kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Япония: территория, границы, население

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-воспитательные цели:

  • усвоение знаний об основных чертах ЭГП, основных чертах строения и рельефа материка, природных и сырьевых ресурсов, размещении населения;
  • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.   

Учащиеся должны уметь:

1.Выбирать карты нужного содержания в зависимости от  учебной задачи и устанавливать на основе их анализа главные черты  компонентов природы и крупных природных комплексов.

2.Определять географическое положение страны и наносить на контурную карту характеризующие его элементы.

3.Способом сопоставления соответствующих карт выявлять связи между рельефом, строением и размещением полезных ископаемых.

4.На основе политической и комплексных карт составлять краткое описание страны.

5.Показывать на карте указанные в программе географические объекты, крупные государства и их столицы.

6.Составлять образное описание страны, пользуясь различными источниками информации.

   Оборудование:

  • политическая карта мира, карта Японии, атласы, контурные карты, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор, журналы, рисунки. Терминологический словарь. Фрагмент программы специальный корреспондент « Гейши». 

            

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Япония: территория, границы, население »

Конспект урока Тема урока: Япония: территория, границы, население.


Учебно-воспитательные цели:

  • усвоение знаний об основных чертах ЭГП, основных чертах строения и рельефа материка, природных и сырьевых ресурсов, размещении населения;

  • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Учащиеся должны уметь:

    1. Выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи и устанавливать на основе их анализа главные черты компонентов природы и крупных природных комплексов.

    2. Определять географическое положение страны и наносить на контурную карту характеризующие его элементы.

    3. Способом сопоставления соответствующих карт выявлять связи между рельефом, строением и размещением полезных ископаемых.

    4. На основе политической и комплексных карт составлять краткое описание страны.

    5. Показывать на карте указанные в программе географические объекты, крупные государства и их столицы.

    6. Составлять образное описание страны, пользуясь различными источниками информации.

Оборудование:

  • политическая карта мира, карта Японии, атласы, контурные карты, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор, журналы, рисунки. Терминологический словарь. Фрагмент программы специальный корреспондент « Гейши».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов,

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин, я встречал альбатросов и

скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен

Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег Атлантических

пен.

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Р. Рождественского.

2. Изучение нового материала.

? Ребята, назовите главную мысль стихотворения Р. Рождественского.

Автор сожалеет о том, что не удалось и теперь врят ли удастся увидеть весь мир во всем его ошаламляющем многообразии. Задача сегодняшнего урока познакомиться с одним из уголков нашей планеты - маленькой, но удивительной страной- Японией. Страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы им позавидовать.





2.1 Географическое положение.


С чего же начать знакомство со страной? /С нахождения географического положения./

Почему? /Географическое положение оказывает влияние на климат, природу и хозяйственную деятельность, и жизнь человека/

1.Япония. Столица Токио.

Страна архипелаг состоящая из четырех крупных островов о. Кюсю, о. Сикоку, о. Хонсю, о. Хоккайдо и четырех тысяч мелких. Они расположены в Северо-Западной части Тихого океана. Между 44 С.Ш. и23 с.ш.,123в.д. и 147 в.д. Площадь-372 тыс. к.м.


Во сколько раз меньше площади России?

Площадь Росси-17 млн. км. В 46 раз.


В каких климатических поясах расположена страна?

Большая часть страны расположена в умеренном климатическом поясе, юг в субтропическом.

Благоприятны ли климатические условия для жизни людей?

Да, климат – умеренный и субтропический, благоприятен для жизни людей.

Какое место Япония занимает по протяженности береговой линии?

По протяженности береговой линии Япония занимает 6 место. Она составляет 30 тыс. км. Уступает таким странам как Канада, Индонезия, Гренландия, Россия, Филиппины. Как такое могло произойти, по площади Россия занимает 1место, Япония в 46 раз меньше, а по протяженности береговой линии находятся рядом?

Япония – страна архипелаг, поэтому и береговая линия протяженная.

Как она расположена относительно других географических объектов?

На З.-Тихий океан и его теплое течение Куросио. На В.-Японское море и материк Евразия. От Курильских островов Япония отделена проливом Кунаширским. О.Хоккайдо от о. Сахалина отделен проливом Лаперуза.

