МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»
Обобщающий урок по теме:
«Уральский экономический район»
в 9 классе
учитель географии и экономики
Алексеева Наталья Валентиновна
2015
Учебный предмет: география.
Учебная тема: Уральский экономический район.
Возраст учащихся (класс) 15 лет (9 класс)
Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.
По завершению урока учащийся должен:
знать: особенности и главные черты Уральского экономического района.
уметь: выделять особенности экономического района, объяснять закономерности размещения отраслей экономического района.
Технологии: урок с использованием ИКТ.
Оборудование: учебник «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 класса под. ред. Алексеева А. И., ЦОР - презентация «Урал –сокровищница России» (Приложение 1), карта «Уральский экономический район», компьютер, проектор.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Урал»
Задачи:
образовательные:
Повторить особенности Уральского экономического района.
Сформировать у обучающихся целостное представление о природе, истории, демографии и экономике района.
Сформировать у обучающихся представление о проблемах уральского экономического района.
развивающие:
Развивать умение выделять главные особенности;
Развивать умение объяснять закономерности развития и размещения отраслей хозяйства;
Формировать умение работать с различными источниками информации (карты атласа, учебник (текст параграфа и статистический материал приложений);
воспитательные: развивать интерес к предмету.
Предварительная подготовка:
Разработка презентации.
Подготовка табличек, карточек с опорными вопросами для групп, каркаса кластера на доске.
Этапы урока:
1. Организационный
2. Актуализация знаний
3. Обобщение изученного материала
4. Закрепление изученного материала
5. Итог урок.
6. Домашнее задание.
Планируемые результаты: составлен кластер «Портрет Уральского экономического района», где учащиеся выделили главные черты района.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
0 | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку, приветствует | Выполняют требования учителя | 1 |
1 | Актуализация знаний | Предъявляет учебную задачу | Решает учебную задачу, формулирует тему и цель урока | 1 |
2 | Обобщение изученного материала | Для разминки предлагает тестовые вопросы с комментированным ответом по изученной теме. Организует работу в группах | Отвечают на тестовые вопросы, аргументируя свой ответ.
Выполняют задания, оформляют кластер на доске. | 20 |
3 | Закрепление изученного материала | Организует работу в парах | Выполняют поставленную задачу | 10 |
4 | Итог урока | Наводящими вопросами подводит обучающихся к общему выводу. | Формулируют выводы | 5 |
5 | Рефлексия | Оценка деятельности учащихся | Самооценка | 2 |
6 | Домашнее задание | Формулирует задания для выполнения учащимися | Записывают | 1 |
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 1. Приветствие:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
1. Актуализация знаний.
Слайд 2. Тема нашего урока «Урал – сокровищница России».
Вы уже изучили тему Урал. И сегодня у нас урок обобщения и закрепления знаний.
Урок «закрепление»
Дает нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
Слайд 3. Давайте попробуем сформулировать с опорой на вспомогательные слова цель нашего урока
Слайд 4. Цель урока:
обобщить и систематизировать знания по теме: «Урал»
Обобщение изученного материала
Слайд 5. Для начала разминка. Давайте выполним комментируемый тест, т. е. ваш ответ должен быть аргументирован.
Вопрос 1. Какой тип города характерен для Урала?
Слайд 6. Выделите вариант, в котором указаны названия народов, компактно проживающих в пределах Урала.
Слайд 7. Какой город района является самым крупным?
Слайд 8. Отрасль, с развитием которой связана острая экологическая ситуация в городах Урала
Слайд 9. В каком городе района выпускают лучшие в мире автоматы?
Слайд 10. Как вы, наверное, догадываетесь, работать сегодня мы будем в группах (объединить обучающихся в группы можно по 4 человека).
Я предлагаю 1-й группе представить себя историками, 2-й демографами, 3-й геологами, 4-й географами, 5-й экономистами и 6-й экологами.
Поставьте, пожалуйста, свои таблички (заранее разложены на парты). У каждой группы свой вопрос, на которой вы ответите после мозгового штурма.
Для ускорения нашей работы у каждой группы есть опорные вопросы.
Итак, ребята, в течение 7 минут вы, пользуясь картами атласа, параграфами 40 – 42 учебника и приложениями учебника, должны собрать важнейшие сведения по вашему вопросу и предоставить нам ответ в виде кратких тезисов, записанных крупно на листе бумаги.
Слайд 11. Через 7 минут
Каждая из групп представляет свои тезисы, заполняя на доске кластер «Портрет» Уральского экономического района.
Закрепление изученного материала
Слайд 12. Работа в парах. Обучающиеся должны составить по три тестовых вопроса с выбором одного правильного ответа из числа предложенных и одно задание на установление соответствия по теме «Уральский экономический район».
Итог урока.
Учащиеся формулируют вывод, выделяя основные черты и особенности Уральского экономического района.
Рефлексия.
Слайд 13.
Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями
А волшебный ключ к ученью:
Упорство и терпенье,
Чтобы всё вам не забыть,
Лучше вспомнить, повторить.
Учащимся предлагается прикрепить на ступени достигнутого заранее розданные звездочки: 1 ступень – урок был для меня полезен, 2 ступень – я не узнал ничего нового, но повторил изученное, 3 ступень – ничего важного для меня (мне было скучно).
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по теме «Уральский экономический район»
Ресурсы:
Полякова, Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии.9 класс. - М.: Экзамен,2009
Стихи на начало и конец урока fml17.ck.ua›stihi-na-nachalo-i-konets-uroka
Утро картинка www.hdoboi.org
Уральский район - Фото 5045-4 900igr.net
Приполярный урал фото ccadv.ru
Народы урала mifreeip.com
Екатеринбург фото obwall.ru
экологические проблемы Среднего Урала О…gorodskoyportal.ru
Михаил Тимофеевич Калашников фото susanin.udm.ru
г. Миасс Автомобильный завод "Урал" фото www.yaplakal.com