Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии «Моря, омывающие берега России»,8 класс»
Тема урока: Наши моря.
Цель урока:
- познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России.
Задачи:
Познавательные:
- рассмотреть природные ресурсы морей России;
- раскрыть экологические проблемы морей России;
- изучить по картам моря, проливы, заливы.
Развивающие:
- развивать умение составлять описание географического объекта с опорой на предложенный план;
- продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свою страну, бережное отношение к природе;
Основное содержание: особенности российских морей. Моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов. Ресурсы морей и их использование человеком. Экологические проблемы морей.
Практическая работа- 1. Сравнительная характеристика морей по типовому плану.
Способы действия учащихся: работать с физической картой России, давать характеристику морей по плану, выявлять сущность экологических проблем морей и предлагать пути их решения.
Ценностный компонент урока: Россия — морская держава, море — уникальный природный комплекс, рациональное использование ресурсов морей.
Оборудование:
- физическая карта России,
- презентация «Моря, омывающие берега России»,
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Определение темы, целей и задач урока.
Вы уже знаете, что мы живем в самой большой по площади стране. В этом учебном году мы с вами познакомились с ГП, часовыми поясами, субъектами РФ, особенностями населения и размещения, разнообразием рельефа, климата. Впереди вас ждет еще много открытий об уникальности нашей страны. Сегодня мы поговорим о России как о морской державе…
Учитель: И еще ближе подвести вас к теме урока мне бы хотелось словами поэта Петра Степановича Комарова…
Учитель: Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров
Учитель: Итак, тема нашего урока… (ученики предположительно отвечают «Моря России». «Моря»…)
Учитель: Да, тема нашего урока «Наши моря»
Актуализация знаний
Учитель: Что же нам уже известно о морях их курса 6 и 7 классов???
Показ слайдов (Море. Залив. Пролив. Свойства воды)
Учитель: а что нам не известно? …. Значит цель нашего урока – познакомиться с особенностями морей, омывающих Россию!
План работы,
учитель сообщает задачи.
Учитель: для достижения нашей цели мы должны изучить по картам моря, проливы, заливы, рассмотрим отличительные черты морей, природные ресурсы морей России, раскроем экологические проблемы морей России, а также научимся характеризовать моря по предложенному плану
3. Изучение нового материала
1. Работа по карточкам в парах
- устная работа с картой в парах
- ответ у доски (взаимоконтроль)
Задание для 1 группы.
Рассмотрите физическую карту России.
Определи к бассейну каких океанов относятся моря, омывающие берега России.
Задание для 2 группы.
Пользуясь физической картой, определи какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Атлантического океана.
Задание для 3 группы.
Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Северного-Ледовитого океана?
Задание для 4 группы.
Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Тихого океана?
2. Каковы особенности наших морей?
Работа с текстом учебника. Учащиеся сами ищут ответы на вопросы учителя.
Учитель дополняет
Тренажер, Задание № 16. Стр. 28
а) Самое большое по площади – Берингово;
б) Самое маленькое по площади – Азовское;
в) Самое глубокое море России – Берингово (наибольшая глубина 5500 м);
г) Самое мелкое – Азовское (максимальная глубина 15 м);
д) Моря с самой низкой соленостью – моря Северного Ледовитого океана,
РОЛИК «Моря России
4. Рассматривая вопрос «Что дают моря и люди друг другу?»,. Работа по рисунку в учебнике «Ресурсы морей», стр. 112
Рассказ учителя
Важное промысловое значение имеют треска, сельдь, пикша, морской окунь, которых ловят в Баренцевом море, самом богатом биологическими ресурсами морем Северного Ледовитого океана. Продуктивность Белого моря в 4 раза ниже, чем в Японском. Лед и полярная ночь – неблагоприятные условия для развития планктона, поэтому, замерзающие на длительный период моря Северного Ледовитого океана не имеют важного промыслового значения. Исключение составляет не замерзающее Баренцево море.
Богаче ресурсами моря Тихого океана. Это основной район лова лососевых: кеты, горбуши, чавычи. А также ловят в морях сельдь, камбалу, сайру, добывают крабов у берегов камчатки. Ведется промысел морского зверя: каланы, котики, тюлени, моржи. Водоросль ламинария (морская капуста) используется для получения агар-агара, который применяется для изготовления пастилы, зефира, мармелада, конфет, тортов. Ламинарию используют и как корм для скота. Моря используются как транспортные пути.
В Каспийском море-озере находится 80% запасов осетровых рыб планеты – белуга, севрюга, стерлядь, осетр.
В Балтийском море ловят кильку, салаку, треску, угря. Треску и угря очень ценят местные жители. Треска очень жирная рыба, из нее получают рыбий жир.
Азовское море – важный район лова рыбы. Здесь ловят осетровых, судаков, лещей.
Черное море не имеет важного промыслового значения.
- Почему? (Оно заражено сероводородом). Но и здесь ведется лов скумбрии и ставриды.
На Кислогубской ПЭС (приливная электростанция) в Баренцевом море получают энергию благодаря использованию энергии морских приливов.
- Самые высокие приливы в России наблюдаются в Пенжинской губе Охотского моря, но первую ПЭС построили в Кислой губе Баренцева моря. Почему не в Пенжинской губе? (Баренцево море не замерзает, а Охотское море замерзает на длительный период, Пенжинская губа расположена в северо-восточном заливе Шелихова. Хотя и существует проект строительства ПЭС и в Пенжинской губе).
Моря имеют и богатые минеральные ресурсы. С шельфа Охотского моря (у о. Сахалин), Каспийского моря (а в будущем и с шельфа Баренцева моря) добывают нефть.
Побережья теплых морей являются курортными районами – они имеют особые ресурсы – рекреационные, которые используются для отдыха людей, восстановления их здоровья.
е) Моря. Имеющие главное промысловое значение – Охотское, Японское, Баренцево
ж) Моря, имеющие рекреационное значение – Черное, Азовское
5. Экологические проблемы морей
В двадцатом веке очень серьезной стала экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться.
Основным источником загрязнения океанских вод являются стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой (40% загрязнения). Около 30% загрязнения приходится на морской транспорт. Особый вред наносят аварии танкеров – нефтеналивных судов, аварии на нефтепроводах, проложенных по дну морей, а также добыча нефти в море с буровых установок.
1 г нефти губит 2 тонны воды! Нефтяная пленка является препятствием к обмену влагой, теплом, кислородом между атмосферой и морской водой. Под нефтяной пленкой через 3 суток гибнет икра рыбы. Птицы, садящиеся на воду, облепляются нефтью и уже не могут взлететь.
Оказывается и внесение удобрений на полях может погубить живые организмы морей.
Пути улучшения экологической ситуации:
Использовать безотходные производства по побережьям и берегам рек.
Строительство очистных сооружений.
Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей.
Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Передай мяч.
Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: название океанов, морей, заливов, проливов, островов. Названия рыб.
4.Практическая работа – Сравнительная характеристика Черного и Каспийского морей
План описания моря
К бассейну какого океана принадлежит.
Окраинное или внутреннее.
Береговая линия (изрезана, нет, заливы, полуострова).
Глубины.
Соленость.
Температура воды
Температура воды
Ресурсы морей.
Экологические проблемы.
5.Закрепление материала (тест)
6.Итоги урока (ответ на вопрос «можно ли назвать Россию морской державой»
7. Рефлексия
8.Домашнее задание: 1) изучить § 23, №2-5 (устно) , № 8 (по выбору учащихся) 2) подписать на контурной карте моря, омывающие Россию, заливы, проливы, острова
Дополнительные творческие задания
Творческое задание для домашнего выполнения (СИЛЬНЫМ УЧЕНИКАМ)
Почему лет 10 назад прибрежные буны и волнорезы на побережье города Сочи были усеяны мидиями, сегодня их количество резко сократилось и на тех же волнорезах мидии практически отсутствуют
Как вы думаете, можно ли в городе Сочи отдыхающим предложить экскурсии по морским глубинам Черного моря на батискафе, как это делают для туристов в Красном море.
2. Все расположены на материковой отмели (шельфе), поэтому они неглубокие (0-200 м).
3. Соленость морей ниже океанической, т.к. в моря впадают крупные реки Печора, Обь, Енисей, Лена и другие. Реки распресняют воды морей. Моря расположены за Северным полярным кругом, где холодно весь год, а значит низкая испаряемость.
4. Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря, благодаря поступлению теплых вод Северо-Атлантического течения. Остальные моря на 8-10 месяцев скованы льдами толщиной до 3-4 метров.
5. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока. Начинается он от Мурманска (раньше от Архангельска) через порты Диксон (в Карском море), Тикси (в море Лаптевых), Певек (в Восточно-Сибирском море) до Берингова пролива. Навигация длится около 4 месяцев.
6. Лед в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда – торосы. Льды расходятся, образуя полыньи от нескольких сантиметров до десятков километров.
Характеристика морей Атлантического океана
(Балтийское, Черное, Азовское)
1. все моря – внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены со всех сторон сушей. Например, Черное море соединяется с Атлантическим океаном через пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив.
2. Глубокое – Черное море (максимальная глубина – 2210 м), а Азовское – самое мелководное море России – наибольшая глубина 15 м, средняя 5-7 м.
3. В тектонической впадине расположено Черное море (отсюда значительные глубины).
4. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах.
5. Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и с глубины 200 м лишено жизни.
Характеристика морей Тихого океана
1. Все моря Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское) – окраинные и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово – Алеутскими островами, Охотское – Курильскими, Японское – Японскими островами.
2. Все имеют значительные глубины, так как у них почти отсутствует шельфовая зона.
3. Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористы.
4. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают , а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы.
Творческое задание для домашнего выполнения (СИЛЬНЫМ УЧЕНИКАМ)
Почему лет 10 назад прибрежные буны и волнорезы на побережье города Сочи были усеяны мидиями, сегодня их количество резко сократилось и на тех же волнорезах мидии практически отсутствуют.
(Предполагаемые ответы)
Есть три объяснения
Экология моря с каждым годом ухудшается, из-за сильного его загрязнения.
Местное население уничтожает мидии, для ловли рыб, на сувениры. Да и туристы тоже срывают мидии с бун.
В Черном море был завезен моллюск - рапана он уничтожает мидии, питается ими.
Как вы думаете, можно ли в городе Сочи отдыхающим предложить экскурсии по морским глубинам Черного моря на батискафе, как это делают для туристов в Красном море.
(Предполагаемые ответы)
- Нельзя предложить туристам глубоководную экскурсию в Черном море, хотя глубина Черного моря это позволяет, т.к. она более 2000м. Но жизнь в море имеется только на глубине 200м, а далее находится сероводород и нет никакой жизни и человек не может туда спуститься. Там могут жить лишь некоторые виды серобактерий. Дно покрыто сплошным черным илом и мне кажется ничего интересного (для туристов) в этом нет.
III. Изучение нового материала
Вводное слово учителя.
- Россия - морская страна. Ее омывают 12 морей принадлежащих к бассейнам трёх океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического, а также Каспийское море-озеро, относящееся к бассейну внутреннего стока. Сегодня мы познакомимся с природой этих морей и определим, чем отличаются моря, омывающие Россию.
- Вспомните, какие бывают моря? (Внутренние и окраинные.)
- Приведите примеры внутренних и окраинных морей. (Внутренние -Белое, Балтийское, Черное, Азовское.)
- Рассмотрим моря Северного Ледовитого океана. Назовите их. (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское.)
- Назовите проливы, соединяющие эти моря. (Пролив Карские Ворота, Вилькицкого, Лонга, Санникова.)
1.Моря Северного Ледовитого океана
- Определите особенности морей Северного Ледовитого океана. (Шельфовые, низкая соленость, суровый климат, не замерзает Баренцево море, льды 8-10 месяцев, Северный морской путь, его значение, ледоколы.)
- Составьте краткий перечень особенностей природы в виде плана.
Характеристика морей Северного Ледовитого океана
1. Все моря окраинные, кроме Белого моря.
2. Все расположены на материковой отмели (шельфе), поэтому они не глубокие (0-200 м).
3. Соленость морей ниже океанической, т. к. в моря впадают крупные реки Печора, Обь, Енисей, Лена и другие. Реки опресняют воды морей. Моря расположены за Северным полярным кругом, где холодно весь год, а значить низкая испаряемость.
4. Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря, благодаря поступлению теплых вод Северо-Атлантического течения. Остальные моря на 8-10 месяцев скованы льдами толщиной до 3—4 метров.
5. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный Морской путь - кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока. Начинается он от Мурманска (раньше от Архангельска) через порты Диксон (в Карском море), Тикси (в море Лаптевых), Певек (в Восточно-Сибирском море) до Берингова пролива. Навигация длится около 4 месяцев.
6. Лед в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке - дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда - торосы. Льды расходятся, образуя полыньи от нескольких сантиметров до десятков километров.
2.Моря Тихого океана
- Моря Тихого океана - окраинные. Найдите на карте Берингово море, Охотское, Японское моря. Найдите острова Сахалин, Курильские, Командорские; проливы Лаперуза, Кунаширский; полуострова Чукотка, Камчатка.
1. Все моря Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское) - окраинные и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово - Алеутскими островами, Охотское - Курильскими, Японское - Японскими островами.
2. Все имеют значительные глубины, т. к. у них почти отсутствует шельфовая зона.
3. Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам - вулканы, берега морей - гористы.
4. Природа Берингова и Охотского морей - сурова. Моря замерзают, а летом температура воды не выше +12°С. Не замерзает только самое южное - Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море - самые высокие в России приливы.
3.Моря бассейна Атлантического океана
- Моря Атлантического океана - внутренние. Найдите Балтийское, Черное и Азовское моря. Найдите на карте проливы, которые связывают эти моря с океаном.
1. Все моря - внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены со всех сторон сушей. Например, Черное море соединяется с Атлантическим океаном через пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив.
2. Глубокое - Черное море (максимальная глубина - 2210 м), а Азовское - самое мелководное море России - наибольшая глубина 15 м, средняя 5-7 м.
3. В тектонической впадине расположено Черное море (отсюда значительные глубины).
4. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море - самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах.
5. Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и С Глубины 200 м лишено жизни.
- Найдите самое глубокое море России. Самое мелкое. Самое теплое. Самое чистое. Самое большое.
а) Самое глубокое море России - Берингово (наибольшая глубина 5500 м);
б) Самое большое по площади - Берингово;
в) Самое мелководное - Азовское (максимальная глубина 15 м);
г) Самое маленькое по площади - Азовское;
д) Самое холодное - Восточно-Сибирское (летом температура воды +1°С);
е) Самое чистое - Чукотское;
ж) Самое теплое - Черное море.
4. Ресурсы морей
- Вспомните, какие ресурсы имеют моря? (Рыбные, водоросли, моллюски, крабы.)
- Верно - это Биологические Ресурсы морей.
А)рассказ учителя
Важное промысловое значение имеют треска, сельдь, пикша, морской окунь, которых ловят в Баренцевом море, самом богатом биологическими ресурсами морем Северного Ледовитого океана. Продуктивность Белого моря в 4 раза ниже, чем в Японском. Лед и полярная ночь - не благоприятные условия для развития планктона, поэтому, замерзающие на длительный период моря Северного Ледовитого океана не имеют важного промыслового значения. Исключение составляет не замерзающее Баренцево море.
Богаче ресурсами моря Тихого океана. Это основной район лова лососевых: кеты, горбуши, чавычи. А также ловят в морях сельдь, камбалу, сайру, добывают крабов у берегов Камчатки. Ведется промысел морского зверя: каланы, котики, тюлени, моржи. Водоросль ламинария (морская капуста) используется для получения агар-агара, который применяется для изготовления пастилы, зефира, мармелада, конфет, тортов. Ламинарию используют и как корм для скота. Моря используются как транспортные пути.
В Каспийском море - озере находится 80% запасов осетровых рыб планеты - белуга, севрюга, стерлядь, осетр.
В Балтийском море ловят кильку, салаку, треску, угря. Треску и угря очень ценят местные жители. Треска очень жирная рыба, из нее получают рыбий жир.
Азовское море - важный район лова рыбы. Здесь ловят осетровых, судаков, лещей.
Черное море не имеет важного промыслового значения.
- Почему? (Оно заражено сероводородом.) Но и здесь ведется лов скумбрии и ставриды.
- Найдите на карте Северный Морской путь. Через какие моря, проливы он проходит?
- Какие порты находятся на Северном Морском пути? (Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Петропавловск-Камчатский, Владивосток.)
На Кислогубской ПЭС (приливная электростанция) в Баренцевом море получают энергию благодаря использованию энергии морских приливов.
- Самые высокие приливы в России наблюдаются в Пенжинской губе Охотского моря, но первую ПЭС построили в Кислой губе Баренцева моря. Почему не в Пенжинской губе? (Баренцево море не замерзает, а Охотское море замерзает на длительный период, Пенжинская губа расположена в северо-восточном заливе Шелихова. Хотя и существует проект строительства ПЭС и в Пенжинской губе.)
Моря имеют и богатые минеральные ресурсы. С шельфа Охотского моря (у о. Сахалин), Каспийского моря (а в будущем и с шельфа Баренцева моря) добывают нефть.
Побережья теплых морей являются курортными районами - они имеют особые ресурсы - рекреационные, которые используются для отдыха людей, восстановления их здоровья.
- Вспомните, какие города курорты на берегах морей вы знаете?
- Какое море имеет самые богатые рекреационные ресурсы? (Черное море - Сочи, Геленджик, Туапсе, Анапа и др. - важные курортные города России. Побережья Азовского, Каспийского, Японского морей, также являются местами отдыха.)
- Существует даже туристский маршрут на ледоколе из Мурманска к Северному полюсу.
По ходу объяснения материала учитель чертит на доске схему:
Задачи: сформировать знания о природных условиях и ресурсах морей, омывающих территорию России; обучать умениям характеризовать природные условия и ресурсы морей, пользуясь картами и планом; познакомить с путями рационального использования ресурсов морей, экологическими проблемами и природоохранными мероприятиями.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Географическое положение России».
Возможные варианты проверки:
1. Работа на контурной карте.
Задание: подписать крайние точки и пограничные государства.
2. Фронтальная беседа по вопросам плана «Характеристика ГП России».
3. Индивидуальная письменная проверка знаний:
Вопросы и задания:
• Дайте определение понятиям «географическое положение», «государственная граница», «территориальные воды».
• Охарактеризу йте положение России в пределах материка Евразия. В каких широтах располагается большая часть страны? Широтное положение какой из крупных стран мира больше всего похоже на широтное положение России?
• Каким образом географическое положение и размеры России повлияли на её природу, население и хозяйство?
• Вычислите, во сколько раз территория России больше территории Китая (площадь Китая равна 9,6 млн кв. км). Рассчитайте протяженность России с севера на юг по меридиану 80° в. д. и с запада на восток по параллели 60° с. ш.
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Учитель. На Земле 54 моря. Наша страна омывается тринадцатью, из них 12 принадлежат бассейну Мирового океана, а Каспийское море относится к внутреннему бессточному бассейну. Самое большое и глубокое море, омывающее берега России, - Берингово (площадь - 2315 тыс. кв. км, средняя глубина - более 1500 м, максимальная - 5500 м). Самое маленькое и мелкое море России - Азовское (площадь - 39 тыс. кв. км, средняя глубина - около 8 м, максимальная - 15 м). Самым теплым морем России считается Черное, самым холодным - Чукотское. Самое соленое море - Японское.
Все моря России очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени их изученности и освоенности.
Приступая к изучению природных условий и ресурсов морей России, необходимо познакомиться с планом характеристики морей.
Задание: учащиеся записывают план в тетрадь, чтобы потом иметь возможность самостоятельно характеризовать моря России.
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРЕЙ РОССИИ
1. Физико-географическое положение моря.
2. Рельеф дна и геологическая история происхождения морской котловины.
3. Климатические условия морей: замерзаемосгь, течения.
4. Сравнительная характеристика солености.
5. Биологические ресурсы.
6. Использование ресурсов человеком.
7. Экологические проблемы.
III. Получение новых знаний.
I . Общая характеристика морей России изучается школьниками в процессе работы с картой атласа «Моря России» (с. 28-29). Учитель дает наводящие вопросы, которые помогают освоить данный блок знаний.
Вопросы и задания:
1) По карте определите, к бассейнам каких океанов относятся моря, омывающие берега России.
2) К бассейну какого океана принадлежит наибольшее число морей, омывающих нашу страну?
3) Назовите все моря России.
4) На какие две группы можно разделить все моря России?
Таким образом, учащиеся подходят к определению понятий «окраинное море» и «внутреннее море». Определения записываются в тетрадь.
Окраинное море - это море, прилегающее к материку и слабо обособленное от океана полуостровами или островами.
Внутреннее море - это море, глубоко вдающееся в сушу и сообщающееся с океаном проливами.
5) По карте определите, какие моря России относятся к окраинным, а какие - к внутренним.
2. На следующем этапе урока учитель знакомит с природными особенностями морей различных бассейнов.
Моря Северного Ледовитого океана являются окраинными, за исключением Белого моря, которое соединяется с Баренцевым морем проливом Горло. Все моря мелководны и располагаются в пределах шельфа. В четвертичное время после таяния покровных ледников произошел подъем уровня Мирового океана, и его воды затопили низкие берега севера Евразии. Глубина морей на шельфе редко превышает 200 м. Солёность морей зависит от количества речной воды, поступающей с материка. Больше всего опреснены реками Карское и море Лаптевых. Все моря круглый год покрыты плавающими льдами. В конце лета на два месяца (август и сентябрь) освобождаются ото льда лишь их прибрежные части. Но и в это время северные ветры могут пригнать к берегам многолетние льды с торосами высотой до 10 м. И зимой, и летом бывают густые туманы. Всё это создает большие трудности для судоходства. Фритьоф Нансен назвал эти края «страной льда и тьмы», а известный немецкий писатель Стефан Цвейг окрестил их еще более мрачно - «страна белой смерти». Только Баренцево море отличается относительно благоприятными климатическими условиями, которые обеспечиваются тёплыми водами Северо-Атлантического течения. Несмотря на неблагоприятные природные условия по морям Северного Ледовитого океана осуществляется регулярное судоходство. Современные ледоколы большую часть года, даже во время полярной ночи, проводят караваны торговых судов по всему Северному морскому пути. Это самый короткий водный путь от западных до восточных окраин России. Впервые за одну навигацию он был пройден экспедицией О. Ю. Шмидта в 1932 году.
Моря Тихого океана находятся в полосе природных контрастов. Здесь взаимодействуют разнородные тектонические плиты, поэтому все моря характеризуются контрастами рельефа дна и большими глубинами. Подвижки литосферных плит сопровождаются подводными и прибрежными землетрясениями. Они вызывают цунами - гигантские волны - высотой до 30 м, движущиеся со скоростью 400 - 700 км/ч. Над дальневосточными морями находится зона контакта морских и континентальных воздушных масс. В этой зоне возникают мощные циклоны. Во всех морях бывают сильные штормы, ураганы. Густые туманы затрудняют судоходство. Для морей характерны высокие приливы. Особенно велики они в Пен- жинской губе Охотского моря, где вода поднимается на 14 м. По рыбным богатствам моря Тихого океана занимают ведущее место. Особенно велика ценность лососевых рыб. Помимо рыбы в морях добывают крабов, трепангов, кальмаров, креветок, морских гребешков. Моря Дальнего Востока дают более 40 % всей рыбы и морепродуктов, добываемых в России. В том числе почти 100 % сайры, около 90 % лососевых, примерно 80 % морского окуня, 70 % камбалы, 50 % сельди, около 95 % креветок, 50 % моллюсков и водорослей. Ведется ограниченный промысел нерпы и белухи.
Моря Атлантического океана являются внутренними и имеют лишь ограниченные связи с Атлантикой через сложную систему проливов. По этой причине во всех морях практически отсутствуют приливы; в них почти не проникают теплые атлантические воды; множество рек приносит большое количество пресной воды. Поэтому солёность морских вод невелика и колеблется от 17 до 2-3 промилле. В результате все моря зимой замерзают. Балтийское, Азовское и северная часть Черного морей находятся в пределах шельфа, т. е. мелководны. Южная часть Черного моря, наоборот, очень глубоководна, т. к. заполняет геосинклинальный прогиб. Разница температур в морях особенно велика летом. Балтийское море прохладное, летом температура не превышает 15 — 18 °. Черное и Азовское моря значительно теплее, температура достигает 25 ° и выше. Животный мир беден. Однако эти моря имеют важное транспортное значение и являются известными российскими здравницами.
Каспийское море-озеро относится к внутреннему бессточному бассейну. Располагается среди сухих степей, полупустынь и пустынь. В него впадают крупные реки, которые несут много пресной воды. Но Каспий отличается высокой солёностью, т. к. в условиях жаркого климата вода испаряется и концентрация солей увеличивается. Содержит большие рыбные запасы, представленные такими ценными видами, как осетр, белуга, стерлядь, севрюга, судак, вобла, сельдь, килька. Водится и тюлень.
Главные признаки морей учащиеся записывают в тетради в виде таблицы:
Окраинные, мелководные, опресненные, суровые климатические условия
Дешевый транспортный путь, энергия морских приливов и отливов (Ки- слогубская ПЭС на Баренцевом море), биологические ресурсы
Тихий
океан
Берингово,
Охотское,
Японское
Глубоководны, сложная сейсмическая обстановка (цунами, вулканизм), мощная циклональная деятельность вызывает штормы и ураганы, высокие приливы
Биологические ресурсы, дешевый транспортный путь
Окончание табл.
1
2
3
4
Атланти
ческий
океан
Балтийское,
Черное,
Азовское
Внутренние, отсутствуют приливы, опресненные, почти все мелководные, благоприятные климатические условия
Дешевый транспортный путь, курорты и здравницы
Внутренний бессточный бассейн
Каспийское
Высокая соленость, жаркий климат
Минерально- сырьевые, биологические ресурсы
3. Для того чтобы сформировать умение характеризовать природные условия и ресурсы морей, учитель, пользуясь картами и планом, организует работу по характеристике одного из морей. Учащиеся в процессе совместной устной работы учатся отмечать основные природные особенности моря и объяснять его хозяйственное значение. За основу берется карта «Моря России» (с. 28 - 29 в атласе).
IV. Закрепление материала.
С целью закрепления полученного материала проводится практическая работа на контурной карте. Необходимо нанести объекты номенклатуры (задание 4 на с. 34 - 35 в рабочей тетради).
Также проводится беседа по следующим вопросам и выполняются задания:
1. Какие большие полуострова и заливы имеются в северных морях, омывающих берега России?
2. Проследите по карте, как меняется глубина этих морей с удалением от берега.
3. Какими причинами объясняются суровость и особенности климата морей Арктики?
4. Почему Белое море, расположенное южнее Баренцева, замерзает на продолжительный срок, на 6-7 месяцев в году, в то время как Баренцево море в основном не замерзает?
5. Объясните, с чем связана большая по сравнению с другими глубина морей Тихого океана.
6. Солёность морей Тихого океана равна 33-35 промилле, в то время как солёность Белого, Карского и моря Лаптевых в три раза меньше. Объясните причины этого явления.
7. Какими причинами объясняются значительные богатства рыбы морей Дальнего Востока, если известно, что в Чукотском море обитает 60 видов рыб, а в Японском - 603 вида.
8. Найдите на карте проливы, соединяющие внутренние моря России с океаном.
9. Найдите на карте крупные порты России.
10. Расскажите о морских ресурсах России.
11. От чего следует беречь и охранять моря?
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 2, закончить выполнение задания на контурной карте, охарактеризовать Охотское море, пользуясь планом и картой.