Урок в 9 классе
Тема: «Население Европейского Юга».
Автор: Ахтанова Мария Александровна
Цели: Рассмотреть особенности населения Европейского Юга
Задачи:
Определить общую численность населения;
Изучить этнический состав населения, их размещение, плотность и историю заселения территории;
Проанализировать половозрастной состав;
Рассмотреть урбанизацию в данном районе;
Выявить основные проблемы населения в данном регионе.
Оборудование: Учебник « География России: хозяйство: регионы: 9 класс» Таможняя Е. А., Толкунова С. Г., изд. « Вентана- Граф», контурная карта, атлас, карта населения Европейского Юга, физическая карта Евразии, климатическая карта мира, учебник, интерактивный диск «Социально-экономическая карта Европейского Юга», презентация и оборудование для показа презентаций и дисков.
Ход урока:
Орг. Момент.
II. Проверка домашнего задания. Карточки Приложение 1(работа в парах)
1. Европейский Юг имеет выход к ............................................................. морям
2.В состав Европейского Юга входят:
Семь республик: ...
Одна область: ...
Два края: ...
3) Европейский юг занимает приграничное положение т.к….
4) Европейский юг богат минеральными ресурсами…
5) На территории региона располагается самая крайняя южная точка РФ…
Самопроверка. Учащиеся меняются карточками, на слайде правильные ответы.
Ответы
1. к Черному, Азовскому, Каспийскому морям
2) 7 респ.: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Дагестан.1 обл.: Ростовская, 2 края.: Краснодарский, Ставропольский.
3) граничит: внешние соседи: Украина, Грузия, Азербайджан.
4.Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод;
5.гора Базардюзю (Дагестан).
III. Новая тема
Включается фрагмент песни А. Токовой «Народы Кавказа». Дети сами определяют название темы.
На отдельных листочках (приложение 2) таблица в которую надо вписывать каждую характеристику, с помощью которой описывают население .
1. Вопрос к учащимся. Назовите мне с чего мы начинаем характеризовать население любого региона? Ответ- Общая численность населения
ЕП
Механическое движение (Миграция)
1 Общая численность населения (записать в таблицу)
18 миллионов человек.
традиционно высокий Е.П. (обусловлен религией) записать в тетрадь
Вопрос к учащимся:
-Следующая характеристика?
(Ответ) Этнический состав (запись в таблицу)
А) (запись в тетрадь) Заселение и хозяйственное освоение (Подготовить краткое сообщение про « Дикое поле»)
IX- X вв- появление славянских поселений. На Таманском полуострове образовано русское княжество со столицей Тмутаракань (Тамань)
XI в- степи Причерноморья и Прикубанья во владении половцев
XIII в-присоединение к Золотой Орде
XV-XVIвв. - появление русских казаков в низовьях Дона, возникновение Терского казачьего войска
XVIII в- в результате русско- турецких войн земли Предкавказья, побережье Черного и Азовского морей перешли под контроль России. 1793 г. основан г. Екатеринодар (Краснодар)
XIX- Кавказ и его Черноморское побережье вошли в состав Российской империи. Началось активное заселение и хозяйственное освоение.
Б) Народы и языковые группы. (записать в таблицу)
Работа с иллюстративным материалом учебника стр. 230 табл. 230 и картой народов в атласе. ( в тетради)
Языковые семьи | Языковые группы | Народы | Территория проживания |
| | | |
Проверка: индивидуально у доски по карте.
Посмотреть видеофрагмент «Традиции и обычаи населения Северного Кавказа»
Физминутка.
Плотность населения.
(запись в тетрадь) а) Густо населенный район, но не везде. Наиболее плотно заселены равнины и предгорные районы
Б) Средняя плотность 47 чел на 1 кв км.
Сравнить с Центральной Россией. По карте плотности населения найти города миллионеры и отметить их на контурной карте и на интерактивной карте у доски
4. Урбанизация (записать в таблицу)
Урбанизация низкая 54%(связана со значительной ролью агропромышленного комплекса в его экономике)
4.Половозрастной состав (записать в таблицу)
(запись в тетрадь)
Преобладают женщины
5. Проблемы населения (записать в таблицу)
(запись в тетрадь) А) Высокий уровень безработицы
Б) Этнические конфликты
Сообщение «Этнические конфликты. Беслан»
Закрепление по карточкам.
(Игра в «Поле чудес» Приложение 3)
V. Оценка знаний учащихся.
VI. Д/з п 39. задание 6 стр.231
VII. Рефлексия
Вопросы для самооценивания (можно выбрать любые)
-Это урок мне понравился (не понравился) потому, что
-Наиболее трудным мне показалось
-Я думаю, это потому, что
-Самым интересным
-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы сделал(а) следующее
-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы по-другому сделал(а) следующее
-Я бы хотел(а) попросить своего учителя
И мне очень хочется, чтобы после нашего путешествия в ваших умах и сердцах остались
только положительные эмоции и впечатления о самом благодатном районе России
России - Европейском Юге.
Список использованной литературы.
1. Бутов В. И. «Основы региональной экономики»: учебное пособие – Ростов-на-дону, изд. центр «Март»-2001г.
2. Радионова И. А. «Экономическая география России»: учебное пособие по географии ,1999г.
3. Учебник «География России. Хозяйство и географические районы» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 ; атлас.
4. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288 с. 2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. –
М.: «ВАКО», 2005, 352 с. 3.
5. Журнал «География в школе» №1/2011 год.
Приложение 3
«Поле чудес»
о | с | е | т | и | н | ы |
Й | Ц | У | К | О | С | У |
Ф | М | Ы | ч | А | П | Р |
Я | Ы | М | е | Т | Б | Е |
А | Ш | С | ч | Н | А | Ш |
П | Ь | Т | н | Е | Р | Я |
Д | Я | Ц | ц | П | С | Ц |
Д | О | Л | ы | В | У | П |
К | А | В | О | Л | К | К |
А | и | н | г | у | ш | и |
О | Ж | Э | П | Р | З | Р |
В буквах зашифрованы названия народов ЕЮ