Конспект урока географии в 8 классе "Разница во времени на карте часовых поясов. Время".
Конспект урока географии в 8 классе "Разница во времени на карте часовых поясов. Время".
На этом уроке учащиеся узнают о часовых поясах, о местном и поясном времени. Выяснят понятие «линия перемены дат».
Научатся решать практические задачи на определение времени в различных точках нашей страны, а также применять на практике имеющиеся знания, развивать устную речь, работать с картами. Выяснят значение знаний о времени для каждого человека.
На этом уроке использую различные формы и методы работы: обяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, а также выполнение практической работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
8.Хозяйственное использование и экологические проблемы
По картам атласа определите, к бассейнам каких океанов принадлежат моря, омывающие Россию.
Океан
Моря
III. Изучение новой темы
Эпиграф к уроку:
«Время уходит сквозь пальцы…
Стрелки царапают вечность…
Тихо колеблется маятник дней,
Словно дыхание спящей Вселенной».
(«Время» П. Великжанин)
(рассказ – беседа)
Главное понятие темы – о часовом поясе. Необходимо усвоить знания о местном времени
1. Вспомните, что такое суточное вращение Земли?
2. Приведите доказательства суточного вращения Земли, пользуясь личными наблюдениями и глобусом
3. Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля и объясните, как перемещается освещаемость Солнцем по поверхности Земли
На разных меридианах в один и тот же момент бывает разное время суток. Например, если на нулевом меридиане полдень, то в это же время на 180-м полночь, на 90 в.д. вечер, а на 90 з. д. утро. Сутки начинаются одновременно на всем меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время, оно зависит от долготы, чем восточнее находится меридиан, тем раньше на нем начинаются сутки. Линией перемены дат в мире принято считать 180-й меридиан. От него на запад ведется счет каждым новым суткам на Земле. Поэтому первыми в нашей стране и в мире встречают Новый год и каждый новый день жители Чукотки, затем Камчатки и т.д. на запад.
Определение местного времени: вращаясь, Земля описывает окружность в 360 за 24 ч., т.е. Земля поворачивается за каждый час на 15 град., если расстояние между меридианами равно 1 градусу, то разница во времени между ними составит 4 минуты.
Задание: Определить местное время во Владивостоке, если в Санкт-Петербурге полдень (Владивосток находится восточнее, поэтому сутки там начинаются раньше (12 ч + 6 ч 48 мин = 18 ч 48 мин). Следовательно, местное время Владивостока 18 ч 48 мин, если в Санкт-Петербурге полдень.
В практической жизни обычно не пользуются местный временем из-за значительных различий во времени даже между соседними пунктами. Поэтому во всем мире еще в 19 веке введено поясное время.
Правила проведения границ часовых поясов и сколько их всего на поверхности земного шара. Границы часовых поясов – ломаные линии. Земной шар поделен на 24 часовых пояса. Россия – в 11 часовых поясах.
Задание: С какого часового пояса начинается отсчет часовых поясов в России, и по какой? Определите по карте в атласе.
Линия перемены дат это 180 0 меридиан. Пересекая ее с запада на восток, мы попадаем во «вчерашний» день, а пересекая его с востока на запад, «теряем» сутки. Например на Чукотке 6 марта, а на Аляске еще 5 марта.
Летнее и зимнее время.
IV. Практическая работа.
- В каком часовом поясе мы живем?
- разницы во времени на территории РФ.
- в каком направлении нужно переводить стрелки часов если лететь из Магадана в Москву?
- какое поясное время в Омске, если в Москве 6 часов
1) по карте часовых поясов (учебника) определить, в каких часовых поясах находятся города: Екатеринбург, Калининград, Якутск, Владивосток, Иркутск.
2) определить, на сколько часов различается поясное время этих городов
3) высчитать время в Магадане, если в Москве 6 ч (14 ч.)
Выполнить задания в рабочей тетради стр.
V. Закрепление
1) в пределах, каких часовых поясов расположена Россия?
2) изменяется ли время в пределах одного часового пояса?
3) что такое декретное время?
4) что такое линия перемены дат?
VI. Домашнее задание
Выучить § 4.
Закрепить умение определить местное, поясное время, знать, что такое декретное и летнее время.
Придумать несколько задач на определение времени в разных часовых поясах.
VII. Рефлексия
Мне было интересно на уроке (да / нет)
Мне было трудно отвечать на вопросы (да / нет)
Мне было трудно выполнять практические задания(да / нет)
Сегодня на уроке я узнал(а) ______________________________________________