РАЗЛИЧИЕ ВО ВРЕМЕНИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ЧАСОВЫЕ ПОЯСА
Цель урока. Обучающая. Сформировать знания учащихся о местном, поясном, декретном времени и дать понятие «часовые пояса», научить решать задачи на определение местного, поясного, декретного и летнего времени. Обратить внимание на изменение времени на территории Казахстана.
Развивающая. Усложнить и расширить словарный запас учащихся, развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающая. Показать значение времени в жизни общества, семьи и человека. Воспитывать бережное отношение к времени.
Тип урока. Комбинированный.
Форма организации урока. Практикум.
Дидактическое обеспечение урока:
- глобус;
- географическая карта мира;
- теллурий.
Учащиеся должны знать: разницу в понятиях «местное, поясное, декретное, летнее время», часовые пояса, линию перемены дат.
Учащиеся должны уметь: решать задачи на определение времени с использованием карты часовых поясов.
Ход урока
1. Организационный момент:
• приветствие;
• проверка готовности класса к уроку;
• постановка цели урока.
2. Этап проверки домашнего задания. Географический диктант. Ученикам пред-
лагается кратко и односложно ответить на поставленные вопросы:
1.Площадь РК.
2.Место РК по площади в мире.
3.Пограничные государства на юге.
4.Страны, граничащие с РК через Каспийское море.
5.Протяжённость с севера на юг.
6.Протяжённость с запада на восток.
7.Общая протяжённость границы.
8.Протяжённость водной границы.
9.Когда мы отмечаем День Республики?
10.Когда мы отмечаем День Независимости?
11.Год вступления Казахстана в ООН.
12.Дата принятия символики РК.
13.День Конституции РК.
14.Когда Астана стала столицей?
15.Год принятия программы развития «Казахстана-2030».
3. Этап изучения нового материала. Объяснение учителя:
• важности точного времени;
• .разница во времени в разных уголках Земли. Постановка проблемы.
1.Почему происходит смена дня и ночи?
2.За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси?
3.В каком направлении вращается Земля?
4. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
Обобщение учителем ответов учеников с использованием глобуса и теллурия. Может ли быть на всей территории СНГ одинаковое время (свой ответ обосновать)?
4. Этап формирования новых понятий и способов действия. Учитель объясняет термины:
• местное время;
• поясное время;
• решение задач на определение поясного времени;
• рассмотреть карту часовых поясов.
Задача: Определить время в Астане, если в Москве - 13.00. Решение: Астана - V часовой пояс, Москва - II часовой пояс.
Определяем разницу во времени V - II = III, разница во времени 3 часа. Определяем время в Астане. Так как Астана находится восточнее Москвы, следовательно, времени будет на 3 часа больше. 13 + 3 = 16. Ответ: В Астане будет 16.00 часов.
- Значение нулевого меридиана.
- Линия перемены дат и её значение.
- Декретное время.
- Летнее время.
5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности. Практическая работа № 1, пункт 2 «Решение задач на определение поясного времени».
1.Нанести на контурную карту границы часовых поясов.
2.Задачи:
Задача 1. Определить поясное время в Астане, если в Иркутске 14.00.
Задача 2. Определить поясное время в Берлине, если в Алматы 10.00.
Задача 3. Определить местное время в Новосибирске, если в Москве полдень.
Задача 4. Объяснить, почему герой романа Ж. Верна «За 80 дней вокруг света» Вилли Фог смог вовремя вернуться в Великобританию и выиграл пари?
Инструктивная карточка. Ответить на вопросы, используя карту часовых поясов и учебник (стр. 12 - 13).
1.В каких часовых поясах расположены страны СНГ?
2.В каких часовых поясах находится Республика Казахстан? (см. учебник стр. 15, текст и сноску)
3.Что является причиной изменения границ часовых поясов?
4.Какие часовые пояса разделяет линия перемены дат?
5.Решить задачи:
Задача 1. Определить поясное время в Астане, если в Магадане 13.00. Решение: а) определяем, в каких часовых поясах расположены пункты: Астана -V ч. п., Магадан - X ч. п.
б) Находим разницу во времени между пунктами: X - V = 5 часов.
в) Определяем время в Астане. Поскольку Магадан расположен к востоку от Астаны, то день начинается раньше. 13 ч. - 5 ч. = 8 ч.
Ответ: поясное время в Астане - 8 часов.
Задача 2. Определить поясное время в Магадане, если декретное время в Москве 10.00.
Решение: задачу решаем по алгоритму, но следует обратить внимание, что по условию задачи требуется определить поясное время, а в Москве даётся декретное время, следовательно, необходимо выполнить дополнительное действие - перейти от времени декретного к поясному: 10 ч. - 1ч. = 9 ч.
а) Москва - II ч. п., Магадан - X ч. п.
б) X - II = 8 часов.
в) Поскольку Москва расположена к западу от Магадана, то 9 ч. + 8 ч. =17 ч.
Ответ: декретное время в Магадане - 17 часов.
Задача 3 (повышенной сложности). Определить местное время во Владивостоке, если в Санкт-Петербурге - полдень.
а)Определяем географическую долготу объектов:
Владивосток - 133° в. д.
Санкт-Петербург - 30° в. д.
б) Определяем расстояние между пунктами в градусах: 133° - 30° = 103°.
в) Определяем разницу во времени. За 24 часа Земля делает полный обо-
рот вокруг своей оси и проходит путь 360°,' следовательно, за 1 час она пройдёт:
360°: 24 =15°.
1ч. = 15°, 1ч. = 60'(мин.).
г)Определяем, за какое время Земля пройдёт путь в 1°:
60'(мин.):15 = 4' (мин.), Г = 4'(мин.).
Определяем время, за которое Земля прошла путь в 103°.
103° х 4' = 412' = 6 часов 52'(мин.).
д) Определяем время во Владивостоке. Владивосток расположен к востоку
от Санкт-Петербурга, то 12 ч. + 6 ч. 52' = 18 ч. 52 мин.
Ответ: поясное время в Санкг-Петербурге 18 ч. 52 мин
6.Этап информации домашнего задания. Прочитать § 4, решить задачу. Определить местное время в Астане, если в Москве полдень.
- Этап подведения итогов урока.
- Этап рефлексии.
- Как прошло занятие?
- Что нового вы узнали?
- Почему эта тема очень важна?