Сделайте вывод об особенностях Г.П.

Япония- маленькая островная страна архипелаг. Это осложняет освоение территории. Сухопутных границ не имеет. Климат мягкий, так как расположена в умеренном и субтропическом поясе. Что позволяет в южных районах собирать по два урожая в год. Изолированность территории привела к тому, что вплоть до 20 века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Ее удаленность от большинства стран затрудняло процессы интеграции, особенно до середины прошлого столетия.

С развитием, какого вида транспорта её географическое положение улучшилось?

С развитием морского и авиационного транспорта.

Изменяется ли географическое положение во времени?

Да на примере Японии мы видим, что Г.П.меняется во времени.

По карте строения земной коры определите происхождение архипелага.

Острова расположены в зоне разломов литосферных плит в зоне землетрясений.

2.2.Строение земной коры.

В небольшой стране насчитывается-150 вулканов, из них 40 действующих.

Назовите наивысшую точку. – Фудзияма - потухший вулкан. Высотой 3776метров. Японский фотограф Юкио Охияма фотографирует ее на протяжении 25 лет.

«Моя Фудзи - сама грациозность, она открывает мне рай, который я видел когда-то во сне»

  • В Японии происходит 1,5 тысячи землетрясений в год, приблизительно по 4 толчка в день.

  • В школах постоянно проводятся учения по предотвращению жертв во время землетрясения.

  • Издавна строятся лёгкие дома, при разрушении которых не гибнут люди.



Японский дом- это, прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор.…Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырёх можно в любой момент раздвинуть, можно вовсе снять. Когда такие легко выдвигающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами и одновременно- ставнями, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папирусную и называются седзи. Те раздвижные створки, что делят собой внутренние помещения и одновременно служат дверьми, оклеиваются плотной раскрашенной бумагой и именуются фусума.

Внутри японского жилища глаз видит лишь решетчатые переплёты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся с наружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами - жёсткие, пальца в три толщиной, маты из простёганных соломенных циновок. Днём на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель. В доме идеальная чистота. Традиционный японский дом называется минка.


Чем японский дом отличается от привычного европейского?

Лёгкость постройки, отсутствие мебели, окон и дверей.

С чем связана лёгкость построек?

С частыми землетрясениями.

Почему в домах японцев нет ничего лишнего?

В таком свободном доме они лучше чувствуют природу, они ближе к ней, чем в глухих стенах, им ничто не мешает сосредоточиться.


2.3.Комплексная характеристика использования земель.

А теперь познакомимся с хозяйственной деятельностью людей по комплексной карте.

1.Практически все земли заняты лесами и обрабатываемыми землями, особенно на юге.

2.Выращивают сахарный тростник, пшеницу, рис, цитрусовые, занимаются рыболовством.

Посмотрите, а занимается ли животноводством? Нет. Япония – единственная развитая страна, потребляющая мяса кур 1-2кг. в год на одного человека.

За счет чего восполняют жители нехватку белковой пищи. Много потребляют морепродуктов: рыбы, мидий, кальмаров, морскую капусту.

Назовите полезные вещества, содержащиеся в них. /Йод, кальций, фосфор./

Некоторые ученые связывают с этим трудолюбие, усидчивость нации.

3.Из полезных ископаемых есть каменный уголь, полиметаллические руды, медные руды, но их мало. П. И.- бедна.

Достаточно ли полезных ископаемых для развития экономики? Нет этого мало.


Как восполнить нехватку топлива, железа, цветных металлов? Закупать сырье.

Рассмотрите таблицу структуры импорта Японии, какие виды товаров доминируют в ней? Это полезные ископаемые нефть, цинк, бокситы, железо, каучук, древесина.

Давайте проанализируем таблицу «Страны мира по выплавке стали».

Какое место занимала Япония в 1950 году? 6 место.

А к 1990 году произошли изменения? Да. Япония стала занимать 2 место в мире.

А почему показатель выплавки стали так важен для любой страны? Сталь является конструкционным материалом №1.

Какое место занимает Россия, по выплавке стали? 4место.

