сформировать понятия «мировое хозяйство», « международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран; дать представление о роли международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мировое хозяйство»
Тема: Мировое хозяйство.
Цели:
сформировать понятия «мировое хозяйство», « международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран; дать представление о роли международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства;
развить умение составлять конспекты урока
Развивать умение работать с учебником и картами.
Развивать умение слушать товарища, четко, кратко излагать свои мысли, активизировать словарный запас, корригировать звукопроизношение;
Воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Организационный момент
(наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие):
Будем работать с учебником, отвечать на вопросы и составлять конспект.
- Объектом изучения экономической и социальной географии мира является мировое хозяйство, то есть исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.
Вопрос.
Каковы условия формирования мирового хозяйства?
(Главным условием его формирования является появление машинной индустрии. Замена ручного кустарного производства товаров машинным позволила странам резко увеличить производительность труда и иметь излишки более дешевой продукции. Продукцию необходимо было продавать в другие страны, то есть искать рынки сбыта. Второе условие — образование мирового рынка. Для доставки продукции из стран Европы в США, в страны Азии, Латинской Америки необходим транспорт. Это третье условие формирования мирового хозяйства.)
Вопрос.
Какой транспорт, по вашему мнению, играет в международной торговле главную роль до сих пор? (Морской транспорт.)
Учитель.
Но развитие получил и железнодорожный транспорт, который развивался особенно быстрыми темпами.
Какой вид транспорта в настоящее время играет важную роль в международных перевозках, особенно в Зарубежной Европе?(Автомобильный.)
Вопрос.
В каком веке сформировалось мировое хозяйство? (В конце XIX - начале XX в.)
Задание.
Найдите в тексте учебника (с. 88) ответ на вопрос «Какие части включает география мирового хозяйства?»
(Русский ученый Н.Н. Баранский основным понятием экономической географии назвал географическое разделение труда. )
Мы знаем, что между регионами России существует географическое разделение труда, которое выражается в специализации экономических районов, субъектов РФ на производстве отдельных видов продукции и дальнейшем обмене продукцией.
Приведите примеры специализации территорий России. (Урал специализируется на производстве металла, Западная Сибирь поставляет газ и нефть, Северный Кавказ — продукцию сельского хозяйства и т.д.)
Географическое разделение труда существует и между странами, его называют международное географическое разделение труда. Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.
Вопрос.
5. Почему страны имеют различную специализацию?
(а) страны имеют различное географическое положение (сухопутное, приморское, соседское и т.д.);
б) различные природные условия (рельеф, климат, почвы, природные зоны);
в) разный уровень социально-экономического развития и, следовательно, разную структуру хозяйства, качество трудовых ресурсов, исторические традиции и др.) Традиционно в странах Юго-Западной Азии (Иран, Ирак) ткали ковры. США специализируются на производстве продукции точного и наукоемкого машиностроения, так как эта страна является развитым, постиндустриальным государством. Сенегал специализируется на продаже арахиса, а не автомобилей и компьютеров, так как имеет низкий уровень экономического развития.
Итак, отраслью специализации является такая отрасль хозяйства, которая ориентирована на экспорт продукции. Именно отрасль специализации определяет «лицо» страны в международном географическом разделении труда. Например: Россия экспортирует на мировой рынок газ, нефть, древесину, Канада — полезные ископаемые, зерно, Япония — автомобили, суда, телевизоры, компьютеры, Индия — чай, ткани, Франция — парфюмерию, одежду, обувь, вина.
IV. Первичное закрепление
В качестве закрепления нового материала можно провести письменный диктант.
1. Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями называется... {мировое хозяйство).
2. Главным условием формирования мирового хозяйства является:
а) мировой рынок; б) мировой транспорт; в) машинная индустрия.
3. Н. Н. Баранский ввел термин ... (МГРТ).
4. МГРТ выражается в специализации стран на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем ... (обмене ими).
5. «Лицо» страны определяют ... (отрасли специализации).
6. Объединение стран называют... (интеграцией стран).
7. Страны Зарубежной Европы входят с экономическую группировку... (ЕС).
8. Организация стран экспортеров нефти называется ... (ОПЕК).
9. Североамериканская ассоциация свободной торговли называется...(НАФТА).
10. Россия является членом группировки ... (АТЭС).
III. Домашнее задание
1. Прочитать текст нас. 98-102.
(Дополнительно) Самостоятельно изучить и законспектировать текст о факторах размещения на с. 99-103.
Дополнительное задание
1. Отрасли международной специализации. Установить соответствие.
1) Основным фактором, определяющим необходимость участия стран мира в МГРТ, являются:
различия в численности населения;
различия в уровне урбанизации;
различия в природных условиях и обеспеченности природными ресурсами;
различия в уровне жизни населения.
2) Не являются региональными экономическими группировками...
ЕС, АСЕАН
ЛАИ, НАФТА
НАТО, ОПЕК
НАФТА, АСЕАН
3) Являются региональными экономическими группировками...
НАФТА, ОПЕК
ЕС, ОПЕК
ОПЕК, АТЭС
ЕС, АСЕАН
4) Какая из обозначенных буквами страна является членом АСЕАН? (Обозначены на карте)
A
B
C
D
5) Образование мирового хозяйства и углубление МГРТ привели к формированию...
всемирных экономических отношений;
международной экономической интеграции;
научно-технической революции;
научно-технического прогресса.
6) Гигантские финансово-промышленные объединения, являющиеся основными участниками внешнеэкономических связей и главной движущей силой объединения мировой экономики – это...
транснациональные корпорации;
совместные предприятия ;
совместные производства;
специальные (свободные) экономические зоны.
7) В каком из высказываний содержится информация о проявлении международной экономической интеграции?
К началу 21 века в более чем 80 странах мира доля сферы услуг в ВВП превышала 50%
По запасам природного газа в мире особо выделяются 2 региона – Зарубежная Азия и СНГ.
В странах Северной Америки и Западной Европы темпы экономического роста в конце 20 века были ниже среднемировых.
Страны ЕС сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.