Конспект урока "Геологическая история Земли" 10 класс
Конспект урока "Геологическая история Земли" 10 класс
Тема: Геологическая история Земли.
Цели и задачи:
Образовательная: формировать представления об особенностях геологического, строения земной коры, познакомить с геохронологической шкалой;
Развивающая: Развивать навыки самостоятельного отбора и приобретения информации;
умения работать с картами
Воспитательная: формировать навыки работы в малых группах;
Оборудование: атлас, учебник, раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения новой темы
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний Тема урока: Геологическая история Земли.(тема в тетрадь)
Знаете ли вы, сколько лет Земле?
III.Новый материл. 1)
Раскрывая и расшифровывая историю нашей планеты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сценарием, написанным природой. История эволюции Земли – своеобразный красочный и яркий спектакль, полный драматических событий, многие участники и зрители которого давно ушли в небытиё, оставив свой след в земных слоях. Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой. Как бы страницу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
II.Актуализация знаний Тема урока: Геологическая история Земли.(тема в тетрадь)
Знаете ли вы, сколько лет Земле?
III.Новый материл. 1)
Раскрывая и расшифровывая историю нашей планеты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сценарием, написанным природой. История эволюции Земли – своеобразный красочный и яркий спектакль, полный драматических событий, многие участники и зрители которого давно ушли в небытиё, оставив свой след в земных слоях. Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой. Как бы страницу огромной каменной книги, на которой своеобразным языком в виде отпечатков растений и ископаемых остатков животных записаны события, произошедшие на Земле и в её недрах многие миллионы лет назад. Прочесть эту каменную книгу нелегко, но возможно. Однако сложно составить полную картину эволюции нашей планеты, т.к. одни страницы каменной летописи утеряны, другие сильно повреждены временем, а третьи перепутаны и искажены.
Вспомним, наша планета существует уже многие миллионы лет, в течение которых её поверхность претерпела изменения.По мнению современных учёных, Земля родилась около 5 млрд. лет назад из плотного облака космической пыли и газа. Несколько миллионов лет Протоземля провела в виде холодного скопления космического вещества. Постепенно она начала разогреваться, это привело к изменению вещества из которого она состояла. Расплавленное земное вещество стало распределяться по удельному весу. На поверхности остались лёгкие соединения, а тяжёлые соединения и элементы опустились на глубину. Так появилась мантия и ядро. Земная кора образовалась, когда Земля стала остывать. Планета покрылась тонкой твёрдой оболочкой, хотя в её глубинах продолжал кипеть расплав. Именно со временем образования земной коры начинается геологическая история нашей планеты. Самые древние горные породы свидетельствуют о том, что возраст литосферы более 3,5 млрд. лет.
Как определяется абсолютный возраст горных пород?
Раб. С учебником стр 25-зачитаем определения об относительном и абсолютном возрасте горных пород
(опр.в тетр)
2)вспомним термины по данной теме:
Геология – наука изучающая строение и историю развития Земли.
Геохронология – раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород.
Тектоника -учение о развитии земной коры под влиянием внутренних сил и ее движениях.
Земная кора- верхний твердый слой Земли.
Платформа- наиболее устойчивые участки земной коры.
3) Результатом исследований ученых геологов явилась геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли (учебник стр. 27-29).
Анализ геохронологической таблицы.(Работа с таблицей).
Таблица читается снизу вверх.
В таблице обязательно указаны эры – промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира. Эра – это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений. Эры – это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы, сотни миллионов и миллиарды лет.
На сколько временных этапов (эр) делится геологическая история земной коры?
"археос" - самый древний, древнейший;
"протерос" - первичный;
"палеос" - древний;
"мезос" - средний;
"кайнос" - новый
.(Работа с таблицей).
Назовите эры, продолжительность эр?
Какая эра была самой продолжительной?
Эры делят на периоды.
Назовите периоды Палеозоя? сколько их?
Назовите периоды Мезозоя?сколько их ?
Назовите периоды Кайнозоя?сколько?
Какой период самый короткий?
В какой период мы живем?
4)(работа в группах)
а теперь давайте восстановим историю Земли с помощью таблицы,учебника и материала,который есть у вас на партах.
1группа –Архей и Протерозой (2 чел)
2 группа – Палеозой (3 чел)
3 группа – Мезозой (2 чел)
4 группа Кайнозой (2 чел)
5) защита работ групп (на доске вывешиваем проекты работ и т.о. геох. Таблица появляется на доске)
6) Работа по карте.(в приложении учебника есть тектонич.карта)
- Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская, Сибирская, Северо-Американская,Южно-Американская,Африканская))
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах
- Какой из этого следует вывод?
Вывод: Крупные равнины расположены на древних платформах.
Найдите горы Кордильеры,Анды,Гималаи,Альпы
- Какие это горы и как давно образовались?
Вывод:Высокие горы соответствуют Мезозойкой и кайнозойской,или герцинской складчатости, т.е. образовались сравнительно недавно.
Первичное закрепление:
Итак, какие сведения мы можем получить из геохронологической таблицы?
Сколько эр выделяют в таблице?
Сколько периодов в кайнозое?
В каком периоде появился человек?
(по тектонической карте): какие складчатости соответсвуют мезозою?
……………..палеозою?
…………………..Архею?
Д/з параграф 5(знать определения в тетр) ответить на вопросы, выполнить задание 25.26 в рабочей тетради