Давайте проанализируем таблицу «Страны лидеры по производству легковых автомобилей, какое место занимала Япония в1950 году? Занимала 10 место.

Какие страны входили в тройку лидеров? США, Великобритания, Канада.

Сколько тысяч автомобилей производила Япония? 2 тысячи.

Изменилась ли тройка лидеров по производству автомобилей к 2006 году? Да, Япония стала лидером №1.А США стало занимать 4 место.

Сколько тысяч автомобилей стало составлять производство в Японии? 9757.

Во сколько раз увеличилось производство? В 4846 раз.

Почему в автомобиле строении Япония стала безусловным лидером? Экономичны, надежны, дешевы, современны.

Перечислите статьи экспорта этой страны? Да, это продукция наукоёмких отраслей: фотоаппаратура, автомобили, часы.

Почему товары сделанные в Японии пользуются спросом? Они очень хорошо зарекомендовали себя, качественные, современные.


Япония, лидирует, в промышленном производстве имея,

только один вид ресурса человеческий.


2.4.Население и культура.


Мы познакомимся с особенностями населения и культурой Японии.


Какова численность населения? 127 млн. человек численность населения.

Какое место в мире занимает эта страна?

Это 9 место после Китая, Индии, С.Ш.А., Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.

Кто знает, какой строй в этой стране?

Япония – конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.

Как зовут действующего императора?

В настоящее время император страны - Акихито.

Япония-нация здоровых людей.

Назовите среднюю продолжительность жизни японцев.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни 80,7 лет.

Какое место в мире Япония занимает по продолжительности жизни?

Это самый лучший показатель в мире, Япония занимает первое место в мире.

Какие страны входят в семерку лучших стран по этому показателю?

На 2 месте – Австралия,3 – Швейцария, 4-Канада, 5- Исландия, 6 – Италия, 7 – Франция.

Ребята, а продолжительность жизни выше у женщин или у мужчин?

У женщин ожидаемая продолжительность выше, чем у мужчин.

На сколько лет?

Приблизительно на 7 лет.

Только в Японии женщины живут дольше?

Нет, судя по таблице во всех странах женщины имеют большую продолжительность жизни.

Посчитайте приблизительно, на сколько лет, женщины живут дольше.

Как и в Японии приблизительно на 6-7 лет.

Почему японцы живут долго?

1. Все продукты в магазине наисвежайшие. Много употребляется морепродуктов.

2. Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают, как

хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки. Послушайте как в японском трехстишье хокку, автор Кабаяси Исса отразил это.

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

Наша жизнь – росинка

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь и все же.


В этих необычных философских стихах глубокий смысл. О чем они? /Люди должны бережно относиться друг к другу – мы, живя в разных странах, являемся жителями одной планеты Земля./ Жизнь хоть и быстротечна, но это наша жизнь.

3. Доброжелательность в отношениях.

4. Привычка ходить. В стране был провозглашен лозунг: «10 тысяч шагов в день ради здоровья», он стал жизненным правилом каждого японца.

5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Носить эти гигиенические повязки учат в саду.

Соблюдаете ли Вы эти правила?

/Ответы учащихся/

Религия

Япония, верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии – буддизм – синтоизм. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение многоярусное, с крышей, причудливо загнутой на углах. Ворота в храм называются – торий. При монастырях создаются ландшафтные сады, сад камней – хиранива.

Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды, и традиции, к числу которых относятся самураи, почитание старших, чайная церемония, бонсай, гейши.

У японцев приняты поклонения и улыбки. Подчиненный кланяется начальнику, сгибая корпус под углом 45, коллеги кланяются под углом 15, встречают клиентов и покупателей под углом 30.

Что это значит?

Значит, уважение зависит от ранга, положения в обществе.

Кнопку лифта должен нажимать моложе возрастом и ниже рангом.

Чайная церемония (тю-но-ю.)

В чайном павильоне (в красном углу) вывешивались китайские буддийские свитки.

На столы перед свитками ставили китайские вазы для цветов, подсвечники. Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает кипятком и специальной бамбуковой метелочкой взбивает пену. В течение чайного турнира гостям предлагалось – 10, 50, 100 чашек чая. Необходимо было определить «хороший» и» плохие «сорта. Угадавшиму давали специальный приз. Верхом безвкусицы считалось пить чай из сервиза. Каждая чашка – история, и поэтому они должны быть разными.

Бонсай.

Эти деревья-карлики отражают всё многообразие природного мира в миниатюре. Японцы всегда ценили жизненное пространство так как – островная страна, где ценится каждый сантиметр.

Бонсай – целая вселенная на одном подносе. Деревья самых обычных пород - но хвойные деревья традиционно ценятся выше лиственных, а плодовые выше тех, которые только цветут.

Рост деревьев сильно различается. Высота самых маленьких бонсай – 5 сантиметров, самый распространенный размер – 40-60 см.

В арсенале мастера бонсай, чтобы придать стволу и кроне заранее продуманную форму есть специальные инструменты – гири, веревки, мягкая проволока, клинья, щипцы, секатор, ножницы…

В первую очередь мастер обрезает корни, ветви, почки – растение не должно тянуться ввысь. Главное – отсекать все лишнее. Стили бонсай разные.


Самураи.

В 17 веке – десятую часть населения Японии составляли самураи. Самураи - это японские воины. Через 10 лет их нравы и обычаи стали образцом для всех.

Пожертвовать собой в случае необходимости было величайшим счастьем. Главное оружие – тяжёлый двуручный меч.

Меч - показывает о положении в обществе и символ власти. Облачение самурая, находящегося при дворе, строго регламентировалось и зависело от ранга.

Цуба, гарда меча – с середины XVI в. Превращается в настоящее произведение искусство.

4 образца изготовления из разных сплавов.

Самурай готов в любую минуту отдать жизнь, защищая Родину.



Кимоно

Кимоно – национальная японская одежда, прямой халат с широкими рукавами. Широкий пояс - называют оби. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия – мужское или женское. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Хранят в коробке завернутое в бумагу. Непременным атрибутом женского туалета являются: шпилька для украшения волос, веер, зонтик.

Наверное, многие из Вас слышали о гейшах. У многих европейцев сложилось неправильное представление о них. Сейчас мы просмотрим видео фрагмент программы специальный корреспондент, и Вы дадите правильный ответ на вопрос: «Кто же такие Гейши?»

Гейши – женщины хранительницы национальных традиций.

Закрепление.(1-2 мин.)

Домашнее задание. Ребята, за один урок нельзя раскрыть все многообразие страны, даже такой « маленькой» как Япония. Вы можете подготовить выступления о нецке, борцах сумо.

Учить страницы 256-259.

Спасибо за урок.

Учащиеся всем гостям подарят бумажных журавликов, которые для японцев символизируют мир и согласие, пусть они принесут вам удачу!

/ По ходу урока просмотр презентации/


Литература: Журнал « География в школе»№2/2001,№7/2000,№2 2007, №7 2007,ГЕО №4 1998г.,№8 2001г.,№9 2001г.,№4 1999г.Н.Н.Кондратюк « Дидактические материалы по географии» методическое пособие. Творческий центр « Сфера». Москва 2003.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Япония: территория, границы, население

Автор: Антипова Светлана Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Викторина  по географии «Что? Где? Когда?» 11класс"
    ["seo_title"] => string(50) "viktorina-po-ghieoghrafii-chto-gdie-koghda-11klass"
    ["file_id"] => string(6) "257134"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448280526"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "тетс в 2 вариантах по теме "Население" "
    ["seo_title"] => string(43) "tiets-v-2-variantakh-po-tiemie-nasielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "204702"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429712005"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Зарубежная Азия "
    ["seo_title"] => string(19) "zarubiezhnaia-aziia"
    ["file_id"] => string(6) "109555"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404730791"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) ""Курильские острова" интегрированный урок 8класс (география-история) "
    ["seo_title"] => string(72) "kuril-skiie-ostrova-intieghrirovannyi-urok-8klass-ghieoghrafiia-istoriia"
    ["file_id"] => string(6) "105880"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402921274"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Общая экономико-географическая характеристика Азии. "
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-ekonomiko-ghieoghrafichieskaia-kharaktieristika-azii"
    ["file_id"] => string(6) "107230"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403187496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства