Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-организационный этап | Приветствие учащихся, проверка готовности обучающихся к уроку. Мотивация обучающихся к учебной деятельности. - Добрый день, для вас загадка: что общего между грецким орехом, апельсином и куриным яйцом? (показать фото или натуральные объекты) - От чего зависит плотность верхнего плотного слоя объектов? - Что общего между этими объектами и нашей планетой? | Приветствие учителя, ответы на вопросы. - Все перечисленные объекты покрыты плотным слоем (кожура, скорлупа). - От веществ, из которых состоит плотный слой. - Они имеют шарообразную форму. Земля также покрыта твердым слоем. |
2. Актуализация знаний и формулирование темы урока | Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу. - Как называется верхний твердый слой Земли? - Что вы уже знаете о земной коре? - Изучение земной коры позволяет объяснить процессы, которые происходят на поверхности Земли и предвидеть изменение облика нашей планеты в будущем. Сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь. | Отвечают на вопросы. Слушают одноклассников, дополняют и корректируют ответы одноклассников. Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. - Земная кора - Земная кора состоит из разных горных пород и имеет разную мощность. - Тема урока «Строение земной коры» |
3. Целеполагание | Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний. Мотивирует к планированию учебной деятельности. | Предлагают и называют виды знаний, которые будут приобретены на уроке. Формулируют цели урока. |
4. Открытие нового знания | Организует работу в группах. Предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент по теме. Объясняет задание по составлению кластера. Корректирует результаты работы групп, побуждает учащихся комментировать свою работу, участвовать в обсуждении темы, задавать вопросы друг другу и отвечать на вопросы. -Земная кора состоит из горных пород разного происхождения, имеет разную мощность и строение. Земная кора является составной частью каменной оболочки Земли. Каменная оболочка Земли не монолитна, она состоит из больших блоков-частей, которые находятся в движении. Предлагаю вам поделиться на группы и ответить на вопросы. 1 группа – Каково строение земной коры? 2 группа – Из каких частей состоит литосфера? Каково ее строение? 3 группа – Как происходит движение литосферных плит? Оборудование: параграф 26 учебника А.А. Лобжанидзе «География: планета Земля», видеоурок РЭШ «Земная кора и литосфера» https://resh.edu.ru/subject/lesson/447/ | Каждая группа получает задание. По мере просмотра видеофрагмента группа отвечает на вопрос и составляет кластер на доске. Каждая группа озвучивает свои результаты классу. Класс делает записи в тетради. 1 группа: Земная кора имеет разную мощность под материками и океанами, а значит и разное строение. Континентальная земная кора состоит из 3 слоев: осадочного, гранитного и базальтового. Океаническая кора состоит из 2 слоев: осадочного и базальтового. Мощность континентальной коры составляет от 30-50 км под равнинами, до 75 км под горами. Мощность океанической коры составляет 5-10 км. 2 группа: Земная кора вместе с верхней частью мантии составляет каменную оболочку Земли – литосферу. Литосфера движется по пластичному слою мантии, поэтому она не может быть монолитна. Литосфера состоит из крупных блоков – литосферных плит. 3 группа: Теорию движения литосферных плит выдвинул немецкий ученый Альфред Вегенер. Литосферные плиты движутся в разных направлениях со скоростью до 5 см в год. Литосферные плиты могут сталкиваться и расходиться. В результате движения плит изменяется облик Земли. |
5. Динамическая пауза | Меняет вид деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать, Шесть - на место сесть опять. | Выполняют упражнения, отдыхают. |
6. Применение приобретенных знаний | Объясняет задание. Обучает работе с атласом и картой, руководит взаимопроверкой результатов. Задание: Назовите и покажите на карте литосферные плиты. Назовите плиты, которые сходятся, плиты, которые расходятся. Оборудование: атлас «География: планета Земля» стр.20-21 Проводит фронтальный опрос. Побуждает ребят применить полученные знания. Корректирует высказывания учащихся. Задание. Расскажите о земной коре и литосфере. Разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что земная кора (литосфера)…». Нельзя повторяться. | Называют литосферные плиты, показывают на карте, учатся проверять правильность выполненного задания, оценивать работу и товарищей. Составляют предложения по заданной теме, слушают, исправляют, комментируют ответы одноклассников. Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую. Я знаю, что материковая земная кора имеет три слоя. Я знаю, что материковая земная кора состоит из осадочного, базальтового и гранитного слоя. Я знаю, что океаническая земная кора не имеет гранитного слоя. Я знаю, что толщина континентальной земной коры достигает до 75 км. Я знаю, что толщина океанической земной коры меньше континентальной. Я знаю, что океаническая земная кора имеет два слоя. Я знаю, что океаническая земная кора состоит из осадочного и базальтового слоев. Я знаю, что литосфера – это каменная оболочка Земли. Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии. Я знаю, что литосфера состоит из литосферных плит, которые движутся по пластичной мантии. |
7. Рефлексия | Побуждает учащихся оценить свою работу. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки. Рефлексия «Выбор и аргументация своего ответа»: 1. На уроке я работал (пассивно, активно), потому что…. 2. Своей работой на уроке я (доволен, не доволен), потому что … 3. Материал урока был мне (понятен, не понятен), потому что … | Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы. Определяют сложности в изучении темы. |
8. Домашнее задание | Задает домашнее задание, записывает его на доске, комментирует его, проверяет записи в дневнике. Задание: читать параграф 26, выполнить проверочную работу на электронной платформе Якласс «Земная кора и литосфера» | Слушают комментарий. Записывают задание в дневник. |
1. Дронов В.П., СавельеваЛ.Е. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Москва, Просвещение, 2017.
2. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Учебник. Москва, Просвещение, 2016.
3. Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2015 г.
4. География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
5. География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.