Раменская Татьяна Иосифовна |
Предмет | география | Класс 5 |
Тема урока | Географические открытия Средневековья. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Вид урока | Комбинированный с использованием информационных технологий. |
Содержание | Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока? |
Планируемые образовательные результаты Цель: Создать условия для формирования представлений об истории географических открытий Средневековья. Задачи: Обучающая: ознакомить с историей географических открытий Средневековья; сформировать представление об особенностях представлений людей Средневековья о поверхности Земли и о том, как они менялись; сформировать представление о вкладе, который внесли учёные и путешественники Средневековья в развитие знаний о Земле; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний. Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний. Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе. |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся смогут: уметь показывать на карте пути экспедиций Х. Колумба и Ф. Магеллана; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. | Обучающиеся смогут: осуществлять поиск и выделение информации в учебнике о развитии географических знаний. умение структурировать информацию при составлении таблицы «Как люди открывали Землю»; уметь строить взаимодействия с одноклассниками при отборе информации в таблицу; составлять таблицу по содержанию текста; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. | Обучающиеся будут обладать: познавательной и информационной культурой, навыками самостоятельной работы с текстом и нетекстовым компонентом учебника; чувством патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова | Марко Поло Афанасий Никитин |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, интерактивная доска, проектор, презентация, фличарт «Контурная карта с маршрутами путешествий географов Средневековья». |
Оборудование | Учебник, атлас, тетрадь, карточки с заданиями для VII вида, рабочие листы, фишки (выдаются за каждый полный ответ). |
Дополнительные источники знаний | Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | |
Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Работаем по парам. |
1. ЭТАП Актуализация знаний |
Слайд 1. Подводящий диалог. Итак, мы продолжаем изучение темы «История открытия и освоения Земли». Слайд 2 Что мы изучали на прошлом уроке? Какие территории были известны древним грекам 2,5 тыс. лет назад? Кого считают первооткрывателями пролива из Средиземного моря в Атлантический океан? Путешествия по каким маршрутам связывают с именем финикийцев? Какое путешествие осуществили древние греки, среди которых был учёный Пифей? Каких земель достигли отважные мореплаватели? Какие сведения о дальних странах могли почерпнуть древние греки из книг Геродота? Какова заслуга Эратосфена в развитии знаний о Земле? Как во времена Эратосфена греки называли Чёрное море? Как во времена Эратосфена греки называли Средиземное море? Как во времена Эратосфена греки называли Африку? Как во времена Эратосфена греки называли реку Дунай? Какова заслуга древнеримского учёного Птолемея в развитии знаний о Земле? Сравнивая карты Эратосфена, Птолемея и других учёных древнего мира с современными картами, можем ли мы сказать, что процесс открытий и освоения Земли в тот период был завершён? Учащиеся VII вида – самостоятельная работа по домашнему заданию. Назови имена учёных и путешественников древнего мира. Кто из путешественников древнего мира впервые дошёл до Скандинавского полуострова? Кто из путешественников древнего мира смог проплыть вокруг Африки? Кто из учёных древнего мира описал египетские пирамиды? Каких животных описал Геродот? Кто из учёных древнего мира первым применил термин «география»? Какой вклад в развитие знаний о Земле внёс древнеримский учёный Птолемей? | Принимают участие беседе по поставленному вопросу. Осмысливают вопрос, формулируют ответ, озвучивают его. Слушают вопросы. Анализируют вопросы. Обсуждают ответы. Формулируют ответы и озвучивают их. Выполняют задания самостоятельной работы |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Беседа. - Какой период мировой истории идёт после древнего мира? - Какой период истории мы будем изучать сегодня? Слайд 3 Конечно, географы древнего мира совершали настоящие подвиги, отправляясь в путешествия на довольно утлых и несовершенных судах. Но, благодаря их стараниям стала известна только малая часть нашей планеты. Эстафету от учёных древнего мира приняли учёные и путешественники Средневековья. Слайд 4. Тема урока: Географические исследования Средневековья. | Слушают вопросы. Анализируют вопросы. Обсуждают ответы. Формулируют ответы и озвучивают их. Формулируют тему урока, озвучивают её в классе. Записывают тему урока на рабочие листы. |
3. ЭТАП целеполагания |
Помогает сформулировать цели урока. Отправляясь в поезду куда-либо вы твёрдо знаете: Слайд 5 Слайд 6 Цели урока. Слайд 7 Слайд 8: учебник, атласы и т.д. выбираем средства Слайд 9 Слайд 10 Результат – выполнить план и достигнуть целей, поставленных на уроке. | Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности. Выбирают из предложенных на слайде средств те, которые нужны будут для работы на уроке. |
4. ЭТАП планирования работы. |
Предоставляет достаточное количество материала (§13, презентация), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Слайд 11 Вопрос: По какому плану будем сегодня работать? Озвучивает план работы на уроке. 1. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? 2. Кто из европейцев составил первое описание Востока? | Читают текст учебника, выделяют смысловые блоки, предлагают их заголовки. Участвуют в обсуждении заголовков смысловых блоков. Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности. |
5 ЭТАП Изучение нового материала. |
Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу работы с текстом учебника. Организует обучающихся на ведение записей в рабочей тетради. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Работа с материалом учебника. Слайд 12 1. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Задание1. Прочтите текст учебника на стр. 62-63. Составьте 5 вопросов к тексту учебника. Слайд 13 Обсуждение вклада, который сделали арабы в развитие знаний о Земле. Арабы. Завоевания на юго-западе Азии, севере Африки и Пиренейском полуострове. Контролировали все торговые пути, шедшие с востока на запад. Арабы строили суда без единого гвоздя и совершали плавания вплоть до Филиппинских островов. На суше арабские путешественники ходили в славянские земли и даже достигли верховий Иртыша и Енисея. Слайд 14 Беседа по рис. 39 на стр. 62 Задание 2. Ответить на вопросы: Где проходил путь «Из варяг в греки»? Что и куда везли по этому пути? Где проходил «Великий шёлковый путь»? Почему этот путь получил такое название? Кто, в основном, пользовался этими путями? Слайд 15 2. Кто из европейцев составил первое описание Востока? Задание 3. Прочтите текст на стр. 63 и подготовьте ответы на вопросы: Благодаря чему, Марко Поло получил мировую известность? Какие сведения о странах Востока содержала в себе книга странствий Марко Поло? Какие чудеса увидел Марко Поло во время своего путешествия? О чём впервые упоминается в книге Марко Поло? Слайд 16 Марко Поло Слайд 17 Задание 4. Прочтите текст на стр. 64 и подготовьте ответы на вопросы: Кто из российских купцов первым предпринял продолжительное путешествие в страны Востока? Как называлась книга, в которой Афанасий Никитин описал своё путешествие? Назовите 3 моря, которые Афанасий Никитин переплыл во время своего путешествия. Какие сведения о странах Востока рассказывал Афанасий Никитин в своей книге? Слайд 18 Рассказ. Дополнительный материал Афанасий Никитин Слайд 19 Выводы по уроку: Большой вклад в исследования Евразии и Африки внесли арабские путешественники. Купцы Марко Поло и Афанасий Никитин оставили литературные описания своих странствий, известные и поныне. Слайды 20-21 Физкультминутка. | Работают по парам. Читают текст учебника. Формулируют вопросы к тексту учебника. Записывают вопросы в рабочий лист. Озвучивают их. Отвечают на вопросы, составленные другими группами. Слушают сообщение о вкладе арабов в развитие знаний о Земле. Читают текст учебника, анализируют его, находят ответ на вопросы, формулируют ответы, обсуждают с товарищами в группе, корректируют ответы и озвучивают их. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Работают с текстом учебника. Анализируют текст, формулируют ответы на вопросы. Обсуждают варианты ответов, озвучивают ответы. Ищут в тексте учебника информацию о вкладе Марко Поло в развитие знаний о Земле. Произносят вслух имена великих путешественников древних времён. Работают с текстом учебника. Анализируют текст, формулируют ответы на вопросы. Обсуждают варианты ответов, озвучивают ответы. Ищут в тексте учебника информацию о вкладе Афанасия Никитина в развитие знаний о Земле. Слушают сообщение об Афанасии Никитине. Формулируют выводы по уроку и озвучивают их. Слушают рассказ учителя. Выполняют упражнения физкультминутки |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Применение знаний в нестандартной ситуации. Слайд 22 Беседа. Что нового мы узнали на уроке? Слайд 23 Вопросы: 1. Какие богатства Востока больше всего интересовали европейцев и почему? 2. Какие страны посетили европейские путешественники? Слайды 24 Работа с контурной картой. Фличарт с контурной картой. Задания. 1. На карте изображён маршрут путешествия Марко Поло. Нанесите его на контурную карту. 2. На карте изображён маршрут путешествия Афанасия Никитина. Нанесите его на контурную карту. | Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний. Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответ. Выполняют правильно действия. Работают на контурной карте. Цветными карандашами обозначают маршруты путешествий указанных в задании путешественников. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Слайд 25 Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Слайд 26 Цели урока. Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали. Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке. Поставь себе оценку за работу на уроке. Слайд 27 Я знаю! Я умею! Мне нравится! | Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке. Высказывают своё мнение о работе на уроке одноклассников и оценивают свою работу. Высказывают своё мнение о полноте полученных знаний. |
8 ЭТАП Домашнее задание. | |
Комментирует домашнее задание. Слайд 28 Д/З: § 13; Для удовольствия: Сделать сообщение об одном из путешественников Средневековья. Слайд 29 Титульный слайд | Записывают домашнее задание в дневники |
https://memoriapuntodoc.files.wordpress.com/2012/09/pirrus_de_noha_biblioteca_apostolica_vaticana_1410.png
Великий шёлковый путь. Так называлась в древности (II в. до н. э.) караванная дорога, связывающая Восточную Азию со Средиземноморьем. Северная часть пути возникла по инициативе китайского императора, нуждавшегося в породистых лошадях для своего войска. О таких конях рассказал ему, вернувшись из Средней Азии, его сановник. Он же доложил императору об отсутствии в других странах шелкоткацкого ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шёлк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды и вино. В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису вдоль отрогов Тянь-Шаня. Шёлк был хотя и главным, но не единственным товаром, который вывозился из Китая. Караваны везли также фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. А в другом направлении - из Средней Азии - вывозили, кроме коней, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожу и шерсть, ковры и ткани, экзотические фрукты - арбузы и персики, курдючных овец и охотничьих собак, леопардов и львов. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности.
Главной торговой «артерией» Руси в XV веке была Волга, по ней и отправился в путь в 1466 году тверской купец Афанасий Никитин «со товарищи». На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» - меха. Под Астраханью на них напали татары и почти все разграбили. Часть купцов с Никитиным попали на год в плен. Отсюда он попадает в Иран. Проведя в Иране более двух лет, Афанасий двинулся дальше на юг, в Индию. Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. «И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а волосы в одну косу заплетены, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много - дивятся белому человеку». На обратном пути он посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Записи Афанасия Никитина стали первым подробным описанием быта Индии не только для России, но и для Европы. Не планируя заранее путешествие за три моря, Никитин оказался первым европейцем, который описал средневековую Индии просто и правдиво. Родную Тверь Никитину увидеть не довелось, он умер под Смоленском. Его путевые записи «Хожение за три моря» купцы передали дьяку великого князя. Потомки сохранили память о смелом русском купце, открывшем для россиян Индию. Именем Никитина названа вершина подводного горного массива в Индийском океане, недалеко от экватора. В Твери на берегу Волги, где началось его необычное путешествие, на набережной, названной его именем, ему установлен памятник.