Конспект урока географии по теме: "Хозяйство Северного Кавказа".
Конспект урока географии по теме: "Хозяйство Северного Кавказа".
Урок географии,
составленный по принципу системно - деятельностного подхода.
9 класс
Учебник. И.И. Баринова, В.П. Дронов «География России. 9 класс».
Тема урока: Хозяйство Северного Кавказа.
Цель: Сформировать знания о хозяйстве Европейского Юга.
Задачи урока:
Образовательные: изучить главные отрасли специализации Европейского Юга- их особенности, характерные черты, уровень развития, размещение по территории района; показать ведущую роль агропромышленного комплекса; сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга;
Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с текстом, статистическими материалами.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии по теме: "Хозяйство Северного Кавказа". »
Урок географии,
составленный по принципу системно - деятельностного подхода.
9 класс
Учебник. И.И. Баринова, В.П. Дронов «География России. 9 класс».
Тема урока: Хозяйство Северного Кавказа.
Цель: Сформировать знания о хозяйстве Европейского Юга.
Задачи урока:
Образовательные: изучить главные отрасли специализации Европейского Юга- их особенности, характерные черты, уровень развития, размещение по территории района; показать ведущую роль агропромышленного комплекса; сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга;
Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с текстом, статистическими материалами.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов Северного Кавказа, толерантность.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: формирование представлений об отраслях Северного Кавказа, самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с отраслевым составом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая
Ход занятия:
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока
II. Актуализация ранее изученного материала.
III. Изучение нового материала:
-Сегодня мы познакомимся с хозяйством Северного Кавказа. Давайте вспомним, какие предпосылки для развития хозяйства имеются на Северном Кавказе. Назовите какими ресурсами располагает район. (предполагаемые ответы)
1. На Северном Кавказе имеется топливо: уголь, нефть, газ, значит, может развиваться топливно-энергетический комплекс, а еще руды цветных металлов.
2. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства: плодородные почвы, теплый климат, на севере - равнинный рельеф.
3. Здесь имеются рекреационные ресурсы - условие для развития курортного (рекреационного) хозяйства.
4. Здесь высокая плотность населения - это условие для развития трудоемких отраслей.
5. Район омывается незамерзающими морями (Черное) - это условие для развития морского транспорта.
- обратимся к экономической карте Северного Кавказа (атлас)
1. Топливная промышленность представлена добычей угля (восточная часть Донбасса, добычей нефти и газа - в районах Грозного, Махачкалы, в Ставрополь ском крае). На реках построены ГЭС, имеются ТЭС. Однако энергии на Северном Кавказе не хватает. Проблема эта может быть решена с помощью АЭС: Ростовской АЭС.(показать по карте)
2. Главное предприятие цветной металлургии – Тырнаузский вольфрамо-молибденовый комбинат в Кабардино-Балкарии.
3. Основным комплексом Северного Кавказа является агропромышленный. Учащиеся самостоятельно определяют 3 части АПК и делают краткую запись в
тетрадь.
1) Сельское хозяйство представлено основными культурами:
а) озимая пшеница - Предкавказье;.
б) кукуруза- предгорные и горные районы;
в) рис - в низовьях Кубани, Дона (плавни); техническими культурами:
а) подсолнечник - 60% сбора в России;
б) сахарная свекла - 25% сбора в России;
а также виноградарство, садоводство; на Северном Кавказе выращиваются и субтропические культуры: чай (Северный Кавказ - это самый северный в мире район чаеводства), цитрусовые (особенно, мандарины), гранаты.
2)Животноводство. Животноводство - это основное занятие в горах. Оно представлено овцеводством и разведением коз. На равнинах Ростовской области, Ставропольского края, Дагестана разводят тонкорунных овец и крупный рогатый скот.
3)Сельское хозяйство обслуживают:
а) сельскохозяйственное машиностроение: производство зерновых комбай нов - г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог;
б) производство минеральных удобрений - г. Невинномысск. Переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются: сахарные, масло- жировые, консервные заводы. Производство муки, круп, мяса, вина. Пищевая про мышленность является главной отраслью промышленности Северного Кавказа.
4. Лицом Северного Кавказа является рекреационное хозяйство, которое представлено в 3 районах (учащиеся находят на карте):
а) Черноморское побережье - г. Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе (теплое мо ре, благоприятный климат, красивые ландшафты с субтропической расти тельность).
б) Кавказские минеральные воды (район Кавказских Минеральных вод) - территория знаменитая своими минеральными водами и лечебными грязями. Здесь расположены города- курорты: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.
в) Приэльбрусье - район горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта.
IV. Практическая работа
- Определите круг проблем, которые необходимо решать на Северном Кавказе. (Водная проблема; Экологическая проблема (эрозия пашни; накопление ядохимикатов и минеральных удобрений в реках и в Азовском море; проблема Азовского моря); Нестабильность обстановки на Кавказе; Развитие портового хозяйства и морского транспорта.)
После определения основных проблем в группах проводится обсуждение путей решения этих проблем и выступление делегатов от группы (2-3 минуты) о проблеме и путях ее решения.
Водная проблема - заключается в дефиците воды на равнинах, необходимости орошения полей, особенно в вододефицитной восточной части Предкавказья. Оросительные каналы не являются оптимальным способом использования воды в сельском хозяйстве, так как много воды теряется на испарение. Лучшим способом орошения -является капельное орошение, при котором вода подается по трубам разного диаметра.
Экологическая проблема.
1) С эрозией почв необходимо бороться, применяя противоэрозионные мероприятия: посадка ветроломных полезащитных лесных полос, борьба с оврагами.
2) Для уменьшения загрязнения почвы, воды, растений людей ядохимикатами необходимо уменьшить использование минеральных удобрений и исключить применение ядохимикатов, заменив их более безопасными механическим и биологическим способами защиты растений.
3) Проблема спасения Азовского моря решается при экономном расходовании вод Дона и Кубани, созданием очистных сооружений на предприятиях
Краснодарского края и Украины. Создание законов, направленных на охрану вод Азовского моря.
Политические проблемы в многонациональном регионе должны решаться при повышении материального благосостояния всех народов (республик) Северного Кавказа. Создание равных условий развития экономики всех субъектов СеверногоКавказа. Борьба с терроризмом.
После распада СССР порты Черного моря явились главными на юге России. Порт Новороссийск (в основном нефтеналивной) не справляется с увеличившимся объемом грузов. Необходимо реконструкция и расширение портового хозяйства, атакже строительство новых портов.
IV.Закрепление
- На контурной карте отметить крупные промышленные центры:
1) добычи угля, нефти, газа;
2) производства зерновых комбайнов (Ростов-на-Дону, Таганрог);
3) производства минеральных удобрений (Невинномысск);
4) курортные районы (Анапа, Сочи, Пятигорск, Кисловодск и др.);
5) отметить условными знаками районы выращивания озимой пшеницы', кукурузы, сахарной свеклы, риса, чая, цитрусовых;
6) отметить морские порты Новороссийск, Туапсе.
- Определите специализацию Северного Кавказа
- Почему отраслью специализации Северного Кавказа является рекреационное хозяйство? (климат)
- Определите особенности развития АПК в районе.
- Определите специализацию этих промышленных центров:
2. Письменное творческое задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который бы предложили туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, познавательного туризма для знакомства с памятниками природы.