kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии по теме: "Хозяйство Северного Кавказа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии,

составленный по принципу системно - деятельностного подхода.

9 класс

Учебник. И.И. Баринова, В.П. Дронов «География России. 9 класс».

Тема урока: Хозяйство Северного Кавказа.

Цель: Сформировать знания о хозяйстве Европейского Юга.

Задачи урока:

Образовательные: изучить главные отрасли специализации Европейского Юга- их особенности, характерные черты, уровень развития, размещение по территории района; показать ведущую роль агропромышленного комплекса; сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга;

Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с текстом, статистическими материалами.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии по теме: "Хозяйство Северного Кавказа". »

Урок географии,

составленный по принципу системно - деятельностного подхода.



9 класс

Учебник. И.И. Баринова, В.П. Дронов «География России. 9 класс».

Тема урока: Хозяйство Северного Кавказа.


Цель: Сформировать знания о хозяйстве Европейского Юга.


Задачи урока:

Образовательные: изучить главные отрасли специализации Европейского Юга- их особенности, характерные черты, уровень развития, размещение по территории района; показать ведущую роль агропромышленного комплекса; сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга;

Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с текстом, статистическими материалами.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.


Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов Северного Кавказа, толерантность.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: формирование представлений об отраслях Северного Кавказа, самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с отраслевым составом.


Тип урока: комбинированный

Форма работы учащихся: групповая



















                                      Ход занятия:

I.  Организационный момент. Постановка цели и задач урока

II. Актуализация ранее изученного материала. 

III. Изучение нового материала:

 

-Сегодня мы познакомимся с хозяйством Северного Кавказа. Давайте вспом­ним, какие предпосылки для развития хозяйства имеются на Северном Кавказе. Назовите какими ресурсами располагает район. (предполагаемые ответы)

 

1.   На Северном Кавказе имеется топливо: уголь, нефть, газ, значит, может раз­виваться топливно-энергетический комплекс, а еще руды цветных металлов.

2.   Благоприятные условия для развития сельского хозяйства: плодородные почвы, теплый климат, на севере - равнинный рельеф.

3.   Здесь имеются рекреационные ресурсы - условие для развития курортного (рекреационного) хозяйства.

4.   Здесь высокая плотность населения - это условие для развития трудоемких отраслей.

5.   Район омывается незамерзающими морями (Черное) - это усло­вие для развития морского транспорта.

 

- обратимся к экономической карте Северного Кавказа (атлас)

1. Топливная промышленность представлена добычей угля (восточная часть
Донбасса, добычей нефти и газа - в районах Грозного, Махачкалы, в Ставрополь­
ском крае). На реках построены ГЭС, имеются ТЭС. Однако энергии на Северном
Кавказе не хватает. Проблема эта может быть решена с помощью АЭС: Ростовской АЭС.(показать по карте)

2. Главное предприятие цветной металлургии – Тырнаузский вольфрамо-молибденовый комбинат в Кабардино-Балкарии.

3. Основным комплексом Северного Кавказа является агропромышленный.
Учащиеся самостоятельно определяют 3 части АПК и делают краткую запись в

тетрадь.

1) Сельское хозяйство представлено основными культурами:

а) озимая пшеница - Предкавказье;.

б) кукуруза- предгорные и горные районы;

в) рис - в низовьях Кубани, Дона (плавни);
техническими культурами:

а)  подсолнечник - 60% сбора в России;

б) сахарная свекла - 25% сбора в России;

а также виноградарство, садоводство; на Северном Кавказе выращиваются и субтропические культуры: чай (Северный Кавказ - это самый северный в мире рай­он чаеводства), цитрусовые (особенно, мандарины), гранаты.

2)Животноводство. Животноводство - это основное занятие в горах. Оно пред­ставлено овцеводством и разведением коз. На равнинах Ростовской области, Став­ропольского края, Дагестана разводят тонкорунных овец и крупный рогатый скот.

3)Сельское хозяйство обслуживают:

а)  сельскохозяйственное машиностроение: производство зерновых комбай­
нов - г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог;

 б) производство минеральных удобрений - г. Невинномысск.
Переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются: сахарные, масло-
жировые, консервные заводы. Производство муки, круп, мяса, вина. Пищевая про­
мышленность является главной отраслью промышленности Северного Кавказа.

4. Лицом Северного Кавказа является рекреационное хозяйствокоторое пред­ставлено в 3 районах (учащиеся находят на карте):

а) Черноморское побережье - г. Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе (теплое мо­
ре, благоприятный климат, красивые ландшафты с субтропической расти­
тельность).

б) Кавказские минеральные воды (район Кавказских Минеральных вод) - территория знаменитая
своими минеральными водами и лечебными грязями. Здесь расположены
города- курорты: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.

в) Приэльбрусье - район горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта.

 

IV. Практическая работа

- Определите круг проблем, которые необходимо решать на Северном Кавказе. (Водная проблема; Экологическая проблема (эрозия пашни; накопление ядохи­микатов и минеральных удобрений в реках и в Азовском море; проблема Азов­ского моря); Нестабильность обстановки на Кавказе; Развитие портового хозяйства и морского транспорта.)

После определения основных проблем в группах проводится обсуждение путей решения этих проблем и выступление делегатов от группы (2-3 минуты) о проблеме и путях ее решения.

Водная проблема - заключается в дефиците воды на равнинах, необходимости орошения полей, особенно в вододефицитной восточной части Предкавказья. Ороси­тельные каналы не являются оптимальным способом использования воды в сельском хозяйстве, так как много воды теряется на испарение. Лучшим способом орошения -является капельное орошение, при котором вода подается по трубам разного диаметра.

Экологическая проблема.

1)   С эрозией почв необходимо бороться, применяя противоэрозионные меро­приятия: посадка ветроломных полезащитных лесных полос, борьба с ов­рагами.

2)   Для уменьшения загрязнения почвы, воды, растений людей ядохимиката­ми необходимо уменьшить использование минеральных удобрений и ис­ключить применение ядохимикатов, заменив их более безопасными меха­ническим и биологическим способами защиты растений.

3)   Проблема спасения Азовского моря решается при экономном расходова­нии вод Дона и Кубани, созданием очистных сооружений на предприятиях

Краснодарского края и Украины. Создание законов, направленных на ох­рану вод Азовского моря.

Политические проблемы в многонациональном регионе должны решаться при повышении материального благосостояния всех народов (республик) Северного Кавказа. Создание равных условий развития экономики всех субъектов СеверногоКавказа. Борьба с терроризмом.

После распада СССР порты Черного моря явились главными на юге России. Порт Новороссийск (в основном нефтеналивной) не справляется с увеличившимся объемом грузов. Необходимо реконструкция и расширение портового хозяйства, атакже строительство новых портов.

IV.Закрепление

- На контурной карте отметить крупные промышленные центры:

1)  добычи угля, нефти, газа;

2) производства зерновых комбайнов (Ростов-на-Дону, Таганрог);

3)  производства минеральных удобрений (Невинномысск);

4) курортные районы (Анапа, Сочи, Пятигорск, Кисловодск и др.);

5)  отметить условными знаками районы выращивания озимой пшеницы', ку­курузы, сахарной свеклы, риса, чая, цитрусовых;

6)   отметить морские порты Новороссийск, Туапсе.

 

- Определите специализацию Северного Кавказа

- Почему отраслью специализации Северного Кавказа является рекреационное хозяйство? (климат)

- Определите особенности развития АПК в районе.

- Определите специализацию этих промышленных центров:

 

1)   Ростов-на-Дону (сельскохозяйственное машиностроение);

2)   Невинномысск (производство удобрений);

3)   Шахты – (угольная промышленность);

4) Сочи (город-курорт);

5)   Анапа  (детский курорт);

6)   Новочеркасск (производство электровозов)

7)   Волгодонск (центр атомного машиностроения)

 

 

V. Домашнее задание.

1. Устно: параграф 54.

2. Письменное творческое  задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который бы предложили туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, познавательного туризма для знакомства с памятниками природы.

VI. Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока географии по теме: "Хозяйство Северного Кавказа".

Автор: Ускова Юлия Владимировна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 180940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока географии 10 класс Сельское население. Население и окружающая среда. "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-10-klass-siel-skoie-nasielieniie-nasielieniie-i-okruzhaiushchaia-srieda"
    ["file_id"] => string(6) "168485"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423239493"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока географии  в 9 классе на тему «Пространство Урала» "
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-9-klassie-na-tiemu-prostranstvo-urala"
    ["file_id"] => string(6) "174465"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424140835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства