kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по географии на тему "Ветер и причины его возникновения" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать понятие о ветре, причинах его возникновения, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по географии на тему "Ветер и причины его возникновения" (6 класс)»

Тема урока. Ветер и причины его возникновения.

Цель: сформировать понятие о ветре, причинах его возникновения, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека.

Задачи урока:

- развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;

- развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;

- способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных коммуникативных, информационных.

УУД

Познавательные:

сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию (работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.

Регулятивные:

планирование своей деятельности (познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.

Личностные:

знать причины движения воздуха, виды движения, от чего зависит скорость движения воздуха; как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: презентация «Ветер и причины его возникновения», учебник, атласы, раздаточный материал: «Шкала силы ветра (шкала Бофорта)», «Роза ветров», «Карта самооценки».

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление материала.

5. Домашнее задание.

Учитель. Ребята, какие элементы погоды, мы уже изучили?

Попробуйте отгадать загадку и определить тему урока.

Хоть бескрылый, а летает,

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но, бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает -

Так порою он сердит.

Только что он был везде -

Миг - и нет его нигде!

Учитель. Догадались? Это...

На уроке речь пойдет о важном элементе погоды - ветре.

План урока:

1. Что такое ветер?

2. Почему образуется ветер?

3. Какие бывают ветры?

4. Как измерить ветер?

5.Что такое «роза ветров». Построить график «роза ветров».

6. Какое значение имеет ветер?

Учитель. От чего нагревается воздух?    

- Равномерно ли нагревается воздух на земле?  

- Почему?

- Что нагревается быстрее - суша или вода?

- Какой воздух легче - теплый или холодный?

- Что происходит с воздухом при нагревании?

- Над хорошо нагретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх, давление при этом уменьшается или увеличивается?  

- Что происходит с воздухом при охлаждении?

- Давление при этом увеличивается или уменьшается?

- Зависит ли давление воздуха от температуры?

Солнечный обогрев на планете Земля распределяется неравномерно. Это приводит к образованию областей низкого и высокого давления. Теплый воздух более прогретый, легкий и он поднимается вверх, а холодный воздух перемещается на его место. Движение воздуха и является причиной возникновения ветра.

«Что такое ветер?»   Что является главной причиной образования ветра?             

Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления. (Ветер возникает вследствие различий атмосферного давления над разными районами планеты).

 Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит.

Учитель объясняет образование дневного бриза:

Днем суша нагревается быстрее. Нагретый воздух поднимается вверх, давление у поверхности земли понижается. На место ушедшего вверх теплого воздуха начинает поступать прохладный воздух с моря. Образуется бриз - прибрежный ветер, днем всегда дующий с моря на сушу - дневной (морской) бриз.

А теперь представьте, что наступила ночь. Что ночью будет холоднее - суша или море?

Один ученик у доски, рассказывает об образовании ночного (берегового) бриза.

Ученик. Ночью, вода нагрета сильнее, следовательно, воздух над ней теплее, значит, давление над сушей больше, и ветер будет дуть с суши в сторону водоема. Так образуется ночной (морской) бриз.

Учитель. Примером могут служить бризы господствующие летом на побережье Черного моря, а также в теплое время года мы можем наблюдать бризы и на Чебоксарском водохранилище.

На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют  своё направление два раза в год. Это муссоны.

Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым давление высокое поступает на сушу. Это – летний муссон.

Ребята, используя схему, объясните механизм образования зимнего муссона.

Ученик. Зимой океан сохраняет тепло, давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка в океан. Зима на Дальнем Востоке холодная и сухая, лето прохладное и дождливое: дожди приносит летний муссон.

Учитель. Давайте подведём итог. Об образовании каких ветров вы узнали? Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя. 

Бриз – это ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоема на сушу, а ночной – с суши на водоем.

Муссон – устойчивые ветры над определёнными областями Земли, дующие летом с океана на сушу, а зимой наоборот.

Рисунок. Виды ветра (рисуют схему в тетради)

А теперь мы познакомимся с другими местными ветрами, характерными лишь для определенных территорий. (Сообщение учащегося).

По ходу - идет демонстрация слайдов местных ветров (самум, фен, бора, сирокко, торнадо, тайфун) – местные ветры.

Учитель. Как измерить ветер?

Ветер, как и любой другой элемент погоды, который измеряют для прогнозов погоды синоптики, имеет характеристики: скорость, силу, направление. Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера на юг и т. д. Для определения направления ветра служит прибор флюгер. Он представляет собой шест длиной 10-12 метров, на конце которого закреплена флюгарка. Флюгарка должна свободно вращаться вдоль оси шеста, она всегда поворачивается по ветру. Ниже закреплены планки, сориентированные по сторонам горизонта. Посмотрите в учебник стр. 121, рис.85. (Флюгер на Гринвичской обсерватории)

Историческая справка:  (выступает ученик с сообщением о первом флюгере).

Учитель. Что такое флюгер?

Ученик: Флюгер – это прибор для определения направления ветра.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо (вращение руками),
Закачалось деревцо (наклоны в разные стороны),
Ветерок все тише, тише (приседания),
Деревцо все выше, выше (потягивание вверх).

Учитель. Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров».

Роза ветров – график, который наглядно представляет направление преобладающих ветров в данной местности за какой – либо период времени (месяц, год).

Учитель объясняет способ построения розы ветров.

Рисунок. Построение розы ветров

Учитель. Используя заданную таблицу, постройте розу ветров.  Посмотрите в учебник стр. 122, рис.87. «Роза ветров».

Задание: построить розу ветров по данным таблицы:

Направление ветра

С

Ю

З

В

СЗ

ЮЗ

ЮВ

СВ

Количество дней с ветром такого направления

4

6

10

2

3

1

2

2

Примечание: 1 деление-2 дня.

Деятельность учителя. Контролирует выполнение задания.

Фронтальная беседа.

Какие выводы можно сделать по данной розе ветров? Какие ветры преобладали в данном месяце? Какие нет?

Розу ветров имеет большое значение в жизни человека. Ее учитывают: при строительстве взлётно-посадочных полос  аэродромов, т.к. при сильном боковом ветре  невозможен взлет и посадка самолетов; планировке населенных мест; в агрономии; лесном  и парковом  хозяйстве; при строительстве объектов промышленности (чтобы ветер уносил загрязненный воздух из городов).

Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Он состоит из чашечной вертушки укрепленной на оси, которая соединена с измерительным механизмом.
При возникновении воздушного потока ветер толкает чашечки, которые начинают крутится вокруг своей оси. Ветер дует с разной силой.

Определение. Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер.  

Задание. Определите, в каком направлении будет дуть ветер? В каком случае он будет сильнее? Чем объяснить разную силу ветра?

А 761 мм. рт. ст. Б - 720 мм. рт. ст. ; А 765 мм . рт. ст. --- Б 720 мм. рт. ст.

Сила ветра измеряется в баллах по 12-балльной шкале Бофорта.

Ученик. В 1806 г. английский адмирал сэр Френсис Бофорт создал 12-бальную шкалу, где указал силы ветров и дал им названия. Скорость была добавлена в шкалу спустя 100 лет.

Учитель. В честь этого мореплавателя было названо море – море Бофорта. Задание - показать на физической карте мира море Бофорта.

Работа с таблицей «Шкала Бофорта».

Учитель: Вот как изобразил силу ветра известный русский художник Иван Константинович Айвазовский в своих произведениях…»Штиль на море», «Девятый вал», «Буря». Посмотрите в учебник стр.121, рис 86 «Ураган».

В начале урока мы поставили перед собой ряд вопросов. На все ли мы ответили? Мы не выяснили, каково значение ветра в природе и для человека. Что вы можете сказать об этом?

Человек давно заставил служить ветер себе. Географические открытия совершались мореплавателями на парусных кораблях. Сила ветра использовалась на ветряных мельницах. А современные ветровые установки вырабатывают самую экологически чистую электроэнергию. Ветер уносит загрязненный воздух из городов.

Но еще более велика роль ветра в природе. Благодаря ветру происходит мировой круговорот воды. Ветер приносит нам осадки. Ветер создает причудливые формы рельефа (песчаные холмы); способствует образованию морских течений, переносит семена растений. Таким образом, ветер служит и природе и человеку.

Учитель. Продолжите фразу:

1.Движение воздуха в горизонтальном направлении из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления – это …

2. Главная причина образования ветра …

3.Прибор для определения направления ветра…
4.Ветер, меняющий направление два раза в год…
5. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем ветер…

6. Сила и скорость ветра определяется по шкале…

7. Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море…

8. Прибор для измерения силы и скорости ветра…

9. Полное безветрие…

10. В природе ветер может создать новые формы…

Взаимопроверка.

Если вы набрали 9- 10 баллов, вы хорошо поработали Молодцы!

7-8 баллов. Вы старались, но немного нужно поднажать еще!

5-6 баллов. Поработай дома основательно. У тебя все получится!

Рефлексия. КАРТА САМООЦЕНКИ

Сегодня на уроке Я (Фамилия, имя)

- выдвигал(а) идеи, гипотезы, версии

- рассуждал(а)

- задавал(а) вопросы

- подготовил(а) сообщение для класса

- правильно отвечал(а) на вопросы

- решал(а) проблемы

- работал(а) у доски

- правильно выполнял(а) задания

- обобщал(а), делал(а) выводы

МОЯ ОЦЕНКА______________

Домашнее задание: §18, Задание «От теории к практике» стр.123 учебника.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Разоренова Ольга Викторовна

Дата: 06.09.2019

Номер свидетельства: 519167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Разработка урока по теме "Ветер" "
    ["seo_title"] => string(34) "razrabotka-uroka-po-tiemie-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "108918"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403936158"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Виды облаков и атмосферные осадки""
    ["seo_title"] => string(35) "vidy_oblakov_i_atmosfiernyie_osadki"
    ["file_id"] => string(6) "371457"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482169368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства