kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Население Европейского Юга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 9 классе по таме "Население Европейского Юга". Урок разработан  в соответствие с требованиями ФГОС. К уроку прилагается презентация.

Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе могут способствовать  активизации  внимания учащихся в течение всего урока. Весь материал, предполагаемый к использованиию на уроке, соответствует возрасту ребят и стимулирует  их на поисковую деятельность. Цель деятельности учащихся на уроке формируется в начале урока, а промежуточные цели определяются при  переходе к каждому новому этапу работы. Постановка перед  ребятами новых задач на каждом этапе урока позволят поддерживать внимание учеников при выполнении каждого задания.

Значимым  является то, что ученики  должны самостоятельно изучить  новый материал, применяя ранее сформированные навыки самостоятельной работы.

Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке должно играет применение компьютерных технологий, обеспечивающей яркость и новизну изучаемого материала.  Анимация  слайдов в презентации привлечет  внимание учеников, акцентирует его на наиболее  значимых моментах изучаемой темы. Игра "Поле чудес" при подведении итогов урока сконцентрирует внимание детей, одновременно поддерживая их интерес к изученной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Урок в 9 классе

Тема: «Население Европейского Юга».

Автор: Ахтанова Мария Александровна

Цели: Рассмотреть особенности населения Европейского Юга

Задачи:

  • Определить общую численность населения;

  • Изучить этнический состав населения, их размещение, плотность и историю заселения территории;

  • Проанализировать половозрастной состав;

  • Рассмотреть урбанизацию в данном районе;

  • Выявить основные проблемы населения в данном регионе.

Оборудование: Учебник « География России: хозяйство: регионы: 9 класс» Таможняя Е. А., Толкунова С. Г., изд. « Вентана- Граф», контурная карта, атлас, карта населения Европейского Юга, физическая карта Евразии, климатическая карта мира, учебник, интерактивный диск «Социально-экономическая карта Европейского Юга», презентация и оборудование для показа презентаций и дисков.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

II. Проверка домашнего задания. Карточки Приложение 1(работа в парах)

1. Европейский Юг имеет выход к ............................................................. морям

2.В состав Европейского Юга входят:

Семь республик: ...

Одна область: ...

Два края: ...

3) Европейский юг занимает приграничное положение т.к….

4) Европейский юг богат минеральными ресурсами…

5) На территории региона располагается самая крайняя южная точка РФ…

Самопроверка. Учащиеся меняются карточками, на слайде правильные ответы.







Ответы

1. к Черному, Азовскому, Каспийскому морям

2) 7 респ.: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Дагестан.1 обл.: Ростовская, 2 края.: Краснодарский, Ставропольский.

3) граничит: внешние соседи: Украина, Грузия, Азербайджан.

4.Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод;

5.гора Базардюзю (Дагестан).

III. Новая тема

Включается фрагмент песни А. Токовой «Народы Кавказа». Дети сами определяют название темы.

На отдельных листочках (приложение 2) таблица в которую надо вписывать каждую характеристику, с помощью которой описывают население .

1. Вопрос к учащимся. Назовите мне с чего мы начинаем характеризовать население любого региона? Ответ- Общая численность населения

ЕП

Механическое движение (Миграция)

1 Общая численность населения (записать в таблицу)

  1. 18 миллионов человек.

традиционно высокий Е.П. (обусловлен религией) записать в тетрадь

  1. Вопрос к учащимся:

-Следующая характеристика?

(Ответ) Этнический состав (запись в таблицу)

А) (запись в тетрадь) Заселение и хозяйственное освоение (Подготовить краткое сообщение про « Дикое поле»)

IX- X вв- появление славянских поселений. На Таманском полуострове образовано русское княжество со столицей Тмутаракань (Тамань)

XI в- степи Причерноморья и Прикубанья во владении половцев

XIII в-присоединение к Золотой Орде

XV-XVIвв. - появление русских казаков в низовьях Дона, возникновение Терского казачьего войска

XVIII в- в результате русско- турецких войн земли Предкавказья, побережье Черного и Азовского морей перешли под контроль России. 1793 г. основан г. Екатеринодар (Краснодар)

XIX- Кавказ и его Черноморское побережье вошли в состав Российской империи. Началось активное заселение и хозяйственное освоение.

Б) Народы и языковые группы. (записать в таблицу)

Работа с иллюстративным материалом учебника стр. 230 табл. 230 и картой народов в атласе. ( в тетради)

Языковые семьи

Языковые группы

Народы

Территория проживания







Проверка: индивидуально у доски по карте.

Посмотреть видеофрагмент «Традиции и обычаи населения Северного Кавказа»

Физминутка.

  1. Плотность населения.

(запись в тетрадь) а) Густо населенный район, но не везде. Наиболее плотно заселены равнины и предгорные районы

Б) Средняя плотность 47 чел на 1 кв км.

Сравнить с Центральной Россией. По карте плотности населения найти города миллионеры и отметить их на контурной карте и на интерактивной карте у доски

4. Урбанизация (записать в таблицу)

Урбанизация низкая 54%(связана со значительной ролью агропромышленного комплекса в его экономике)

4.Половозрастной состав (записать в таблицу)

(запись в тетрадь)

Преобладают женщины

5. Проблемы населения (записать в таблицу)

(запись в тетрадь) А) Высокий уровень безработицы

Б) Этнические конфликты

Сообщение «Этнические конфликты. Беслан»

  1. Закрепление по карточкам.

(Игра в «Поле чудес» Приложение 3)

V. Оценка знаний учащихся.

VI. Д/з п 39. задание 6 стр.231

VII. Рефлексия

Вопросы для самооценивания (можно выбрать любые)

-Это урок мне понравился (не понравился) потому, что

-Наиболее трудным мне показалось

-Я думаю, это потому, что

-Самым интересным

-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы сделал(а) следующее

-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы по-другому сделал(а) следующее

-Я бы хотел(а) попросить своего учителя

И мне очень хочется, чтобы после нашего путешествия в ваших умах и сердцах остались

только положительные эмоции и впечатления о самом благодатном районе России

России - Европейском Юге.

Список использованной литературы.

1. Бутов В. И. «Основы региональной экономики»: учебное пособие – Ростов-на-дону, изд. центр «Март»-2001г.

2. Радионова И. А. «Экономическая география России»: учебное пособие по географии ,1999г.

3. Учебник «География России. Хозяйство и географические районы» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 ; атлас.

4. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288 с. 2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. –

М.: «ВАКО», 2005, 352 с. 3.

5. Журнал «География в школе» №1/2011 год.

Приложение 3

«Поле чудес»


о

с

е

т

и

н

ы

Й

Ц

У

К

О

С

У

Ф

М

Ы

ч

А

П

Р

Я

Ы

М

е

Т

Б

Е

А

Ш

С

ч

Н

А

Ш

П

Ь

Т

н

Е

Р

Я

Д

Я

Ц

ц

П

С

Ц

Д

О

Л

ы

В

У

П

К

А

В

О

Л

К

К

А

и

н

г

у

ш

и

О

Ж

Э

П

Р

З

Р

В буквах зашифрованы названия народов ЕЮ















Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

1. Европейский Юг имеет выход к ............................................................. морям

2.В состав Европейского Юга входят:

Семь республик: ...

Одна область: ...

Два края: ...

3) Европейский юг занимает приграничное положение т.к.

4) Европейский юг богат минеральными ресурсами.

5) На территории региона располагается самая крайняя южная точка РФ



1. Европейский Юг имеет выход к ............................................................. морям

2.В состав Европейского Юга входят:

Семь республик: ...

Одна область: ...

Два края: ...

3) Европейский юг занимает приграничное положение т.к.

4) Европейский юг богат минеральными ресурсами.

5) На территории региона располагается самая крайняя южная точка РФ



1. Европейский Юг имеет выход к ............................................................. морям

2.В состав Европейского Юга входят:

Семь республик: ...

Одна область: ...

Два края: ...

3) Европейский юг занимает приграничное положение т.к.

4) Европейский юг богат минеральными ресурсами.

5) На территории региона располагается самая крайняя южная точка РФ





Просмотр содержимого презентации
«Население Европейского Юга»

Население Европейского Юга

Население Европейского Юга

Цель: Рассмотреть особенности населения Европейского Юга России

Цель:

Рассмотреть особенности населения Европейского Юга России

Задачи:

Задачи:

  • Определить общую численность населения;
  • Изучить этнический состав населения, их размещение, плотность и историю заселения территории;
  • Проанализировать половозрастной состав;
  • Рассмотреть урбанизацию в данном районе;
  • Выявить основные проблемы населения в данном регионе.
Проверка домашнего задания Ответы 1) к Черному, Азовскому, Каспийскому морям 2) 7 респ.: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Дагестан.1 обл.: Ростовская, 2 края.: Краснодарский, Ставропольский. 3) граничит: внешние соседи: Украина, Грузия, Азербайджан. 4). Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод; 5) .гора Базардюзю (Дагестан).

Проверка домашнего задания

Ответы

1) к Черному, Азовскому, Каспийскому морям

2) 7 респ.: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Дагестан.1 обл.: Ростовская, 2 края.: Краснодарский, Ставропольский.

3) граничит: внешние соседи: Украина, Грузия, Азербайджан.

4). Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод;

5) .гора Базардюзю (Дагестан).

Общая численность населения
  • Общая численность населения

18 миллионов человек.

Традиционно положительный Е.П. (обусловлен религией)

Естественный прирост

Естественный прирост

Заселение и хозяйственное освоение IX- X вв- появление славянских поселений. На Таманском полуострове образовано русское княжество со столицей Тмутаракань (Тамань) XI в- степи Причерноморья и Прикубанья во владении половцев XIII в- присоединение к Золотой Орде XV-XVIвв. - появление русских казаков в низовьях Дона, возникновение Терского казачьего войска XVIII в- в результате русско- турецких войн земли Предкавказья, побережье Черного и Азовского морей перешли под контроль России. 1793 г. основан г. Екатеринодар (Краснодар) XIX в- Кавказ и его Черноморское побережье вошли в состав Российской империи. Началось активное заселение и хозяйственное освоение.

Заселение и хозяйственное освоение

IX- X вв- появление славянских поселений. На Таманском полуострове образовано русское княжество со столицей Тмутаракань (Тамань)

XI в- степи Причерноморья и Прикубанья во владении половцев

XIII в- присоединение к Золотой Орде

XV-XVIвв. - появление русских казаков в низовьях Дона, возникновение Терского казачьего войска

XVIII в- в результате русско- турецких войн земли Предкавказья, побережье Черного и Азовского морей перешли под контроль России. 1793 г. основан г. Екатеринодар (Краснодар)

XIX в- Кавказ и его Черноморское побережье вошли в состав Российской империи. Началось активное заселение и хозяйственное освоение.

Народы и языковые группы Национальный состав населения отличается исключительной пестротой - насчитывается несколько десятков народностей и этнических групп коренного населения (принадлежащих не только к разным языковым группам, но и к разным языковым семьям). Среди них по численности выделяются группы осетин, кабардинцев, чеченцев и др., проживающих в основном в пределах своих республик.

Народы и языковые группы

Национальный состав населения отличается исключительной пестротой - насчитывается несколько десятков народностей и этнических групп коренного населения (принадлежащих не только к разным языковым группам, но и к разным языковым семьям). Среди них по численности выделяются группы осетин, кабардинцев, чеченцев и др., проживающих в основном в пределах своих республик.

Адыги АДЫГИ - этническая общность, включающая адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Численность в России 559,7 тыс. чел.: адыгейцы - 122,9 тыс. чел., кабардинцы - 386,1 тыс. чел., черкесы - 50,8 тыс. Народный костюм адыгов Адыгейский сыр

Адыги

АДЫГИ - этническая общность, включающая адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Численность в России 559,7 тыс. чел.: адыгейцы - 122,9 тыс. чел., кабардинцы - 386,1 тыс. чел., черкесы - 50,8 тыс.

Народный костюм адыгов

Адыгейский сыр

Ингуши Ингуши́ — вайнахский народ на Северном Кавказе. Говорят на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы. Народный костюм ингушей Лезгинка

Ингуши

Ингуши́ — вайнахский народ на Северном Кавказе. Говорят на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы.

Народный костюм ингушей

Лезгинка

Аварцы Ава́рцы — самый многочисленный народ современного Дагестана  Национальный инструмент - чагана Народный костюм

Аварцы

Ава́рцы — самый многочисленный народ современного Дагестана

Национальный инструмент - чагана Народный костюм

Герб аварских ханов (по грузинскому историку и путешественнику Вахушти Багратиони, XVIII век) Свастика и кресты мальтийского типа из Аварии. Резьба по камню

Герб аварских ханов (по грузинскому историку и путешественнику Вахушти Багратиони, XVIII век)

Свастика и кресты мальтийского типа из Аварии. Резьба по камню

Осетины Осети́ны — народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны. Большинство верующих осетин считаются православными, принявшими христианство из Византии в период с IV-IX вв.Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII—XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни. Основными блюдами осетинской

Осетины

Осети́ны — народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны.

Большинство верующих осетин считаются православными, принявшими христианство из Византии в период с IV-IX вв.Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII—XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни.

Основными блюдами осетинской

Чеченцы Чече́нцы — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни. Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма. Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами. Кроме религии для чеченцев огромное значение имеет этический кодекс чести «Къонахалла». По убеждению самих чеченцев, «Къонахалла» — это универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от того мусульманин он или нет. Практически в нём отражены все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойные сын своего народа. Народный костюм

Чеченцы

Чече́нцы — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни.

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью.

Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма. Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами.

Кроме религии для чеченцев огромное значение имеет этический кодекс чести «Къонахалла». По убеждению самих чеченцев, «Къонахалла» — это универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от того мусульманин он или нет. Практически в нём отражены все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойные сын своего народа.

Народный костюм

Рефлексия  -Этот урок мне понравился (не понравился) потому, что -Наиболее трудным мне показалось -Я думаю, это потому, что -Самым интересным

Рефлексия

-Этот урок мне понравился (не понравился) потому, что

-Наиболее трудным мне показалось

-Я думаю, это потому, что

-Самым интересным

Вывод Северный Кавказ — это неотъемлемая часть России, народы которого имеют свою богатую историю, традиции, верования, языки и гордятся своим народным достоянием.

Вывод

Северный Кавказ — это неотъемлемая часть России, народы которого имеют свою богатую историю, традиции, верования, языки и гордятся своим народным достоянием.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Население Европейского Юга"

Автор: Ахтанова Мария Александровна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190690

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока " Население Европейского юга""
    ["seo_title"] => string(42) "konspekt_uroka_naselenie_evropeiskogo_iuga"
    ["file_id"] => string(6) "641740"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1702144256"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "тесты по теме: Экономические районы  Европейской части России" "
    ["seo_title"] => string(68) "tiesty-po-tiemie-ekonomichieskiie-raiony-ievropieiskoi-chasti-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "204692"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429710493"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока по теме "Население Африки" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-tiemie-nasielieniie-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "148026"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419544600"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Население и хозяйственное освоение Европейского Юга"
    ["seo_title"] => string(65) "nasielieniie_i_khoziaistviennoie_osvoieniie_ievropieiskogho_iugha"
    ["file_id"] => string(6) "388091"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486307363"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Урок геогрфии в 9 классе "Восточно-Сибирский экономический район. Географическое положение,природные ресурсы,население района. "
    ["seo_title"] => string(143) "urok-ghieoghrfii-v-9-klassie-vostochno-sibirskii-ekonomichieskii-raion-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-prirodnyie-riesursy-nasielieniie-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "157883"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421665913"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства