Цель урока: закрепить навык определения географических координат объектов на примере столиц чемпионатов мира по футболу.
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для развития навыков определения географических координат объектов и интереса к этому процессу.
Познакомить учащихся со столицами чемпионатов мира по футболу.
Планируется, что к окончанию урока каждый учащийся сможет правильно определить координаты двух предложенных объектов и нанести на контурную карту не менее трех столиц чемпионатов мира по футболу.
Воспитательные:
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме урока.
Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением контурных карт, карт атласа.
Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию групповой работы и работы в парах.
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с политической картой полушарий, политической картой Европы и контурной картой.
Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом определения географических координат объектов и нахождения местоположения объекта на географической карте по известным координатам.
Способствовать развитию волевых качеств учащихся при возникновении затруднений в ходе выполнения работы.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Просмотр содержимого документа
«Футбольная география.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 15 Советского района Волгограда»
Тема урока: «ФУТБОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Номинация конкурса: «Практический урок»
Возрастная группа обучающихся: 11-12 лет (6 класс)
Область применения разработки: урочная и внеурочная деятельность по географии
Работу выполнила:
Забара Татьяна Геннадьевна
учитель географии
МОУ СШ № 15
Волгоград-2018
Введение.
Введение нового Образовательного стандарта фиксирует информационно-коммуникационную компетентность (ИКТ - компетентность) учащегося как одну из важнейших метапредметных компетенций, формируемых в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Задача географии как школьного предмета – формировать пространственную составляющую ИКТ - компетентности школьника, поскольку существенная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. В решении этой задачи могут помочь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), оперирующие пространственной информацией и поддерживающие учебную активность школьников, информационно-компьютерные технологии (ИКТ), школьная геоинформационная система (ГИС.)
Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Таким образом, актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Мультимедийные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Презентации на уроках географии.
Презентация-форма экранной подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, графики, аудио – и видеоматериалы, фрагменты мультимедийных энциклопедий. Учитель может самостоятельно разрабатывать необходимые мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь навыками пользователя ПК. Для этого предназначены специальные программы. В практике обучения географии различных классов мною широко используются презентации, подготовленные как мной, так и учащимися. Компьютерные образовательные программы по географии содержат в себе различную информацию: видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Собирая нужные сведения по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, их можно использовать для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint и использование возможностей разработки уроков на SMARTboard.
Создание презентации целесообразно начинать с разработки проекта, в котором необходимо определить цель работы, примерное количество слайдов, их содержание и рефлексию.
Что мне как учителю дает данная форма работы?
На создание презентационных материалов не требуется много времени, их
удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного и справочного материала для учащихся:
возможность одновременно использовать различные виды информации;
экономию времени на уроке и интегрированный подход;
материал презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта, сопровождаться заметками и комментариями;
возможность для формирования коммуникативной компетенции учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, самостоятельно добывая необходимую информацию;
глубину погружения в материал и повышение мотивации обучения;
содержание на слайдах можно легко изменить с учетом уровня подготовки класса, изменения программ содержания образования;
Цель урока: закрепить навык определения географических координат объектов на примере столиц чемпионатов мира по футболу .
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для развития навыков определения географических координат объектов и интереса к этому процессу.
Познакомить учащихся со столицами чемпионатов мира по футболу.
Планируется, что к окончанию урока каждый учащийся сможет правильно определить координаты двух предложенных объектов и нанести на контурную карту не менее трех столиц чемпионатов мира по футболу.
Воспитательные:
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме урока.
Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением контурных карт, карт атласа.
Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию групповой работы и работы в парах.
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с политической картой полушарий, политической картой Европы и контурной картой.
Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом определения географических координат объектов и нахождения местоположения объекта на географической карте по известным координатам.
Способствовать развитию волевых качеств учащихся при возникновении затруднений в ходе выполнения работы.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Проводится инструктаж, учитель настраивает детей на работу
Распределяют недостающие учебные пособия между собой
Вспоминают правила поведения на уроке, настраиваются на урок
1
II этап. Отработка навыков определения географических координат.
1.Актуализация знаний: закрепить навык определения географических координат
Создание проблемной ситуации: Вспомним, чему мы научились на прошлом уроке? Сможем ли мы применить полученные знания?
Футбол - своеобразное искусство, Об этом многие моменты говорят. И на трибунах не бывает пусто, Особенно когда чемпионат!
1-й слайд
Сможем ли мы с вами, применив полученные знания, найти на карте города, в которых в недавнем прошлом проходили чемпионаты мира по футболу.
Предлагает записать имя урока: «Футбольная география»
2-й слайд
Вспоминают тему предыдущего урока. Фиксируют поставленную учителем задачу-проблему.
Пытаются решить задачу известным им способом.
Слушают учителя. Обсуждают свои возможности для достижения цели.
Принимают и сохраняют учебную цель урока.
Предполагают, насколько каждый лично готов справиться с поставленной задачей.
Записывают имя урока
2
2. Совместное исследование проблемы
Поиск решения учебной задачи
Подводит учащихся к мысли, что для выполнения поставленной задачи
Необходима информация о тех городах, в которых чемпионаты мира по футболу.
Необходимо вспомнить алгоритм определения географических координат
Вспоминают алгоритм определения географических координат точки
Обсуждают возможности группового достижения результатов урока
Обсуждают способы решения. Анализируют высказывания одноклассников и вносят в них коррективы
5
3.Моделирование
Закрепление навыка определения координат точки по ее местоположе-нию на карте
Демонстрирует слайды презентации о футбольных столицах и предлагает учащимся определить их координаты.
Выводит на доску правильные ответы после написания их учениками.
3-6й слайды
Знакомятся с олимпийскими столицами, записывают в тетрадях названия этих городов и их координаты
Помогают друг другу определять координаты объектов. Представители групп поочередно записывают на маркерной доске определенные ими координаты
Осуществляют самоконтроль, корректируют свои умения и навыки определения координат
5
4.Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Демонстрирует слайды презентации, на которых указаны координаты футбольных столиц. Предлагает учащимся найти местоположение этих городов на карте.
7-13й слайды
Ищут новый алгоритм действий: поиск местоположения объекта на карте по известным координатам (проводят на картах вспомогательные линии дополнительных параллелей и меридианов, находят местоположения города в местах их пересечения.)
Помогают друг другу, работая в парах
Принимают и сохраняют цель задания. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои действия
5
5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Предлагает учащимся самостоятельно в парах и группах продолжить выполнение заданий по знакомству с футбольными столицами:
Осуществляют работу по выполнению предложенных операций
Помогают друг другу справиться с поставленными задачами.
Записывают полученные координаты столиц и по сигналу учителя прикрепляют листочки с записанными координатами к магнитной доске
Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль (проверяют правильность выполнения заданий на к/карте)
10
6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция способа действия.
Организует проверку и коррекцию выполненных заданий
Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
3
III. Итог урока. Рефлексия деятельности
Контроль
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают свой результат. Сдают тетради учителю на проверку.
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату
8
IV. Формулировка домашнего задания
Активизация познавательной деятельности учащихся
Предлагает с помощью ресурсов интернет узнать о городах, в которых проходили чемпионаты Европы по футболу и определить их координаты
Присваивают понятие «европейский чемпионат по футболу», «мундиаль»
Записывают домашнее задание
1
Заключение.
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках географии позволяет:
улучшить эффективность и качество образования;
ориентироваться на современные цели обучения;
повысить мотивацию учащихся к обучению;
использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
учитывать страноведческий аспект;
сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
реализовать индивидуальный подход;
усилить самостоятельность школьников;
изменить характера взаимодействия учителя и ученика;
объективно оценивать знания учащихся;
повысить качество наглядности;
облегчить труд учителя.
Использование информационно-компьютерных технологий в педагогической деятельности дает возможность учителю:
излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
экономить время для речевой практики;
организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;
заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.
Информационно-компьютерные технологии помогают ученикам:
развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
приобрести навыки работы с компьютером;
основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках географии помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Внедрение современных цифровых образовательных ресурсов создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Информационные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Что же касается результативности их использования, то они способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению географии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся начинают проявлять интерес к изучению географии, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Список литературы:
Таможня Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. География в школе. 2004. № 4. с. 64–69.
Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. М., Дашков и Ко, 2005. Маскалюк Р. М. Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.).- Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 88-90.
УМК. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/А.А. Лобжанидзе – М.: Просвещение, 2016
География. Планета Земля. 5-6 классы: Иллюстрированный атлас. – М.: Просвещение, 2016
Приложения.
Приложение 1. Презентация к уроку.
Приложение 2. Задания для групповой работы учащихся на уроке по теме
«Футбольная география»
Познакомитесь с предложенной информацией и определите координаты футбольных столиц чемпионата мира в разные годы:
Чемпионат мира по футболу дважды в 1970 году и 1986 году проходили в Мехико. Определите координаты Мехико.
Чемпионат мира по футболу дважды в 1934 году и 1990 году проходили в Риме. Определите координаты Рима.
Чемпионат мира по футболу дважды в 1938 году и 1998 году проходили в Париже. Определите координаты Парижа.
Всего в финальных турнирах чемпионатов мира участвовали сборные 79 стран. Команда этой страны имеет наибольшее число выходов в финальную часть ЧМ (20 раз). Определите столицу государства этой легендарной сборной по координатам: 150 ю.ш. и 470 з.д.
Эта страна получила право на проведение чемпионата мира по футболу 2022 года. Ввиду экстремальной жары летом будет рассмотрен вопрос об оборудовании всех стадионов кондиционерами либо о проведении чемпионата осенью или зимой. В январе 2013 года разгорелся скандал о возможном подкупе членов ФИФА при выборах страны проведения чемпионата мира 2022 года. Определите страну по координатам ее столицы 250 с.ш. и 510 в.д.
Познакомьтесь с предложенной информацией и по известным координатам определите и обозначьте местоположение названных городов на контурной карте.
39⁰СШ 32⁰ВД - Самый быстрый гол за всю историю чемпионата мира произвел Хакан Шукюр. Определите город в котором родился футболист и укажите это место на к/карте.
19⁰СШ 99⁰ЗД Самое большое количество участий в ЧМ принял Антонио Карбахаль. Определите город в котором родился футболист и укажите это место на к/карте.
4⁰СШ 74⁰ЗД. Самый возрастной игрок участвующий в ЧМ Фарид Мондрагон 43 года и 3 дня. Определите город в котором родился футболист и укажите это место на к/карте.
59⁰СШ 30 ⁰ВД . Наибольшее число голов в одном матче , забитых одним игроком стал Олег Саленко. Определите город в котором родился футболист и укажите это место на к/карте.
Приложение 3. Задания для индивидуальной работы учащихся (контроль знаний) на уроке по теме «Футбольная география»
1.Познакомитесь с предложенной информацией и определите координаты следующих городов, где запланировано проведение 21 чемпионата мира по футболу:
Калининград (Северо-западный кластер)
Самара (Волжский кластер)
Саранск (Волжский кластер)
Екатеринбург (Азиатский кластер)
2.Забивака - человекоподобный волк, официальный талисман чемпионата мира по футболу 2018 года, который пройдёт в России. Представляет собой волка с коричнево-белой шерстью в футболке со словами RUSSIA 2018 с надетыми/снятыми оранжевыми спортивными очками. Сочетание белого, синего и красного в футболке и шортах представляют национальные цвета команды России. Разработан студентом-дизайнером Екатериной Бочаровой. Определите, где родилась и учится в настоящее время Екатерина Бочарова?