kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мировое хозяйство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка направлена на закрепление представления о закономерностях развития мирового хозяйства на основе знаний обучающегося по истории; Помогает сформировать понятия Мирового хозяйства, его основные формы и взаимосвязи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мировое хозяйство»

Конспект урока географии 10 класс

Тема урока: Мировое хозяйство

Цель урока: Закрепить представление о закономерностях развития мирового хозяйства на основе знаний обучающегося по истории; Сформировать понятия Мирового хозяйства, его основные формы и взаимосвязи.

Оборудования: ПК, проектор учебник, атласы и настенные карты.

Тип урока: изучение нового материала.

Опорные и базовые понятия: Мировое хозяйство, ТНК, МГРТ, отрасль специализации.

Ход урока

I.Организационный момент

На доске написана тема урока. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и умений.

Беседа по вопросам

  1. Какие отрасли хозяйства вы знаете? (сельское хозяйство, добывающая промышленность, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, сфера услуг).

  2. Чем они отличаются? (природными условиями и ресурсами размещение, факторами размещение)

  3. Что понимают под термином специализация? (специализация — это преимущественное развитие каких-либо товаров или определённой сферы услуг).

  4. Приведите примеры продукции на которых специализируется промышленность России. (уголь, газ, нефть, железная руда, целлюлоза и т.д.).

  5. Можно ли себе представить современное хозяйство России без связей с другими странами? Почему? (Нет).

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Слово «хозяйство» вам хорошо знакомо. Вы часто слышите словосочетание «домашнее хозяйство», «хозяйство страны», «мировое хозяйство». Эти понятия объединяют работу и взаимодействие между ее составляющими, например, между людьми в домашнем хозяйстве, между отдельными отраслями хозяйства страны или отдельными странами в мировом хозяйстве. Само мировое хозяйство мы и будем сегодня изучать. Его невозможно представить без потоков товаров, капиталов и услуг, которые увеличиваются с каждым годом и перемещаются из страны в страну. Они пересекают границы на автомобилях, поездах, и самолетах, судах и даже с помощью современных электронных средств.

IV. Изучение нового материала

В экономической науке принято выделять 4 этапа развития мирового хозяйства:

Заполнить таблицу: Основные этапы формирования мирового хозяйства:

Время

Главные события

Формирование МХ

XV-XVII вв.

Эпоха великих географических открытий

Образование рынка

XVIII-XIX вв.

Формирование рынка

Развитие транспорта/,появилась машинная индустрия

Конец XIX вв. – первая половина XXв.

Общемировое разделение труда

Сформированное мировое хозяйство

Вторая половина XXв.

Влияние НТР и широкая итернализация

Развитее науки



Работа с текстом учебника:

Выписать в тетрадь определение.

Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Основу всемирных отношений образует мировой рынок, которые обеспечивает товарами, результами труда между странами мира и характеризуется неоднородностью и внутрней противоречивостью.

Это неоднородность подчеркивает фундамент МХ- МГРТ.

Географическое (территориальное) разделение труда –это неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена.

Неизбежность МГРТ вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия:

  1. В географическом положении;

  2. В природных условиях и ресурсах;

  3. В условиях социально-экономического развития, в структуре хозяйства, в трудовых ресурсах.

Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относиться к отдельным экономическим районам, а также и целым странам, которые связаны между собой МРГТ. Зародилось оно ещё в древности, но с возникновением МХ охватило весь мир.

МГРТ (как высшая форма) –выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующим обмене ими.

Результатом МГРТ является отрасль международной специализации. Специализация отдельных стран на производстве определенных видов и услуг, предпочитает их производство в размерах, значительно превышающих собственные потребности страны- производителя. Конкретное выражение она находит в формирование отраслей международной специализации, то есть таких отраслей, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют «лицо» страны в МГРТ. В свою очередь, международная специализация делает необходимым международный обмен товарами и услугами. Этот обмен находит выражение в развитие международных экономических связей.

  1. Установите соответствие стран и видов продукции, которые являются для данной страны экспортными.

Финляндия- лес, бумага

Япония – автомобили, электроника, морские суда

Швейцария – финансовые услуги и часы

Италия – обувь, макароны, оливковое масло, овощи.

  1. Вы известный российский бизнесмен занимаетесь поставкой товаров из зарубежных стран. Из какой страны вы перевезете следующие товары. Установите соответствие.

Чехия –шкода, бижутерия, хрусталь.

США – алюминий, медь, Боинг

Нидерланды – живые цветы

Швейцария – детское питание «Nestle»

Франция- Рено, Пежо

ФРГ – бытовая техника «Bosch»

Охватив все страны мира, МХ и МГРТ в последнее десятилетия растут не вширь, а сколько в глубь. Они усложняются приобретают новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к особенно тесному «сращиванию» национальных хозяйств, ряда стран. Так возникла новая, высшая ступень МГРТ – мировая экономическая интеграция – это процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведение или согласовании международной политики.

  1. Давайте с вами вспомним наиболее важные мировые интеграционные экономические группировки: Европейский Союз (ЕС), Ассоциация государств Юга – Восточной Азии (АССАН), Североамериканской свободной торговли (НАФТА), ЛАИ, ОПЕК.

  2. А входит ли Россия в какую-либо интеграционную группировку? (Да входит, СНГ, ООН)

Процесс развития МХ и углубление МГРТ и ЭИ влечет за собой все большую итернализацию хозяйственной жизни. Решающую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации.

ТНК – международная компания (концерн), в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей МХ, расположенные в разных странах.

На долю ТНК приходится свыше 1\3 мирового промышленного производства и мировой торговли, 4\5 всех патентов на новую технику и технологию.

V.Закрепление

VI. Домашнее задание

Прочитать параграф, выучить понятия.



Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458875-konspekt-uroka-mirovoe-hozjajstvo


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мировое хозяйство

Автор: Смольнякова Ольга Ивановна

Дата: 24.09.2025

Номер свидетельства: 674696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формирование мирового хозяйства "
    ["seo_title"] => string(35) "formirovaniie-mirovogho-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "193394"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427634066"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока географии "НТР и мировое хозяйство" для учащихся 11 класса "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-ntr-i-mirovoie-khoziaistvo-dlia-uchashchikhsia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "117845"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412936589"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Мировое хозяйство в эпоху НТР" "
    ["seo_title"] => string(33) "mirovoie-khoziaistvo-v-epokhu-ntr"
    ["file_id"] => string(6) "146729"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419250526"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тест "География отраслей мирового хозяйства" "
    ["seo_title"] => string(50) "tiest-gieoghrafiia-otrasliei-mirovogho-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "139519"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417724758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Поурочный план урока по географии в 9 классе Тема: Субъекты мирового хозяйства"
    ["seo_title"] => string(79) "pourochnyi_plan_uroka_po_geografii_v_9_klasse_tema_subekty_mirovogo_khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "579423"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619518987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства