kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Население Российской Федерации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "Население России" нацелен  на освоение  предметных и метапредметных результатов по данной теме.Учащиеся познакомятся с численностью населения, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения.Урок способствует формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности и творческих способностей по теме "Население России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Население России открытый урок»


Население России.


Учитель географии

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №13» с. Надежда

Шпаковского района

Ставропольского края

Сляднева Наталья Александровна


Цели:

  1. Повторение, коррекция, закрепление и контроль знаний, умений по изученной теме.

  2. Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении России.

  3. Совершенстовование навыков работы с тематическими картами, графиками, таблицами.

  4. Обучение приемам обработки, анализа и интерпретации количественных данных.

Оборудование: географические атласы, графики, инструктивные карты.

Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

Ход урока

1 этап «Разминка»

Решение кроссворда по теме (слайд №1 ).






Вопросы кроссворда

  1. Рост доли городского населения, процесс распространения городского образа жизни увеличение числа городов, улучшение городского образа жизни?

  2. Растворение одних народов среди других?

  3. Одна из ведущих религий мира и России?

  4. Процесс насильственного переселения населения ?

  5. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и …солености воды?

  6. Один из типов этнических общностей?

  7. Освобождение женщин от зависимости, уравнивание её в правах?

  8. Возвращение депортантов на исконную родину?

  9. Группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями?

2 этап «Продолжи сказанное» (слайд №2)

Учащимся предложены цифры и факты характеризующие население России, необходимо продолжить формулировку предложения

3 этап «Работа в группах»

Класс делится на 5 групп, не равных по силе, учитель дифференцировано выбирает задания для групп. Каждая группа для работы получает инструктивную карту. В инструктивных картах содержится задание или проблемная ситуация, по которой учащимся необходимо предложить вариант решения.

1 группа (слайд №3)

Соотношение мужского и женского населения в России

Соотношение мужского и женского населения в России варьирует в зависимости от возраста. Почему происходит сокращение мужского населения в России, выделите причины этого явления? После ответа учащихся учитель высвечивает и комментирует слайд №4, где содержится информация по вопросу.

2 группа (слайд №5)

Диаграммы «Доля разных возрастных групп в населении Российской Федерации»

Проанализируйте диаграммы. Какова доля различных возрастных групп в современной России. Сравните диаграммы 1995, 2000 и 2005 гг. Какие тенденции вы можете отметить? Предположите, как будет выглядеть эта диаграмма, когда вы будите учиться в 11 классе?

3 группа (слайд №6)

Динамика продолжительности жизни россиян

Проанализируйте график «Динамика продолжительности жизни россиян». Выявите причины сокращения продолжительности жизни россиян?

После ответов учащихся, учитель высвечивает и комментирует слайд №7, где содержится информация по вопросу.

4 группа (слайд №8)

Демографическая проблема в России

Обсуждение этого вопроса для полного и исчерпывающего ответа, желательно предложить сильным учащимся.

Перечислите составляющие проблемы депопуляции в России? Как изменится численность населения России в будущем? Каким вы видите решение в сложившейся демографической ситуации? Предложите государственные, социально-экономические меры по решению проблемы сокращения населения.

После ответа учащихся учитель высвечивает и комментирует слайд №9, где содержится информация по вопросу. Выводы записать в тетрадь.

  1. Увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни.

  2. Снижение преждевременной смертности, в первую очередь, младенческой.

  3. Сокращение заболеваемости, травматизма и инвалидности.

  4. Стимулирование желания семьи иметь детей (3 ребенка).

5 группа «слайд №10»

Население Ставропольского края

Дать характеристику населению края по предложенным вопросам , половозрастной состав населения, продолжительность жизни в крае, демографическая ситуация в крае.

4 этап «Добавьте и сопоставьте»

Учитель высвечивает слайд №11 и просит учащихся по известной цифре, вместо вопросов добавить неизвестную цифру, при этом комментировать сказанное

После ответов учащихся учитель высвечивает слайд №12, просит объяснить почему соотношение городского и сельского населения в крае и стране так разнится?



Все цифры озвученные до этого момента были официальными.





5 этап «Неофициальные цифры»

Учитель сообщает ученикам неофициальные цифры из сети Интернет, предлагает проанализировать их, задуматься над ними.

1.Общая численость населения России, по последним сведениям, составляет, по разным оценкам, приблизительно, 134.000.000 человек.

2.За девять месяцев нынешнего года в России число умерших увеличилось на 18.600 человек, а число рождений снизилось на 36.300 человек по сравнению с тем же периодом прошлого года

3.Каждую минуту в России умирает 5 человек, а рождается только 3. То есть, смертность превышает рождаемость в среднем в 1,8 раза, а в отдельных регионах в 2-3 раза

4.Россия стареет: средний возраст жителей страны - 37,7 лет. Резко сократилось число детей в возрасте до 16 лет. Средняя российская семья состоит из двух-трех человек.

5.Средняя продолжительность жизни российского мужчины составляет 59 лет, женщины дотягивают аж до 72. Еще в 2001 году Россия занимала 100-е место по продолжительности жизни, уже тогда безнадежно отставая от десятки развитых стран мира: русские мужчины умирали на 15-19 лет раньше, а женщины на 7-12 лет. Сейчас же мы скатились на "почетное" 122 место в мире

6.Россия занимает первое место в мире по числу курящих детей и подростков. Более 70% подростков в нашей стране страдают хроническими заболеваниями. 3,1% школьников наркозависимы, в прошлом году в России от передозировки наркотиков скончались 112 школьников.

7.На максимальную оценку 100 баллов Единый госэкзамен сдали 496 человек, что составляет 0,05% от 830.415 учащихся, сдававших ЕГЭ.
Два миллиона российских подростков не умеют читать.

6 этап «Домашнее задание»

Работа на контурной карте Шпаковского района. Используя сборник «География населенных пунктов Шпаковского района» выполнить задание.

Население Шпаковского района

Задания:

1. Обозначьте граничащие районы со Шпаковским районом

2. Постройте график изменения численности населения Шпаковского района, используя данные сборника

3.На основании данных постройте круговую диаграмму национального состава населения. Вся окружность - всё население района, то есть 100%. Далее в порядке убывания по часовой стрелке отложите процентное отношение основных народов (с помощью транспортерной линейки).

4.В чем вы видите преимущество жизни в городах и селах? В чем вы видите недостатки и как, на ваш взгляд, их можно устранить?

5. Какими путями должна решаться проблема развития села?

6.Что бы вы предложили сделать, чтобы ваше село стало уютным, благоустроенным и красивым?

7.Какова численность населения района и вашего населенного пункта?

8.Как будет изменяться численность населения в будущем? Подсчитать дать прогноз на ближайшее время.

9.Как изменяются показатели естественного прироста населения в районе?

10.Отметьте населенные пункты, в которых вы когда- либо были.

11.0тметьте населенный пункт, в котором вы живёте.



Просмотр содержимого презентации
«Население РФ»

Естественный прирост Механический прирост Воспроизводство Депортация Репатриация Эмансипация Ассимиляция Титульный народ Городская агломерация Урбанизация Трудовые ресурсы
  • Естественный прирост
  • Механический прирост
  • Воспроизводство
  • Депортация
  • Репатриация
  • Эмансипация
  • Ассимиляция
  • Титульный народ
  • Городская агломерация
  • Урбанизация
  • Трудовые ресурсы
    Динамика коэффициентов рождаемости, смертности и естественного прироста населения (численность родившихся, умерших и разница между ними на 1000 человек)  Коэффициент Величина коэффициента по годам (на 1000 человек) Рождаемости 1960 Смертности 1970 23,2 Естественного прироста 1980 14,6 7,4 15,9 1990 8,7 11,0 13,4 1991 11,2 12,1 1992 11,4 1993 10,7 1994 9,2 12,2 9,6 14,6 1995 15,7 9,3 1996 1998 15,0 8,8 … 14,3 …

    Динамика коэффициентов рождаемости, смертности и естественного прироста населения (численность родившихся, умерших и разница между ними на 1000 человек)

    Коэффициент

    Величина коэффициента по годам (на 1000 человек)

    Рождаемости

    1960

    Смертности

    1970

    23,2

    Естественного прироста

    1980

    14,6

    7,4

    15,9

    1990

    8,7

    11,0

    13,4

    1991

    11,2

    12,1

    1992

    11,4

    1993

    10,7

    1994

    9,2

    12,2

    9,6

    14,6

    1995

    15,7

    9,3

    1996

    1998

    15,0

    8,8

    14,3

    Тенденции изменений численности  населения России  показатель Численность Н, млн человек 1960 120,7 1970 Прирост Н, тыс. человек: а/естественный б/миграционный в/общий 1980 130 1896 -176 139 773 -148 1990 1991 148 677 60 148,5 333 169 1992 104 57 148,7 1993 148,7 1994 -207 176 1995 -737 430 148,4 148 1996 -869,7 810 1997 148 -832 502 147,5 -817,5 343 … …

    Тенденции изменений численности населения России

    показатель

    Численность Н, млн человек

    1960

    120,7

    1970

    Прирост Н, тыс. человек:

    а/естественный

    б/миграционный

    в/общий

    1980

    130

    1896

    -176

    139

    773

    -148

    1990

    1991

    148

    677

    60

    148,5

    333

    169

    1992

    104

    57

    148,7

    1993

    148,7

    1994

    -207

    176

    1995

    -737

    430

    148,4

    148

    1996

    -869,7

    810

    1997

    148

    -832

    502

    147,5

    -817,5

    343

    2000 год 2005 год 1995 год Проанализируйте диаграммы. Какова доля различных воз-растных групп в современной России. Сравните диаграммы 1995, 2000 и 2005 гг. Какие тенденции вы можете отме-тить? Предположите, как будет выглядеть эта диаграмма, ког-да вы будите учиться в 11 классе? 0 – 16 лет (дети и подростки) 17 – 59 лет (трудоспо-собное население) 60 и более лет (пенсионеры) Диаграммы «Доля разных возрастных групп в населении Российской Федерации».

    2000 год

    2005 год

    1995 год

    Проанализируйте диаграммы. Какова доля различных воз-растных групп в современной России. Сравните диаграммы 1995, 2000 и 2005 гг. Какие тенденции вы можете отме-тить? Предположите, как будет выглядеть эта диаграмма, ког-да вы будите учиться в 11 классе?

    0 – 16 лет (дети и подростки)

    17 – 59 лет (трудоспо-собное население)

    60 и более лет (пенсионеры)

    Диаграммы «Доля разных возрастных групп в населении Российской Федерации».

    Распределение населения по возрастным группам (на начало года)  Тыс. чел. 1989 Все население 146937 Моложе трудоспособного возраста 1994 1995 35995 % В трудоспособном возрасте 147997 Старше трудоспособного возраста 1989 147938 83746 34534 2796 1994 33948 100 83767 84059 29696 24,5 100 1995 Женщин на 1000 мужчин 29931 1989 23,3 100 56,9 23,0 1994 56,6 18,5 1140 968 20,1 1995 1130 56,8 20,2 1129 928 963 961 2915 918 911 2615 2654

    Распределение населения по возрастным группам (на начало года)

    Тыс. чел.

    1989

    Все население

    146937

    Моложе трудоспособного возраста

    1994

    1995

    35995

    %

    В трудоспособном возрасте

    147997

    Старше трудоспособного возраста

    1989

    147938

    83746

    34534

    2796

    1994

    33948

    100

    83767

    84059

    29696

    24,5

    100

    1995

    Женщин на 1000 мужчин

    29931

    1989

    23,3

    100

    56,9

    23,0

    1994

    56,6

    18,5

    1140

    968

    20,1

    1995

    1130

    56,8

    20,2

    1129

    928

    963

    961

    2915

    918

    911

    2615

    2654

    Число беженцев и вынужденных  переселенцев в России (чел)  1993 Всего 1994 160341 1995 447933 1996 702451 974401

    Число беженцев и вынужденных переселенцев в России (чел)

    1993

    Всего

    1994

    160341

    1995

    447933

    1996

    702451

    974401

    - перевес

    - перевес

    График «Динамика изменения продолжительности жизни россиян». Число лет Главным показателем, характеризующим качество жизни населения, является средняя продолжительность жизни . годы

    График «Динамика изменения продолжительности жизни россиян».

    Число лет

    Главным показателем, характеризующим качество жизни населения, является средняя продолжительность жизни .

    годы

    Демографическая проблема входит в национальный проект.

    Демографическая проблема входит в национальный проект.

    Просмотр содержимого презентации
    «открытый урок»

                        1  2                        3                               4                    5      6                    7                          8              

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      8

     

     

     

     

     

     

     

    Продолжите сказанное

    Продолжите сказанное

    • 7 место в мире…
    • 2 млн 689 тыс. чел…
    • 42 этноса
    • 8, 5 человек на 1км….
    • 10 городов…
    • 8%...
    • 53% и 47%....
    • От 12 тыс. до 30 тыс. и 75 % …
    • 76% и 24%....
    • Около 10 тыс. чел….
    • 23 национальностей…
    2000 год 2005 год 1995 год Проанализируйте диаграммы. Какова доля различных воз-растных групп в современной России. Сравните диаграммы 1995, 2000 и 2005 гг. Какие тенденции вы можете отме-тить? Предположите, как будет выглядеть эта диаграмма, ког-да вы будите учиться в 11 классе? 0 – 16 лет (дети и подростки) 17 – 59 лет (трудоспо-собное население) 60 и более лет (пенсионеры) Диаграммы «Доля разных возрастных групп в населении Российской Федерации».

    2000 год

    2005 год

    1995 год

    Проанализируйте диаграммы. Какова доля различных воз-растных групп в современной России. Сравните диаграммы 1995, 2000 и 2005 гг. Какие тенденции вы можете отме-тить? Предположите, как будет выглядеть эта диаграмма, ког-да вы будите учиться в 11 классе?

    0 – 16 лет (дети и подростки)

    17 – 59 лет (трудоспо-собное население)

    60 и более лет (пенсионеры)

    Диаграммы «Доля разных возрастных групп в населении Российской Федерации».

    График «Динамика изменения продолжительности жизни россиян». Число лет Главным показателем, характеризующим качество жизни населения, является средняя продолжительность жизни . годы

    График «Динамика изменения продолжительности жизни россиян».

    Число лет

    Главным показателем, характеризующим качество жизни населения, является средняя продолжительность жизни .

    годы

    Демографическая проблема входит в национальный проект.

    Демографическая проблема входит в национальный проект.

    Низкая рождаемость, высокая смертность Низкий уровень средней продолжительности жизни Низкий уровень качества жизни Высокий уровень безработицы Высокий уровень младенческой смертности
    • Низкая рождаемость, высокая смертность
    • Низкий уровень средней продолжительности жизни
    • Низкий уровень качества жизни
    • Высокий уровень безработицы
    • Высокий уровень младенческой смертности
    Кумо-Манычская впад. Пастбищный хребет Азово-Кубанская низм. Терско-  Кумская  низм.

    Кумо-Манычская впад.

    Пастбищный хребет

    Азово-Кубанская низм.

    Терско-

    Кумская

    низм.

    Население России и Ставропольского края

    Население России и Ставропольского края

    • ???
    • более 130 народов
    • ???
    • 8,5 чел. на 1 км. кв.
    • 2 млн. 689 тыс. чел
    • ???
    • 54% и 46% …
    • ???
    Население России и Ставропольского края

    Население России и Ставропольского края

    • 144 млн. 237 тыс. человек
    • более 130 народов
    • 76% и 24%
    • 2 млн. 689 тыс. чел
    • 42 народа
    • 8,5 чел. на 1 км. кв.
    • 54% и 46% …
    • 22 чел.на 1 км. кв.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: География

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 9 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Население Российской Федерации

    Автор: Сляднева Наталья Александровна

    Дата: 20.05.2015

    Номер свидетельства: 213761

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#855 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(112) "Проверочнаая работа по теме "Население Российской Федерации""
        ["seo_title"] => string(63) "provierochnaaiarabotapotiemienasielieniierossiiskoifiedieratsii"
        ["file_id"] => string(6) "285086"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
        ["date"] => string(10) "1454084943"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#877 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(161) "Теоретический урок "Физическая культура и олимпийское движение в Российской Федерации""
        ["seo_title"] => string(88) "tieorietichieskiiurokfizichieskaiakulturaiolimpiiskoiedvizhieniievrossiiskoifiedieratsii"
        ["file_id"] => string(6) "265586"
        ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1449996808"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#855 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(122) "Презентация Российская Федерация.География 8 класс. 2019.Васютин А.М."
        ["seo_title"] => string(74) "prezentatsiia_rossiiskaia_federatsiia_geografiia_8_klass_2019_vasiutin_a_m"
        ["file_id"] => string(6) "524162"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1571997707"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#877 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(258) "Презентация на тему "Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях" "
        ["seo_title"] => string(160) "priezientatsiia-na-tiemu-normativno-pravovaia-baza-rossiiskoi-fiedieratsii-v-oblasti-obiespiechieniia-biezopasnosti-nasielieniia-v-chriezvychainykh-situatsiiakh"
        ["file_id"] => string(6) "141292"
        ["category_seo"] => string(4) "obzh"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1418095778"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#855 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(285) "«Вооруженные силы Российской Федерации. Функции и основные задачи современных ВС России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности»"
        ["seo_title"] => string(171) "vooruzhiennyie_sily_rossiiskoi_fiedieratsii_funktsii_i_osnovnyie_zadachi_sovriemiennykh_vs_rossii_ikh_rol_i_miesto_v_sistiemie_obiespiechieniia_natsional_noi_biezopasnosti"
        ["file_id"] => string(6) "350079"
        ["category_seo"] => string(4) "obzh"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1476733551"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства