усвоение знаний об основных чертах ЭГП, основных чертах строения и рельефа материка, природных и сырьевых ресурсов, размещении населения;
формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Учащиеся должны уметь:
1.Выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи и устанавливать на основе их анализа главные черты компонентов природы и крупных природных комплексов.
2.Определять географическое положение страны и наносить на контурную карту характеризующие его элементы.
3.Способом сопоставления соответствующих карт выявлять связи между рельефом, строением и размещением полезных ископаемых.
4.На основе политической и комплексных карт составлять краткое описание страны.
5.Показывать на карте указанные в программе географические объекты, крупные государства и их столицы.
6.Составлять образное описание страны, пользуясь различными источниками информации.
Оборудование:
политическая карта мира, карта Японии, атласы, контурные карты, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор, журналы, рисунки. Терминологический словарь. Фрагмент программы специальный корреспондент « Гейши».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Япония: территория, границы, население »
Конспект урока Тема урока: Япония: территория, границы, население.
Учебно-воспитательные цели:
усвоение знаний об основных чертах ЭГП, основных чертах строения и рельефа материка, природных и сырьевых ресурсов, размещении населения;
формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Учащиеся должны уметь:
Выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи и устанавливать на основе их анализа главные черты компонентов природы и крупных природных комплексов.
Определять географическое положение страны и наносить на контурную карту характеризующие его элементы.
Способом сопоставления соответствующих карт выявлять связи между рельефом, строением и размещением полезных ископаемых.
На основе политической и комплексных карт составлять краткое описание страны.
Показывать на карте указанные в программе географические объекты, крупные государства и их столицы.
Составлять образное описание страны, пользуясь различными источниками информации.
Оборудование:
политическая карта мира, карта Японии, атласы, контурные карты, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор, журналы, рисунки. Терминологический словарь. Фрагмент программы специальный корреспондент « Гейши».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов,
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин, я встречал альбатросов и
скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен
Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег Атлантических
пен.
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Р. Рождественского.
2. Изучение нового материала.
? Ребята, назовите главную мысль стихотворения Р. Рождественского.
Автор сожалеет о том, что не удалось и теперь врят ли удастся увидеть весь мир во всем его ошаламляющем многообразии. Задача сегодняшнего урока познакомиться с одним из уголков нашей планеты - маленькой, но удивительной страной- Японией. Страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы им позавидовать.
2.1 Географическое положение.
С чего же начать знакомство со страной? /С нахождения географического положения./
Почему? /Географическое положение оказывает влияние на климат, природу и хозяйственную деятельность, и жизнь человека/
1.Япония. Столица Токио.
Страна архипелаг состоящая из четырех крупных островов о. Кюсю, о. Сикоку, о. Хонсю, о. Хоккайдо и четырех тысяч мелких. Они расположены в Северо-Западной части Тихого океана. Между 44 С.Ш. и23 с.ш.,123в.д. и 147 в.д. Площадь-372 тыс. к.м.
Во сколько раз меньше площади России?
Площадь Росси-17 млн. км. В 46 раз.
В каких климатических поясах расположена страна?
Большая часть страны расположена в умеренном климатическом поясе, юг в субтропическом.
Благоприятны ли климатические условия для жизни людей?
Да, климат – умеренный и субтропический, благоприятен для жизни людей.
Какое место Япония занимает по протяженности береговой линии?
По протяженности береговой линии Япония занимает 6 место. Она составляет 30 тыс. км. Уступает таким странам как Канада, Индонезия, Гренландия, Россия, Филиппины. Как такое могло произойти, по площади Россия занимает 1место, Япония в 46 раз меньше, а по протяженности береговой линии находятся рядом?
Япония – страна архипелаг, поэтому и береговая линия протяженная.
Как она расположена относительно других географических объектов?
На З.-Тихий океан и его теплое течение Куросио. На В.-Японское море и материк Евразия. От Курильских островов Япония отделена проливом Кунаширским. О.Хоккайдо от о. Сахалина отделен проливом Лаперуза.
Сделайте вывод об особенностях Г.П.
Япония- маленькая островная страна архипелаг. Это осложняет освоение территории. Сухопутных границ не имеет. Климат мягкий, так как расположена в умеренном и субтропическом поясе. Что позволяет в южных районах собирать по два урожая в год. Изолированность территории привела к тому, что вплоть до 20 века она была, как бы спрятана от глаз европейцев. Ее удаленность от большинства стран затрудняло процессы интеграции, особенно до середины прошлого столетия.
С развитием, какого вида транспорта еёгеографическое положение улучшилось?
С развитием морского и авиационного транспорта.
Изменяется ли географическое положение во времени?
Да на примере Японии мы видим, что Г.П.меняется во времени.
По карте строения земной коры определите происхождение архипелага.
Острова расположены в зоне разломов литосферных плит в зоне землетрясений.
2.2.Строение земной коры.
В небольшой стране насчитывается-150 вулканов, из них 40 действующих.
Назовите наивысшую точку. – Фудзияма - потухший вулкан. Высотой 3776метров. Японский фотограф Юкио Охияма фотографирует ее на протяжении 25 лет.
«Моя Фудзи - сама грациозность, она открывает мне рай, который я видел когда-то во сне»
В Японии происходит 1,5 тысячи землетрясений в год, приблизительно по 4 толчка в день.
В школах постоянно проводятся учения по предотвращению жертв во время землетрясения.
Издавна строятся лёгкие дома, при разрушении которых не гибнут люди.
Японский дом- это, прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор.…Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырёх можно в любой момент раздвинуть, можно вовсе снять. Когда такие легко выдвигающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами и одновременно- ставнями, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папирусную и называются седзи. Те раздвижные створки, что делят собой внутренние помещения и одновременно служат дверьми, оклеиваются плотной раскрашенной бумагой и именуются фусума.
Внутри японского жилища глаз видит лишь решетчатые переплёты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся с наружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами - жёсткие, пальца в три толщиной, маты из простёганных соломенных циновок. Днём на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель. В доме идеальная чистота. Традиционный японский дом называется минка.
Чем японский дом отличается от привычного европейского?
Лёгкость постройки, отсутствие мебели, окон и дверей.
С чем связана лёгкость построек?
С частыми землетрясениями.
Почему в домах японцев нет ничего лишнего?
В таком свободном доме они лучше чувствуют природу, они ближе к ней, чем в глухих стенах, им ничто не мешает сосредоточиться.
2.3.Комплексная характеристика использования земель.
А теперь познакомимся с хозяйственной деятельностью людей по комплексной карте.
1.Практически все земли заняты лесами и обрабатываемыми землями, особенно на юге.
Посмотрите, а занимается ли животноводством? Нет. Япония – единственная развитая страна, потребляющая мяса кур 1-2кг. в год на одного человека.
За счет чего восполняют жители нехватку белковой пищи. Много потребляют морепродуктов: рыбы, мидий, кальмаров, морскую капусту.
Назовите полезные вещества, содержащиеся в них. /Йод, кальций, фосфор./
Некоторые ученые связывают с этим трудолюбие, усидчивость нации.
3.Из полезных ископаемых есть каменный уголь, полиметаллические руды, медные руды, но их мало. П. И.- бедна.
Достаточно ли полезных ископаемых для развития экономики? Нет этого мало.
Как восполнить нехватку топлива, железа, цветных металлов? Закупать сырье.
Рассмотрите таблицу структуры импорта Японии, какие виды товаров доминируют в ней? Это полезные ископаемые нефть, цинк, бокситы, железо, каучук, древесина.
Давайте проанализируем таблицу «Страны мира по выплавке стали».
Какое место занимала Япония в 1950 году? 6 место.
А к 1990 году произошли изменения? Да. Япония стала занимать 2 место в мире.
А почему показатель выплавки стали так важен для любой страны? Сталь является конструкционным материалом №1.
Какое место занимает Россия, по выплавке стали? 4место.
Давайте проанализируем таблицу «Страны лидеры по производству легковых автомобилей, какое место занимала Япония в1950 году? Занимала 10 место.
Какие страны входили в тройку лидеров? США, Великобритания, Канада.
Сколько тысяч автомобилей производила Япония? 2 тысячи.
Изменилась ли тройка лидеров по производству автомобилей к 2006 году? Да, Япония стала лидером №1.А США стало занимать 4 место.
Сколько тысяч автомобилей стало составлять производство в Японии? 9757.
Во сколько раз увеличилось производство? В 4846 раз.
Почему в автомобиле строении Япония стала безусловным лидером? Экономичны, надежны, дешевы, современны.
Перечислите статьи экспорта этой страны? Да, это продукция наукоёмких отраслей: фотоаппаратура, автомобили, часы.
Почему товары сделанные в Японии пользуются спросом? Они очень хорошо зарекомендовали себя, качественные, современные.
Япония, лидирует, в промышленном производстве имея,
только один вид ресурса человеческий.
2.4.Население и культура.
Мы познакомимся с особенностями населения и культурой Японии.
Какова численность населения? 127 млн. человек численность населения.
Какое место в мире занимает эта страна?
Это 9 место после Китая, Индии, С.Ш.А., Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.
Кто знает, какой строй в этой стране?
Япония – конституционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире.
Как зовут действующего императора?
В настоящее время император страны - Акихито.
Япония-нация здоровых людей.
Назовите среднюю продолжительность жизни японцев.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни 80,7 лет.
Какое место в мире Япония занимает по продолжительности жизни?
Это самыйлучший показатель в мире, Япония занимает первое место в мире.
Какие страны входят в семерку лучших стран по этому показателю?
На 2 месте – Австралия,3 – Швейцария, 4-Канада, 5- Исландия, 6 – Италия, 7 – Франция.
Ребята, а продолжительность жизни выше у женщин или у мужчин?
У женщин ожидаемая продолжительность выше, чем у мужчин.
На сколько лет?
Приблизительно на 7 лет.
Только в Японии женщины живут дольше?
Нет, судя по таблице во всех странах женщины имеют большую продолжительность жизни.
Посчитайте приблизительно, на сколько лет, женщины живут дольше.
Как и в Японииприблизительно на 6-7 лет.
Почему японцы живут долго?
1. Все продукты в магазине наисвежайшие. Много употребляется морепродуктов.
2. Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают, как
хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки. Послушайте как в японском трехстишье хокку, автор Кабаяси Исса отразил это.
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Наша жизнь – росинка
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь и все же.
В этих необычных философских стихах глубокий смысл. О чем они? /Люди должны бережно относиться друг к другу – мы, живя в разных странах, являемся жителями одной планеты Земля./ Жизнь хоть и быстротечна, но это наша жизнь.
3. Доброжелательность в отношениях.
4. Привычка ходить. В стране был провозглашен лозунг: «10 тысяч шагов в день ради здоровья», он стал жизненным правилом каждого японца.
5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Носить эти гигиенические повязки учат в саду.
Соблюдаете ли Вы эти правила?
/Ответы учащихся/
Религия
Япония, верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии – буддизм – синтоизм. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение многоярусное, с крышей, причудливо загнутой на углах. Ворота в храм называются – торий. При монастырях создаются ландшафтные сады, сад камней – хиранива.
Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды, и традиции, к числу которых относятся самураи, почитание старших, чайная церемония, бонсай, гейши.
У японцев приняты поклонения и улыбки. Подчиненный кланяется начальнику, сгибая корпус под углом 45, коллеги кланяются под углом 15, встречают клиентов и покупателей под углом 30.
Что это значит?
Значит, уважение зависит от ранга, положения в обществе.
Кнопку лифта должен нажимать моложе возрастом и ниже рангом.
Чайная церемония (тю-но-ю.)
В чайном павильоне (в красном углу) вывешивались китайские буддийские свитки.
На столы перед свитками ставили китайские вазы для цветов, подсвечники. Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает кипятком и специальной бамбуковой метелочкой взбивает пену. В течение чайного турнира гостям предлагалось – 10, 50, 100 чашек чая. Необходимо было определить «хороший» и» плохие «сорта. Угадавшиму давали специальный приз. Верхом безвкусицы считалось пить чай из сервиза. Каждая чашка – история, и поэтому они должны быть разными.
Бонсай.
Эти деревья-карлики отражают всё многообразие природного мира в миниатюре. Японцы всегда ценили жизненное пространство так как – островная страна, где ценится каждый сантиметр.
Бонсай – целая вселенная на одном подносе. Деревья самых обычных пород - но хвойные деревья традиционно ценятся выше лиственных, а плодовые выше тех, которые только цветут.
Рост деревьев сильно различается. Высота самых маленьких бонсай – 5 сантиметров, самый распространенный размер – 40-60 см.
В арсенале мастера бонсай, чтобы придать стволу и кроне заранее продуманную форму есть специальные инструменты – гири, веревки, мягкая проволока, клинья, щипцы, секатор, ножницы…
В первую очередь мастер обрезает корни, ветви, почки – растение не должно тянуться ввысь. Главное – отсекать все лишнее. Стили бонсай разные.
Самураи.
В 17 веке – десятую часть населения Японии составляли самураи. Самураи - это японские воины. Через 10 лет их нравы и обычаи стали образцом для всех.
Пожертвовать собой в случае необходимости было величайшим счастьем. Главное оружие – тяжёлый двуручный меч.
Меч - показывает о положении в обществе и символ власти. Облачение самурая, находящегося при дворе, строго регламентировалось и зависело от ранга.
Цуба, гарда меча – с середины XVI в. Превращается в настоящее произведение искусство.
4 образца изготовления из разных сплавов.
Самурай готов в любую минуту отдать жизнь, защищая Родину.
Кимоно
Кимоно – национальная японская одежда, прямой халат с широкими рукавами. Широкий пояс - называют оби. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия – мужское или женское. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Хранят в коробке завернутое в бумагу. Непременным атрибутом женского туалета являются: шпилька для украшения волос, веер, зонтик.
Наверное, многие из Вас слышали о гейшах. У многих европейцев сложилось неправильное представление о них. Сейчас мы просмотрим видео фрагмент программы специальный корреспондент, и Вы дадите правильный ответ на вопрос: «Кто же такие Гейши?»
Гейши – женщины хранительницы национальных традиций.
Закрепление.(1-2 мин.)
Домашнее задание. Ребята, за один урок нельзя раскрыть все многообразие страны, даже такой « маленькой» как Япония. Вы можете подготовить выступления о нецке, борцах сумо.
Учить страницы 256-259.
Спасибо за урок.
Учащиеся всем гостям подарят бумажных журавликов, которые для японцев символизируют мир и согласие, пусть они принесут вам удачу!
/ По ходу урока просмотр презентации/
Литература: Журнал « География в школе»№2/2001,№7/2000,№2 2007, №7 2007,ГЕО №4 1998г.,№8 2001г.,№9 2001г.,№4 1999г.Н.Н.Кондратюк « Дидактические материалы по географии» методическое пособие. Творческий центр « Сфера». Москва 2003.