Урок по теме «Хозяйство Индии». 11 класс.
Сухарева Наталья Николаевна. сш. им. Н.К. Крупской.
Цель урока: сформировать знания и умения по характеристике основных направлений хозяйства страны.
Задачи:
Изучить внутренние территориальные различия в крупных промышленных центрах Индии.
Формировать у учащихся навыки функциональной грамотности.
Воспитывать активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.
Оборудование: интерактивная карта, политическая карта мира, атласы, учебник, презентация.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: навыки функциональной грамотности, объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, коммуникативно- информационные технологии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок. Мотивация. Постановка цели.
Звучит индийская музыка.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего занятия.
2.Актуализация знаний. Опрос по пройденной теме. Стратегия « Тонкие и толстые вопросы»
1) Начерти и назови сухопутные границы Индии с соседними странами (интерактивная карта: политическая карта)
2) Назовите главные черты ЭГП Индии
1. Выход в Индийский океан
2. Сухопутная граница в 2,5 раза длиннее морской и большей частью проходит по труднодоступным горным массивам.
3. За большие размеры и особенность этой территории Индию стали называть субконтинентом.
3) Есть ли сходство с ЭГП Китая?
Сходство с ЭГП Китая- сухопутные границы протяженнее морских, но не играют существенной роли во внешнеэкономических связях из-за особенностей рельефа.
4) Напиши, что это за даты.
15 августа 1947 года_______________ (получила независимость от Великобритании)
26 января 1950 года____________________ (День провозглашения Республики)
Население Индии
5) Перечислите главные отличия населения Индии от населения других стран
Проводится активная демографическая политика, направленная на сокращение рождаемости;
Самая многонациональная страна;
Многоконфессиональная страна.
6) К какой языковой группе и семье относятся народы Индии. (Индоарийская группа, дравидийская семья)
7) Перечислите государственные языки страны. (Хинди, английский).
В Конституции Индии определен 21 официальный язык; 1625 диалекта.
8) Приверженцы каких религий проживают в Индии? Что вы знаете об этих религиях?
Более 900 млн. индийцев исповедует индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм.
Религиозные традиции индуизма и буддизма неразрывно связаны с природой. Индуисты, например, поклоняются реке Ганг, многим животным, почитая их как священных. Среди этих животных – корова, крокодил, слон, кобра. В Индии коровы встречаются повсюду. Они могут остановить уличное движение, улегшись отдыхать на проезжей части, могут полакомиться овощами с лотков торговцев. И никто не будет им мешать. Коровы считаются здесь священными животными, а питаться говядиной просто запрещено. Более 200 миллионов коров снабжают население молоком и маслом. В Индии распространена кастовая система, которая возникла много столетий назад. Все общество разделено на группы (касты): к первой относятся жрецы, вторую составляют воины, правители, знать, к третьей принадлежат земледельцы, торговцы, скотоводы, к четвертой – слуги, ремесленники. Таким образом, принадлежность к той или иной касте определяется положением человека в обществе и неизменна от его рождения до смерти. Для каждой касты существуют свои правила поведения, нарушение которых ранее строго каралось. Деление на касты является довольно жестоким, но оно было естественным способом ограничения воздействия на природу, ведь владеть землей и обрабатывать ее мог не каждый житель этой перенаселенной страны. В настоящее время барьеры между кастами постепенно стираются.
9) Государственным языком после провозглашения независимости был призван хинди. Прошло несколько десятков лет и вторым государственным языком признается английский.
Как вы думаете почему? (В многонациональной стране, население которой говорит на десятках разных языков, очень важно наличие языка межнационального общения, понятного большинству жителей страны. Таким языком является английский. На нем дублируются все официальные документы и выпускаются газеты).
10) Проанализируйте карту урбанизации мира, определите степень урбанизации Индии. (25,7% - жители городов) В Индии более 30 городов-миллионеров. Образ жизни сельского населения почти не изменился за прошедшие столетия. Крестьяне каждый день носят воду из деревенского колодца и освещают дома масляными светильниками. Однако в некоторых деревнях появились водопровод и провели электроэнергию. Часть населения Индии носит европейскую одежду, но многие предпочитают национальные костюмы.
11) Рассмотрите карту плотности населения страны. Какие районы страны более густо заселены? Объясните причину неравномерной плотности размещения населения? (Индия является одной из самых густонаселенных стран мира. Средняя плотность населения 329 чел/км2)
12) В чем сходство и различие проблем населения Китая и Индии?
Сходства: многочисленность, многонациональность, размещение населения.
Различия: отсутствие в Китае национальных и религиозных конфликтов, решение демографических проблем в Китае.
Природные ресурсы: Говоря об Индии как о богатейшей стране, имеют в виду не уровень жизни населения, а именно ее богатство разнообразными природными ресурсами. Не случайно, что в колониальные времена Индию называли «жемчужиной в короне Британской империи».
13) Какими видами минерального сырья обеспечена страна? (уголь, железная руда, бокситы, нефть, марганец, слюда и т.д.)
Кроме этого водные, агроклиматические, рекреационные ресурсы. Лесные ресурсы предельно истощены. Леса сохранились только в заповедниках и в горной части Индии. Знаменитые индийские джунгли почти полностью уничтожены, а освободившиеся земли используют под сельскохозяйственные нужды – огромное население нужно кормить.
3.Изучение нового материала. Реализация. Применение ЖИКСО:
Группы работают над текстом. Обсуждение в рабочих группах, где каждый дополняет другого учащегося. Происходит работа на плакатах- представляют свое отношение к данной теме через схему.
Учебник стр.127-129
Оценивание: формативное, ученики заполняют графу самооценка.
Экономика: Индии удалось достигнуть высокого уровня экономического развития всего за несколько десятилетий. Она входит в группу промежуточных стран. В чем же особенности развития экономики Индии?
В Индии весьма значительная часть производства принадлежит государству. Основу энергетики составляют тепловые электростанции, использующие в качестве топлива каменный уголь. В стране работают 3 АЭС. Хотя производство электроэнергии в стране весьма значительно, в перерасчете на душу населения оно не слишком велико. Поэтому
Индию нельзя отнести к числу энергообеспеченных стран.
Важнейшей отраслью промышленности Индии является черная металлургия. Этому способствует прекрасная обеспеченность углем и рудой. Главные металлургические предприятия расположены на востоке страны (в штатах Бихар и Западная Бенгалия). Этот район с центром в Калькутте получил название «Индийский Рур».
Машиностроение – выпускает широкий спектр машинного оборудования: тяжелое и энергетическое машиностроение, вагоностроение, авиационная промышленность, автомобилестроение, судостроение, бытовая радиоэлектроника.
Химическая промышленность – производство минеральных удобрений, нефтехимия, химия органического синтеза. Индия все больше производит пластмасс, химических волокон и синтетического каучука.
Легкая промышленность – по производству хлопчатобумажных тканей уступает только Китаю. По производству джута является мировым лидером.
Кинопромышленность – Индия выпускает более тысячи кинофильмов в год. За огромную концентрацию кинопроизводства Бомбей (Мумбай) получил прозвище «Болливуд».
Сельское хозяйство – растениеводство дает более 80% всей сельскохозяйственной продукции. Главными пищевыми культурами являются рис и пшеница. Основные технические культуры – чай, хлопок и джут, сахарный тростник, масличные культуры, табак. Доминирование растениеводства связано с сочетанием природных и историко-культурных факторов. В Индии два сезона: дождливое лето и сухая зима. Летом высевают влаголюбивые культуры: рис, хлопок, сахарный тростник и джут. А зима – время сева культур, менее зависимых от наличия влаги: пшеницы и ячменя. Природа позаботилась о том, чтобы растения в Индии могли расти круглый год. Другая причина кроется в особенностях индуизма, религии, не поощряющей использование в пищу мяса. Даже обработка шкуры считается среди индуистов «грязным» ремеслом: кожевенники занимают одно из самых низких мест в кастовой системе Индии. В ограниченном количестве используют молоко (только для детей и больных).
Несмотря на почти полное отсутствие животноводства и довольно низкий уровень организации земледелия, Индия полностью обеспечивает себя основными продовольственными культурами, что для страны с миллиардным населением является просто выдающимся результатом.
Физкультминутка. Зарядка. ( Индийская музыка)
Внутренние экономические различия. Индия – страна контрастная. Экономические районы, которых в стране 5, имеют четкую специализацию. Два из них отличаются наиболее высоким уровнем развития.
Северо-Восточная Индия- объединяет штаты в нижнем течении Ганга. Этот район с развитой черной металлургией (индийский Рур). Предприятия основной химии используют в качестве сырья отходы черной металлургии. Машиностроение. В предгорьях Гималаев выращиваются две самые важные культуры, по экспорту которых Индия занимает 1 место в мире, - чай и джут. Крупнейший город – Калькутта.
Западная Индия - соседствует с территорией Пакистана. Центр торгово-финансовой и культурной жизни страны. Важнейший город района – Мумбай (Бомбей) является главным портом страны; здесь же находится штаб-квартира Болливуда – самой большой киноиндустрии в мире. «Индийский Манчестер» - огромное количество ткацких фабрик. Крупный нефтедобывающий район (шельфовая зона Аравийского моря), нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия.
Центральный и Северный – главная житница страны. Переработка сельскохозяйственной продукции; легкая и пищевая промышленность. Столица страны Нью-Дели.
Южная Индия – самый экзотический и самый отсталый в экономическом плане район. Здесь развито тропическое земледелие и зерновое хозяйство. Большие плантации гевеи (источник натурального каучука). Сейчас – машиностроение, нефтепереработка. Экономический центр – Хайдарабад и Ченнаи (Мадрас). Бангалор называют «Индийской Силиконовой долиной» - здесь сосредоточено большое количество высокотехнологических предприятий, а также производителей программного обеспечения.
Проблемный вопрос: Важны ли экономические связи между Индией и Казахстаном?
Предлагаю для решения этой проблемы применить стратегию Т-таблица.
«ЗА» « Против»
Ученики: на стикерах записывают свои мнения и прикрепляют.
Учитель: И так мы пришли к выводу, что экономическая связь между Индией и Казахстаном важна. Они служат важным фактором развития хозяйства, способствующих его интеграции в мировой экономике.
Дополнительные сведения.
В различных регионах Индии используются разные виды традиционной индийской одежды. Её цвет и стиль зависит от различных факторов, таких как климат. Популярной является одежда из несшитых кусков ткани, такая как сари для женщин и дхоти или лунги для мужчин; также пользуются популярностью такие сшитые одежды как шаровары для женщин и курта-пижама, а также европейского стиля брюки и рубашка для мужчин.
Большинство индийских праздников имеют религиозное происхождение, хотя некоторые из них отмечаются всеми индийцами, независимо от кастовой или религиозной принадлежности. Некоторые наиболее популярные праздники, это Дивали, Ганеш-чатуртхи, Угади, Тхай-понгал, Холи, Онам, Виджая-дашами, Дурга-пуджа, Ид аль-Фитр, Курбан-байрам, Рождество, Весак и Вайсакхи. В Индии существует три национальных праздника. В различных штатах также отмечаются от девяти до двенадцати официальных местных праздников. Религиозные праздники являются неотъемлемой частью повседневной жизни индийцев и проводятся открыто и публично с участием огромного количества людей.
Традиционные индийские семейные ценности пользуются большим уважением. Огромное значение придается семейным связям, и брак рассматривается скорее как союз между двумя семьями, чем между двумя людьми. По индийской традиции, супругов своим детям выбирают родители. В настоящее время индийская молодежь все чаще отказывается от этой традиции, самостоятельно выбирая себе спутника жизни.
Индийская кухня характеризуется большим разнообразием региональных стилей и изысканным использованием кухонных кореньев, трав и приправ. Она очень своеобразна. С непривычки еда кажется слишком острой, поскольку изобилует приправами – острым перцем Чили и карри. Многие индийцы – вегетарианцы, они совсем не едят мяса, обходясь рисом, овощами и хлебом. Рис – национальная еда, и жители Индии знают много способов, как сделать его особенно вкусным. Едят чаще всего просто руками. Ложкой индийцы пользуются очень редко. Ножом и вилкой – никогда.
4. Обобщение, закрепление.
1)Перед вами список отраслей хозяйства, развитых в Индии. Ваша задача выделить отрасли специализации индийской экономики (т.е. продукция идет преимущественно на экспорт) Работа в группах.
Авиастроение, автомобилестроение, кожевенно-обувная, медеплавильная, нефтяная, производство игрушек, производство минеральных удобрений, производство программного обеспечения, радиоэлектроника, сталелитейная, табачная, текстильная, угольная, фармацевтическая, чайная, ювелирная.
2) Главная пшеничная зона Индии расположена….. (Юго- востоке Индо- Ганской низменности)
3) Назовите крупнейшие города Индии.
4) Главные порты Индии. (Мумбай(Бомбей) Ченнаи(Мадрас).
5) Какое место занимает Индия в мире
По площади пахотных земель………2 место
По поголовью крупного рогатого скота……1 место
По запасам угля……..4 место
По экспорту черного чая……1 место
6) Заполни пропуски
Летний влажный сезон в Индии……… (хариф в мае, в октябре- ноябре собирают, Муссон)
Зимний сухой сезон в Индии…… (раби-ноябрь, сбор в мае. Сухо и жарко. Искусственное орошение)
7) Творческая работа. Работа в группах.
А) Составить синквейн. Это стихотворение состоит из пяти строк. 1 группа.
Б) Составить памятку для туриста. 2 группа.
8) Говорят цифры
8611. 25. 3380. 500. 107. 141. 3.
9) Без этого вида транспорта немыслимо повседневное существование более чем миллиардного населения страны- как сливок общества и представителей среднего класса, так и сотен миллионов, которые живут за чертой бедности. Это единственный вид транспорта, которым пользуются и те и другие. Эта транспортная сеть- вторая по протяженности в мире, и перевозит она больше 10 млн. пассажиров ежедневно. (Железнодорожный)
10) Ситуация. Вы- руководитель внешнеторговой кампании, Вам необходимо направить в Индию агентов по заключению сделок со следующими поручениями:
1. Закупить крупные партии хлопчатобумажных тканей.
2. Организовать поставки высококачественного чая.
3. Заключить договоры на поставки кофе, пряностей.
До каких аэропортов вы должны заказать билеты своим агентам?
а) Дели б) Калькутта в) Мумбай ( Бомбей ) г) Ченнаи ( Мадрас)
Ответ: 1-в) 2-б) 3-г).
На сегодняшнем уроке мы много говорили об успехах Индии.
- Почему же, несмотря на стабильно растущий ВВП страны, мы не можем отнести это государство к числу развитых?
Ответ: В стране значительные внутренние контрасты, расслоение населения по уровню жизни и др.
Стратегия плетения по Аристотелю. Солнце и лучики.
Рефлексия. Самооценивание своей деятельности.
Что вызвало на уроке наибольший интерес?
Возникло ли желание узнать о стране еще больше?
Какое значение для тебя лично имеют знания и умения полученные сегодня?
При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?
Что вызвало наибольшую трудность?
Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные. Предстоит осознать, неосознанные)?
С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно, совсем не интересно)?
Домашнее задание. Параграф 29.
На выбор:
Составить кроссворд по теме урока.
Определите главные туристические объекты на территории Индии и подготовьте о них краткое сообщение.
Подготовьте сообщение о городах Индии.
Подведение итогов.
Вот и завершилось наше путешествие по этой сказочной стране.
Надеюсь, что вы узнали много нового и интересного за урок.
Оценки за урок…
Благодарю за работу! Желаю успеха!