Начало урока, 5 мин. | Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на слайде? (На слайде перелистываются картинки: реки, почвы, растения, климатическая карта, горные породы, люди на природе) Как все это мы можем назвать? Ребята, а связаны ли эти компоненты друг с другом? Приведите примеры этой взаимосвязи? А на всей ли территории России эти компоненты одинаковы? Давайте назовем характеристики природных компонентов Пермского края. Климат? Почвы? Реки? А если измениться климат нашего края, какие природные последствия могут быть? Это произойдет мгновенно или медленно? Какой фактор влияет на все природные компоненты? А почему на территории нашей страны представлено многообразие различных природных комплексов? А как мы можем заменить слово «территория»? Давайте попробуем объединить все, о чем мы говорили, в одно целое и попробовать сформулировать тему урока. Вы на верном пути! Тема нашего сегодняшнего урока: «Природное районирование. Разнообразие природных территориальных комплексов России». Запишем тему урока в тетрадь. | Слушают учителя. Озвучивают то, что изображено на слайде. Ответ: природные компоненты, компоненты природы, части природы. Отвечают на вопрос, приводят примеры. Ответ: нет. Ответ: умеренно-континентальный, дерново-подзолистые, равнинные. Ответ: изменятся все природные компоненты. Нет, это долговременный процесс. Ответ: фактор времени Ответ: влияют разные факторы, большая территория страны. Ответ: место, район. Варианты ответа: районы России, природные районы. Записывают тему урока в тетрадь | Познавательные (установление причинно-следственных связей) Познавательные (установление причинно-следственных связей) Познавательные (установление причинно-следственных связей) Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) |
Основной этап | Давайте с вами вспомним определение ПТК или сформулируем его самостоятельно при помощи схемы на доске. Давайте вспомним, какой ученый был основателем почвоведения? (слайд) Учение о ПТК называется ландшафтоведение и его основал в конце 19 века также Василий Васильевич Докучаев. Различают три главных уровня природных комплексов: локальный, региональный и глобальный. Распределите названия уровней по местам в схеме. (схема на слайде) Сейчас работаем самостоятельно. Ваша задача привести примеры каждого из уровней природных комплексов. Можете пользоваться материалами учебников с. 147 – 148. Давайте проверим. Почему я разместила ваши примеры именно в такой последовательности? Ребята, скажите, пожалуйста, какие изменения в природе способен наблюдать человек в течение своей жизни? (На слайде можно найти подсказку) Какой уровень ПТК можем наблюдать мы с вами? А какие изменения являются причиной образования крупных ПТК? А мы с вами можем наблюдать эти изменения? Основным методом выявления ПТК, установления их границ служит природное (физико-географическое) районирование. На территории нашей страны выделяют 8 основных ПТК. Пользуясь учебником – с. 149, запишите самостоятельно названия этих ПТК. Сейчас предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Природные объекты Всемирного списка ЮНЕСКО в России?» Но сначала скажите мне, что такое ЮНЕСКО? При просмотре фильма постарайтесь записать в тетрадь как можно больше географических названий, которые встретятся в фильме. Записи ведите столбиком. А сейчас работаем в парах. Ваша задача – определить к каким физико-географическим районам относятся эти объекты? | Ответ: это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. Ответ: Докучаев В.В. Слушают, учителя. Записывают в тетрадь определение ландшафтоведения. Выполняют задание. Приводят свои примеры, обсуждают их, высказывают свои мнения, одобряют ответ или опровергают его. Зачитывают ответ, перечисляя названия основных ПК России. Ответ: от самого крупного к наименьшему уровню. Ответ: образование холмов, оврагов, изменение рельефа человеком Ответ: локальный Ответ: климат, изменения в рельеф, история Ответ: нет, для этого необходимы столетия (мы можем видеть только результат этих изменений) Слушают учителя. Ищут в учебнике названия основных ПТК и записывают в тетрадь. Ответ: международная организация, которая занимается вопросами сохранения объектов природы, науки и культуры. Смотрят фильм, выписывая названия объектов ЮНЕСКО на территории России: девственные леса Коми, оз. Байкал, Вулканы Камчатки, горы Алтая, Западный Кавказ, Куршская коса, Центральный Сихотэ-Алинь, остров Врангеля. Слушают учителя. Работают в парах, выполняют задание. Обмениваются полученными данными, сравнивают с эталоном на доске. | Познавательные (самостоятельное формулирование определения) Познавательные (анализ объектов с целью выделения существенных признаков) Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) Познавательные (установление причинно-следственных связей) Познавательные (установление причинно-следственных связей) Познавательные (извлечение необходимой информации из текста) Коммуникативные (умение работать сообща, в паре) Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Регулятивные (самостоятельный выбор последовательности действий) |