kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с требованием ФГОС для учащихся 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 8 класс»

Тема: Нефтяная промышленность

Цели урока:

- В предметном направлении:

раскрыть роль и значение нефтяного комплекса в хозяйстве страны;

познакомить с составом комплекса и размещением месторождений нефти в России, Новосибирской области;

выявить факторы размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности,

развивать умение работать с географическими картами.

- В метапредметном направлении:

учить анализировать информацию и выделять особенности нефтяной промышленности;

учить структурировать знания;

выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций, связанных

с добычей, транспортировкой, переработкой нефти и их влиянии на экологическую безопасность.

-В направлении личностного развития:

развитие личностных действий нравственно-этического оценивания ;

формирование личностной мотивации учебной деятельности.

Задачи:

- познакомить с особенностями производственных процессов нефтяной промышленности;

- развивать познавательный интерес учащихся к предмету;

- совершенствование коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы к уроку:

Презентация «Нефтяная промышленность России».

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебник географии, 8 класс.

Карта «Топливная промышленность России».

Атласы 8, 9 классов.

















  1. Организационный момент

Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Меня зовут Ирина Юрьевна, и сегодня урок географии для вас проведу я. Обычно после этих слов учитель сообщает тему урока. А что если я вам не скажу, а покажу совсем даже не тему, а одного персонажа сегодняшнего урока. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас этот предмет (путешествие, туризм, поездка, дорога и т.д). Хорошо. Все эти слова имеют непосредственное отношение и к школьному предмету – география. И я предлагаю в течение нашего урока наполнить рюкзак, но не туристическими принадлежностями, а новыми знаниями.

А для этого мы сегодня с вами будем выполнять разные задания: составим конспект урока, проведем практическую работу, выполним тест.

Наш урок мы начинаем с выпуска новостей. Внимание на экран (видео).

  1. Этап постановки цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Как вы думаете, о чем у нас пойдёт речь на уроке? (о нефти)

- Предположите, какая тема будет сегодня на уроке? (нефтяная промышленность). ЗАПИШИТЕ ТЕМУ НА РАБОЧЕМ ЛИСТЕ.

- Назовите несколько способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

(применение -топливо, доход для государства, изготовление искусственных материалов, как сохранить окружающую среду, знание – что такое нефть, как её добывают, и назначение нефти и применение в хозяйстве России.
- Вот видите, как важно нам знать все особенности нефтяной промышленности.

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Какое место занимает нефть в современном мире? Обозначить особенности нефтяной промышленности в России)
III. Этап первичного усвоения новых знаний

- Сначала мы с вами рассмотрим структуру экономики России.

Отрасли


Электроэнергетика

11,9 %

Топливная промышленность

19,9 %

Чёрная металлургия

8.1 %

Цветная металлургия

7,7 %

Химическая

6,3 %

Лёгкая

1.5 %

Машиностроение

20.1 %

Лесная

4,4 %

Пищевая

13,9 %

Прочие

6,2 %

- Какое место в структуре экономики занимает топливная промышленность?

Нефтяная промышленность

  1. Топливная промышленность составляет _____% в структуре экономики России, занимает _________место после отрасли машиностроения.

  2. Топливная промышленность занята:   ___________________________

  3. Нефть это - _________________________________________________

  4. Нефть была известна человеку с глубокой ___________

  5. Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая ________нефтяных и нефтегазовых месторождений, ________ скважин, ____________ нефти и попутного газа, трубопроводный ______________ нефти.

  6. _______ нефтяная промышленность занимает в структуре производства энергоресурсов.

  7. Нефтяная промышленность является ______________промышленности России. Нефть не только одна их главных отраслей в экономике России, она составляет ______________России.

Вывод: 19,9 % в структуре экономики России занимает топливная промышленность- 2 место, после отрасли машиностроения.

- Какими отраслями представлена топливная промышленность – угольная, газовая и нефтяная, торфяная промышленности

- Чем занята угольная промышленость? (Добычей и переработкой различных видов топлива)

- Ребята, а кто из вас знает, что такое нефть? (Полезные ископаемые)

- С какого времени была известна нефть?

Нефть была известна человеку с глубокой древности. О её применении для освещения, обогрева, изготовления лекарств упоминали Геродот и Плутарх. В 19 в. стимулом к её развитию стало изобретение керосиновой лампы, а затем и двигателя внутреннего сгорания. В 20в. ни один другой вид первичных энергоресурсов не оказал большего влияния на экономическое и социальное развитие человечества, как нефть.

-Что включает нефтяная промышленность?

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

По вашему мнению, какое значение имеет нефтяная промышленность в экономике России? (Большое, важное).

Насколько важное, предстоит ответить вам самим. Рассмотрим долю нефтяной промышленности в структуре производства энергоресурсов.

- Какой процент приходится на нефтяную промышленность в структуре производств энергоресурсов?

Вывод: 39% нефтяная промышленность занимает в структуре производства энергоресурсов.

- Таким образом мы можем сделать вывод, что нефтяная промышленность является……….

Таким образом, нефтяная промышленность является ведущей отраслью промышленности России. Нефть составляет основу экспорта России.

Физминутка. Ребята, давайте немножко отдохнем. Выпрямите спину, потянитесь, и следите за мной глазами, не поворачивая головы.

Называем крайние материковые точки России. (мыс Челюскина, мыс Дежнева, г. Базардюзю, Балтийская коса)

IV. Этап «открытия» нового знания

- А вы можете мне сказать, в чем заключаются особенности нефтяной промышленности в России?,,,,,, А правы вы или нет, мы узнаем в конце урока.

На территории Российской Федерации находятся три крупные нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печорская.

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим Западную – Сибирскую нефтяную базу.

Западно – Сибирская нефтяная база – это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5млн.кв.км.

- Найдите, на каких месторождениях добывают нефть в этой нефтяной базе.

(В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой. Большая часть из них расположена в Тюменской области - своеобразном ядре района).

(ученик наносит условные знаки на карту, остальные в к/к)

Сейчас на территории Западной Сибири находится несколько десятков крупных месторождений и добывается 70% российской нефти.

Развитие нефтяной промышленности на территории НСО

-Какое значимое событие, посвященное нашей области мы празднуем в этом году? (80 лет)

-А в нашей области добывают нефть?

По объемам добытой и реализованной нефти Новосибирская область считается третьей в Сибири. На первом месте — Тюмень, а на втором — Томская область.

В Северном районе Новосибирской области существует семь нефтяных месторождений. Самые крупные - Верх-Тарское и Малоичское месторождения. Запасы первого из них оцениваются в 50 млн тонн. Сейчас в этой точке добыто уже более 11 млн тонн. Нефтепровод «Верх-Тарка – Барабинск» был построен недавно. И он способствовал ускоренному освоению указанных зон, поскольку раньше сырье приходилось транспортировать в бочках при помощи автомобилей.

  1. Этап первичной проверки понимания

- Как происходит переработка нефти?

Просмотр видеосюжета.

Переработка нефти происходит на НПЗ. Нефтеперерабатывающий завод - завод, на котором нефть разгоняют на фракции и вырабатывают из них товарные нефтепродукты и сырье для дальнейшей переработки или органического синтеза. На данный момент в России действуют 28 заводов по переработке нефти, производственный процесс на НПЗ осуществляется круглосуточно. Первый в мире нефтеперерабатывающий завод был построен в России г.Ухта 1745г.

Нанести на К\К НПЗ Сибири. (парная работав группах: один человек наносит в к/к, а второй – на карте доски).

А теперь, ребята, давайте исследуем «черное золото» и определим его физические свойства. Результат исследователя запишите в таблицу.

Практическая работа № 11

Тема: Свойства нефти.

Цель: определить свойства нефти; причины экологических проблем

Техника безопасности

-Прежде чем приступить к работе, еще раз напоминаю вам правила техники безопасности.

1) Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус

2) При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к ли­цу. Нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3) Без указания лаборанта не смешивать вещества

4) Будьте осторожны при работе со стеклянными предметами.

Ход работы:

1.Рассматриваем пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом).
2.Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов.

3.Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). 4.Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности.

Каковы свойства у нашего «черного золота»


Параметры

Нефть

Агрегатное состояние

Жидкость ( маслянистая)

Происхождение

Из остатков разложившихся животных

Цвет

Черный, красная, зеленая, янтарная, голубая и бесцветная

Смешивается или не смешивается с водой

Не смешивается

Располагается выше или ниже уровня воды

Выше

Другие свойства

Хорошо горит


Посмотрите на узор, который у вас получился? Красивый?

Но эта красота несет смерть всему живому.

- Ребята, скажите, а из – за какого свойства нефти людям приходится решать экологические проблемы.

1. Предприятия по переработке нефтепродуктов – основные источники загрязнения окружающей среды.

2. Во время перекачки сырья происходят множественные аварии, которые сопровождаются широкими разливами нефти, что загрязняет не только почву, но и воду и воздушное пространство, что приводит к огромнейшим материальным проблемам, массовой гибели людей и возникновению самых разнообразных заболеваний.

3. Нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного стока и микрорельефа территории.

4. Развитию парникового эффекта, уменьшению озонового слоя, предохраняющего биосферу Земли от поступления дополнительной солнечной энергии. 

Вывод: 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. 

Весь материал сегодняшнего урока вам пригодится для подготовки к ОГЭ в 9 классе. Обратите внимание на слайд, где можете ознакомиться с вопросом.

вопросы ОГЭ № 23

1.Успеш­но­му раз­ви­тию в Омске неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го за­во­да, круп­ней­ше­го в ази­ат­ской части Рос­сии, спо­соб­ству­ют со­сед­ство с неф­те­до­бы­ва­ю­щи­ми рай­о­на­ми и бли­зость рай­о­нов по­треб­ле­ния про­из­ве­ден­ных неф­те­про­дук­тов. Какая ещё осо­бен­ность эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния г. Омска спо­соб­ству­ет раз­ви­тию этого пред­при­я­тия? Ука­жи­те одну осо­бен­ность.

Это ваш вопрос домашнего задания.

А сейчас проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока, ответив на вопрос теста.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ



Тест по теме: Нефтяная промышленность

  1. По запасам нефти Россия занимает…..

  2. По добыче нефти  Россия занимает…

  3. Какая нефтяная база является крупнейшим нефтегазоносным бассейном мира:

а) Западно-Сибирская б) Волго-Уральская в) Тимано-Печорская

  1. Самый крупный нефтеперерабатывающий завод Сибири:

а) Москва б) Омск В) Хабаровск

  1.  Основной способ транспортировки нефти в России:

а) по железной дороге     б) по трубопроводам          в) в судах-танкерах



взаимопроверка на слайде.



VII. Итоги

Вспомните, какие задачи мы с вами поставили в начале урока и ответьте, достигли ли мы их: (Россия занимает 2 место по добычи нефти, нефтяная промышленность является ведущей отраслью промышленности России и рассмотрели основные нефтяные базы России и нанесли их на К/К)





VIII.Домашнее задание:

Ребята, обратите внимание, сегодня у нас домашнее задание разного уровня.

Задания базового уровня оценивается не выше четверки, а если вы хотите пять, то это вопрос повышенного уровня ОГЭ по географии.

1.Нанесите на контурную карту основные месторождения нефтяных баз России, стрелками покажите основные нефтепроводы, проходящие через территорию России.

2. Успеш­но­му раз­ви­тию в Омске неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го за­во­да, круп­ней­ше­го в ази­ат­ской части Рос­сии, спо­соб­ству­ют со­сед­ство с неф­те­до­бы­ва­ю­щи­ми рай­о­на­ми и бли­зость рай­о­нов по­треб­ле­ния про­из­ве­ден­ных неф­те­про­дук­тов. Какая ещё осо­бен­ность эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния г. Омска спо­соб­ству­ет раз­ви­тию этого пред­при­я­тия? Ука­жи­те одну осо­бен­ность.

А конспект урока, которого заполнили, вы можете использовать при подготовке домашнего задания и ОГЭ по географии.



IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, поделитесь со мной своим впечатлениями о сегодняшнем уроке. Если вам все было понятно, интересно, то опустите в рюкзак – компас, как символ того, что мы на верном пути, а если тема вызвала затруднения и была вам непонятной, то положите в рюкзак камень, чтобы я знала, что на этом месте нужно еще немножко задержаться. А еще я очень хотела, что вы мотивировали свой выбор.

Ребята, я очень рада, что материал сегодняшнего урока усвоен всеми, значит мы находимся на верном пути и можем продолжить наше путешествие и пополнить наш рюкзак новыми знаниями и открытиями.

- На этом наш урок окончен, спасибо за работу!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока 8 класс

Автор: Яхонтова Ирина Юрьевна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по баскетболу на тему: Броски мяча в корзину."
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokapobaskietbolunatiemubroskimiachavkorzinu"
    ["file_id"] => string(6) "288863"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454685689"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по баскетболу на тему: Ведение мяча с изменением скорости."
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekturokapobaskietbolunatiemuviedieniiemiachasizmienieniiemskorosti"
    ["file_id"] => string(6) "288867"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454685916"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по баскетболу на тему: Ведение мяча с изменением скорости."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekturokapobaskietbolunatiemuviedieniiemiachasizmienieniiemskorosti1"
    ["file_id"] => string(6) "288868"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454685923"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по физической культуре на тему: Ведение мяча с изменением скорости."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekturokapofizichieskoikulturienatiemuviedieniiemiachasizmienieniiemskorosti"
    ["file_id"] => string(6) "288869"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454686051"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-klass-dvudol-nyie-rastieniia-siemieistvo-rozotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "108506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403717767"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства