kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно - техническая революция

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка урока включает в себя общую характеристику НТР, студенты работают стекстом учебника при этом заполняют таблицу, в конце урока отвечают на вопросы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно - техническая революция»

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция

Понятие о НТР НТР – это качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Понятие о НТР

НТР – это качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Научно – технические революции  I НТР  II НТР  III НТР XVIII - XIX вв.  конец XIX – начало XX вв.  середина XX вв. Переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара.   Использование электроэнергии, появление новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производство алюминия и др. Использование атомной энергии, развитием электроники, космической техники.

Научно – технические революции

I НТР

II НТР

III НТР

XVIII - XIX вв.

конец XIX – начало XX вв.

середина XX вв.

Переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара.

Использование электроэнергии, появление новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производство алюминия и др.

Использование атомной энергии, развитием электроники, космической техники.

Характерные черты НТР

Характерные черты НТР

Характерные черты НТР  Универсальность, всеохватность

Характерные черты НТР

Универсальность, всеохватность

  • НТР преобразует все отрасли и сферы, xapaктер труда, быт, культуру, психологию людей
  • НТР затронула все страны мира и все географические оболочки Земли, а
  • также космическое пространство.
Характерные черты НТР   Ускорение научно-технических преобразований

Характерные черты НТР

Ускорение научно-технических преобразований

Характерные черты НТР   Интелектуализация трудовых ресурсов  НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственнoгo труда

Характерные черты НТР

Интелектуализация трудовых ресурсов

НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственнoгo труда

Характерные черты НТР   Военно-техническая революция

Характерные черты НТР

Военно-техническая революция

  • НТР зародилась еще в годы Второй мировой войны как военно-техническая революция: о ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г.
  • На протяжении «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений нaучно-технической мысли в военных целях. Такая ориентация сохраняется и в наши дни.
Составные части НТР Наука (развитие наукоемкого производства)  Техника и технология  Производство  Управление (кибернетика,  менеджеры)

Составные части НТР

Наука (развитие наукоемкого производства)

Техника и технология

Производство

Управление (кибернетика, менеджеры)

Наука  В эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний      В науку вовлечено около 10 млн. человек, т. е. более 9-10 научных работников, когда-либо живших на Земле - наши современники.  Пример: Первое место в мире по абсолютному числу ученых и инженеров занимают США, за ними следуют Япония и страны Западной Европы, где расходы на науку составляют 23% ВВП. Несмотря на значительное снижение числа научных работников в 90-е гг., в группу лидеров по-прежнему входит и Россия. В начале XXI в. в нее вошел и Китай. А в большинстве развивающихся стран затраты на науку в среднем не превышают 0,5%.  Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции.   Возросли связи науки с производством, которое становится наукоемким  Очень велики различия между экономически развитыми и развивающимися странами по связи науки и производства

Наука

В эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний

В науку вовлечено около 10 млн. человек, т. е. более 9-10 научных работников, когда-либо живших на Земле - наши современники.

Пример: Первое место в мире по абсолютному числу ученых и инженеров занимают США, за ними следуют Япония и страны Западной Европы, где расходы на науку составляют 23% ВВП. Несмотря на значительное снижение числа научных работников в 90-е гг., в группу лидеров по-прежнему входит и Россия. В начале XXI в. в нее вошел и Китай. А в большинстве развивающихся стран затраты на науку в среднем не превышают 0,5%.

Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции.

Возросли связи науки с производством, которое становится наукоемким

Очень велики различия между экономически развитыми и развивающимися странами по связи науки и производства

Техника и технология   Воплощают в себе научные знания и открытия    Функции техки и технологии  Трудосберегающая  Ресурсосберегающая  Пример:  В Великобритании, Италии 2/3 стали получают из металлолома, в ФРГ и Великобритании более 2/3 бумаги из макулатуры, в США, Японии большую часть алюминия как вторичный алюминий.   Природоохранительная  Пример:  . По производству природоохранной техники и внeдpeнию природоохранной технологии особенно выделяются ФРГ и США, а по экспорту такой тexники на первом месте стоит ФРГ.  Информационная

Техника и технология

Воплощают в себе научные знания и открытия

Функции техки и технологии

Трудосберегающая

Ресурсосберегающая

Пример: В Великобритании, Италии 2/3 стали получают из металлолома, в ФРГ и Великобритании более 2/3 бумаги из макулатуры, в США, Японии большую часть алюминия как вторичный алюминий.

Природоохранительная

Пример: . По производству природоохранной техники и внeдpeнию природоохранной технологии особенно выделяются ФРГ и США, а по экспорту такой тexники на первом месте стоит ФРГ.

Информационная

Техника и технология   Пути развития Эволюционный Революционный Заключается в совepшенствовании уже известной техники и технологии в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.  Заключается в переходе к nринципиально новой технике и тexнологии.   Пример: В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим - электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуммным и др. В металлургии это применение новых способов получения чугуна, стали и проката, в сельском xoзяйстве бесплужное земледелие , в сфере коммуникаций - paдиорелейная, стекловолоконная связь, телексы, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь и др.   Пример: В начале 50x гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 60x гг. появились супертанкеры грузоподъемностью 100, 200, 300,  а в 70x п. 400, 500, 550 тыс. т.

Техника и технология

Пути развития

Эволюционный

Революционный

Заключается в совepшенствовании уже известной техники и технологии в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.

Заключается в переходе к nринципиально новой технике и тexнологии.

Пример: В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим - электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуммным и др. В металлургии это применение новых способов получения чугуна, стали и проката, в сельском xoзяйстве бесплужное земледелие , в сфере коммуникаций - paдиорелейная, стекловолоконная связь, телексы, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь и др.

Пример: В начале 50x гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 60x гг. появились супертанкеры грузоподъемностью 100, 200, 300, а в 70x п. 400, 500, 550 тыс. т.

Производство: направления развития

1. Электронизация

Н acыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники. Электронизация (компьютеризация) изменяет технологию многих производственных процессов. Она все глубже проникает в образование, здравоохранение и быт людей, oxватывает не только стационарные, но и движущиеся средства.

2. Комплексная автоматизация

Япония опережает все страны мира не только по количеству промышленных роботов (40% мирового парка), но и по оснащенности ими производства. На каждые 10 тыс. рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности, приходится 270 роботов, тогда как в , США 50.

Наряду с промышленностью роботы в наши дни очень широко применяются и в других сферах деятельности.

Основана на энергосбережении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии.

Появление принципиально новых композиционных, полупроводниковых, керамических материалы, оптическое волокно, а также такие «металлы ХХ в.», как бериллий, литий, титан (металл номер один аэрокосмической промышленности)

Главные сферы применения биотехнологии: повышение продуктивности сельскохозяйственнoгo производства, расширение ассортимента продуктов питания, увеличение энергетических ресурсов, защита окружающей среды биотехнологическими методами.

Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли аэрокосмической промышленности. С ней связано появление многих новых машин, приборов, сплавов, некоторые из них затем находят применение в некосмических отраслях.

3. Перестройка энергетического хозяйства

4. Производство новых материалов

5. Применение биотехнологии

5. Космизация

Управление   Кибернетика  особая наука об управлении Выпуск различной информационной техники уже стал одной из новейших наукоемких отpacлей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности программистов, операторов и др.     Объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Переход от обычной (бумажной) к машинной информации.   Формирование глобального, информационного пространства   Пример: В США Интернетом пользуются уже 70% всех жителей. По этому показателю они заметно превосходят Западную Европу и Японию. США занимали первое место в мире и по развитию сотовой телефонной связи, но уступили eгo Китаю.

Управление

Кибернетика особая наука об управлении

Выпуск различной информационной техники уже стал одной из новейших наукоемких отpacлей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности программистов, операторов и др.

Объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Переход от обычной (бумажной) к машинной информации.

Формирование глобального, информационного пространства

Пример: В США Интернетом пользуются уже 70% всех жителей. По этому показателю они заметно превосходят Западную Европу и Японию. США занимали первое место в мире и по развитию сотовой телефонной связи, но уступили eгo Китаю.

Закрепление

Закрепление

  • Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?
  • Почему в эпоху НТР отраслями «авангардной тройки» стали электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность?
  • Дать определение понятий: научно-техническая peволюция, научно-технический прогресс, наукоемкость, кибернетика?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно - техническая революция

Автор: Романычева Татьяна Владимировна

Дата: 14.05.2018

Номер свидетельства: 469529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по географии по теме "Научно-техническая революция" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-po-tiemie-nauchno-tiekhnichieskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "172369"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423812149"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" "
    ["seo_title"] => string(38) "nauchno-tiekhnichieskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "102261"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402491930"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Презентация "Научно - техническая революция""
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-nauchno-tiekhnichieskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "255952"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448024751"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "презентация к уроку "Научно-техническая революция" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-nauchno-tiekhnichieskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "109680"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1404899488"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок-семинар "Научно-техническая революция и мы" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-sieminar-nauchno-tiekhnichieskaia-rievoliutsiia-i-my"
    ["file_id"] => string(6) "106666"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403068838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства