Общеобразовательная:.доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;
Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.развивать наблюдательность, память, логическое мышление), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
воспитывать информационную культуру;
воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения.
учащиеся должны знать понятие гидросферы, состав гидросферы, три состояния воды в природе, роль воды в природе и жизни человека, свойства воды, круговорот воды в природе; уметь работать с картой, учебником, тетрадью. Делать выводы из своих наблюдений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: обобщить полученные знания по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли».
Ход урока:
На аванс сцене трое мальчиков, на груди каждого химические знаки:
Двое мальчиков – атомы водорода и один – атом кислорода. Позади мальчиков находится девочка, на груди которой формула.
КИСЛОРОД: Я коварный поджигатель:
Вы огня хотите – нате!
Я всесильный окислитель:
Если два атома дадите
Водорода наперед
Воду дать могу я – вот!
1-й водород : Не говорю я, а горю, и себя я вам дарю.
2-й водород : Пусть будет дождь и снег, и град я напоить природу рад!
Все вместе: А коль вместе мы всегда, Получается – вода.
Учитель: А вам ребята без воды
И не «туды» и не «сюды».
И «водороды» мимоходом
Пленяют грозный кислород.
И тем они рождают воду,
Чтоб жажду утолил народ.
(Ширма опускается, и выходит новый персонаж- Вода)
ВОДА: А ну скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы!
Я лед, я пот, я облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, я закипаю.
Когда мороз, я замерзаю.
Учитель: Но стоп! Не надо замерзать!
Всё о тебе хотим мы знать.
Вода: Сегодня, ученик, меня послушай
Я занимаю три четвертых суши.
Я вода – меня ты пьёшь,
В насмешку «аш два о» зовешь.
Но без меня как не крутись
Никому не обойтись.
На Земле ведь я повсюду,
Пользу приношу я людям.
Я в водопадах, ручейках,
В морях озерах, ледниках.
Я и в почве, в атмосфере,
Ну а, а в общем, - в гидросфере.
Учитель: Ребята, что такое гидросфера?
Ответ: Гидросфера – это водная оболочка Земли.
Слово «гидро» в переводе с греческого означает «вода»
Учитель: Что же составляет водную оболочку земли?
(блок- схема на классной доске)
ГИДРОСФЕРА
Учитель: Давайте познакомимся со всеми «персонажами» гидросферы.
ОКЕАН: Я океан, я не один,
Нас на Земле четыре.
Я океан, я господин,
Прекрасный в этом мире.
Меня зовут «Его Величество».
Во мне воды несметное количество
Задание 1: Заполни таблицу
Название океана
Размеры
В каком полушарии расположено
Какие материки омывают
Тихий
178,68
Восточной
Евразия, Австралия
Атлантический
91,56
Западное
Северная и Южная Америка, Евразия, Африка
Индийский
76,17
Южное
Евразия, Африка, Австралия
Северо Ледовитый
14,75
Северное
Северная Америка, Евразия
Учитель: (задает классу вопросы)
Сколько океанов на земле?( четыре: Тихий, Атлантический,
Индийский, Северный Ледовитый)
Какой океан самый большой? (Тихий)
Какой океан самый маленький? (Северный Ледовитый)
В каком океане самая глубокая впадина? ( в Тихом)
Какой океан самый теплый? (тихий)
Какой океан самый холодный? (Северный Ледовитый)
Какой океан самый соленый? (Индийский)
МОРЕ: А мы моря соленные.
Большие и ядреные.
Ведь соли в нас несметное количество,
Как у « Его Величества».
Нас Красным, Белым, Черным называют,
Но люди на земле ведь точно знают,
Что воды наши (видели вы сами)
Как небо что у нас над головами.
Учитель: (задает классу вопросы):
Сколько морей на земле?(30)
При каком условии воду считают соленой? (если в одном литре воды содержится 35 грамм соли)
На какие три вида делят моря по своему расположению относительно суши? (Внутренние, окраинные, межостровные)
Самое соленое море? (Мертвое море)
На берегах, какого моря расположены порты Казахстана? (Каспийское море)
ОЗЕРО: Я озеро иль озерцо.
Как зеркало воды мое лицо.
Нас на земле так много,
Что всех не перечесть.
Соленых нас не много,
Но много пресных есть.
Учитель (задает классу вопросы):
Что называется озером? (Это естественные углубления суши, наполненные водой)
Чем отличается озеро от моря? (Озера не имеют прямой связи с океанами )
Самое большое пресное озеро? (Верхнее в Северной Америке)
Какое самое глубокое пресное озеро? ( Байкал в Сибири)
Какие большие озера Казахстана вам известны? (Балхаш, Алаколь, Зайсан)
РЕКА: А я река, я широка,
Иду к тебе из далека.
Я приношу вам воду
И ей пою природу:
Поля, сады и огороды.
Учитель (задает классу вопросы)
Что такое река? (естественный поток воды, текущей по выработанному ей руслу)
Каковы составные части реки?(Исток, русло, устье)
Какая река протекает в нашей местности? (Ишим)
Загадки:
Один бежит, другой лежит, третий кланяется. (река, берег, камыш)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (берега)
В тихую погоду нет нас нигде. А ветер подует, бежим по воде (волны)
ЛЕДНИК: А я большущий, я ледник,
Скрываться я в горах привык
Там высоко всегда сижу
И сверху на простор гляжу.
А когда с горы сползаю,
То много бед всем причиняю.
Не будь в обиде на меня,
Ведь реки начинаются с меня.
Учитель: (задает классу вопрос)
Что называется ледником? (Природные образования, представляющие скопление льда атмосферного происхождения)
ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ: Когда ручей мы создаем
Или родник, иль арасан,
То человек возводит нас в высокий сан
За чистый наш нектар,
Что мы даем вам всем как дар.
Учитель: (задает классу вопрос)
Что такое арасан? (место выхода целебных вод на поверхность Земли)
Какие арасаны вы знаете в Казахстане? (Алмаарасан, Капаларасан, Жаркентарасан, Барлыкарасан)
БОЛОТО: А я болото с трясиной,
Покрытое зеленоватой тиной.
По мне ходить вам страшно,
И очень - я скажу - опасно.
Учитель: (задает классу вопрос)
Что такое болото? (это избыточное увлажненные участки суши)
Почему в тундре много болот? (потому что слой вечной мерзлоты препятствует проникновению в землю поверхностных вод)
На какие виды делятся болота? (низинные, которые питаются грунтовыми водами и верховые, которые питаются атмосферными осадками)
Почему надо охранять болота? (они играют важную роль в жизни птиц, зверей, растений)
ВОДЯНОЙ ПАР: Я вам скажу, природы дар-
Невидимый мой благородный пар.
Пары воды есть в атмосфере
И в окружающей нас сфере
И без меня круговорот
Воды не происходит – вот!
Учитель: (задает классу вопрос)
Что такое водяной пар? (это газообразное состояние воды)
Как осуществляется круговорот воды в природе? (Вода испаряется, и водяной пар образует облака, тучи, идет дождь и, попадая в реки, вновь испаряется и т.д.)
Какие виды атмосферных осадков вы знаете? (дождь, снег, град, роса, туман, изморось, иней.
Задание 6:
Назовите три состояния воды.
При каких обстоятельствах вода переходит из одного состояния в другое.
Начерти схему круговорота воды в природе
Учитель: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!» Так писал АНТУАН де Сент-Экзюпери, когда его самолёт разбился и он несколько дней провёл под палящем солнцем.
Мы многое сегодня изучили
Материал естествознанья повторили
«Молодцы!» скажу я вам
И наставление всем дам:
Чтоб в естествознанье преуспеть
Надо знания, умения, желание иметь.
Надо к знаниям стремиться,
На уроках не лениться,
И тогда оценку «пять»
Каждый будет на уроках получать.
У каждого на парте по 3 листика означающие:
Синий - было интересно на уроке, я все понял.
Жёлтый - урок понравился, но некоторые моменты были трудными.
Красный – мне на уроке было скучно.
Сейчас я вас попрошу поднять вверх один из листочков.