( в Сибири).



Лист – программа 4 группы Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс – это ведущий комплекс, потому что: ………….(это крупнейший промышленный комплекс), его продукция ……………(применяется везде), он определяет ………(темпы НТР общества). Состав комплекса сложен. Это ……………(машиностроение), ………………(авиастроение),………..(приборостроение),…………….(судостроение), …………..(дор.строительство)

Отрасли по затратам сырья и труда на единицу продукции можно объединить в 3 группы:

  1. трудоемкое (точное) машиностроение;

  2. …… …..(тяжелое машиностроение)

  3. …… ……(новейшее машиностроение)

Заводы тяжелого машиностроения размещены в районах …………………(сосредоточения металлургических баз) и ……………..(потребления их продукции).

Специализация и кооперирование – это ………………..(необходимые условия повышения работы промышленности). При размещении машиностроительных заводов эти формы организации учитываются, так как ………………….( продукция машиностроения сложная состоит из тысяч деталей и узлов, всех их сделать на одном предприятии невозможно). Некоторые машиностроительные предприятия ориентированы на потребителя. Зерноуборочные комбайны производят в городе …………(Ростов-на-Дону); заводы тяжелого машиностроения – тракторный в г. ………(Челябинске) на Урале, вагоностроительный в г. …………….( г. Нижний Тагил) ; станкостроительные заводы в …………. (В Москве , Воронеже и др.городах).

Лист – программа 5 группы Агропромышленный комплекс

Задача АПК – ………………..(обеспечение населения России продовольствием). АПК состоит из трех звеньев:

Задача первого звена ……………….(производство средств производства для с/х)

Задача второго звена ……………….(собственно сельское хозяйство)

Задача третьего звена ………………(заготовка, хранение, переработка, доставка и реализация с/х продукции)

Основное звено АПК – сельское хозяйство которое состоит из ………..(животноводства) и ………(растениеводства)

Особенности сельского хозяйства: ………….(зависимость от природных условий); ……………(сезонность производства); …………..(земля –средство труда и предмет труда).

Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются …… ……(сельхозугодьями)

Большую часть продукции дает ……….(растениеводство 55% от стоимости всей производимой в стране продукции), а остальные дает …………..(животноводство).

Ведущие культуры - …………(зерновые) ; 50% сбора дает ………..(пшеница), второе место по сбору занимает ……………..(ячмень).

К техническим культурам относятся ………….(культуры которые используются как сырье для отдельных отраслей промышленности).

Животноводство делится на: …………..(скотоводство); …………(овцеводство); ………….(свиноводство) ………………..(птицеводство).

Поголовье домашних животных …………..(КРС ,свиней, овец) …………….(сократилось).

Домашнее задание: Термины и понятия:

Энергосистема. Специализация, кооперирование, себестоимость, конструкционные материалы, комбинирование, металлургическая база, инфраструктура. транспортная система, грузооборот, транспортный узел, рекреационное хозяйство, конверсия.

.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме « Межотраслевые комплексы»

Автор: Расаева Хава Щамхановна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Обобщающий урок по теме: "Общая характеристика хозяйства""
    ["seo_title"] => string(65) "obobshchaiushchiiurokpotiemieobshchaiakharaktieristikakhoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "279293"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453215569"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Презентация к уроку контрольно-обобщающему по теме "Межотраслевой комплекс производства конструкционных материалов и химических веществ""
    ["seo_title"] => string(149) "priezientatsiiakurokukontrolnoobobshchaiushchiemupotiemiemiezhotraslievoikomplieksproizvodstvakonstruktsionnykhmatierialovikhimichieskikhvieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "266817"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450258119"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Топливно-энергетический комплекс"
    ["seo_title"] => string(38) "toplivno-enierghietichieskii-komplieks"
    ["file_id"] => string(6) "314865"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459783472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства